Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

Переходный объект компенсирует ребенку утраченное чувство единения с матерью. Эти объекты могут сохраняться до позднего детства, а чувства к ним продлиться и на всю жизнь за счет перенесения их на другие объекты, например любимую игрушку, коллекции монет и марок и т. п.

Функции достаточно хорошей матери на ранних стадиях развития младенца сводятся к следующим четырем: 1) холдинг (holding);

2) обращение (handling);

3) представление объектов;

4) контейнирование эмоций.

Термин «холдинг» в буквальном смысле означает «держание на руках». В понимании Д.В. Винникотта это все, что делает мать, и все то, чем она является для свого грудного ребенка, материнская забота и поддержка. В широком значении термин «холдинг» может включать функции семьи и заботу профессионалов.

Хороший холдинг облегчает процесс развития личности. Плохой холдинг приводит к постоянному прерыванию процесса развития, поскольку ребенок реагирует на неудовлетворительное приспособление к его потребностям. Дети не помнят хороший холдинг, но запоминают плохой. Неумелое обращение с младенцем можно выразить словом «обида». Такие обиды складываются в чувство небезопасности, что задерживает процесс развития.

В случае «достаточно хорошего холдинга» мать обеспечивает ребенку дополнительную эго-фуикцию, зная основные потребности ребенка. Благодаря этому малыш уже на ранней стадии развития обретает пусть слабое, но собственное Эго. Обретению целостности способствует и телесный контакт с матерью, когда та берет ребенка на руки.

В случае плохого холдинга ребенка преждевременно заставляют обрести сознание, к чему младенец еще плохо подготовлен. Это причиняет младенцу душевную боль. Это боль такого свойства, которую шизофреник носит в себе. Она одновременно является и памятью, и угрозой, что заставляет человека предпочесть жизни самоубийство.

Плохой холдинг наблюдается в случае неправильных или неуверенных действий матери. При этом у ребенка возникает ощущение крайнего дискомфорта на грани страдания. Неуверенные в себе, тревожные или депрессивные матери не способны обеспечить поддержку, и ребенок может пронести свое ранее ощущение «шаткости» окружающего мира и отношений с близкими через всю дальнейшую жизнь.

Обращение выступает основой формирования у младенца чувства психосоматического партнерства. Благодаря ему формируется представление о «реальном» в противовес «нереальному». Неправильное обращение препятствует развитию должного мышечного тонуса, нарушает возможность наслаждаться функциями организма и бытием.

Представление объектов развивает способности соотноситься с объектами. Неправильное представление объектов мешает ребенку развивать реальные отношения с миром.

В обычных условиях от матери зависит, знает ли отец своего младенца или нет. Отцу бывает трудно принимать участие в воспитании младенца по разным причинам, например потому,

 что он может не бывать дома, когда ребенок не спит.

Однако зачастую, даже если отец дома, то мать с трудом понимает, как она может его задействовать и когда необходимо его отстранить. Для отношений мужа и жены лучше, если они повседневно вместе участвуют в заботе о малыше. По мере того как малыш растет, начинает ходить, богатство мельчайших подробностей ухода и взаимодействия с ним увеличивается, а связь между женой и мужем укрепляется.

Зачастую отцы вначале неловко чувствуют себя с младенцем, а некоторых вообще невозможно заинтересовать детьми. Но матери могут организовать помощь мужей в незначительных делах, например в совмест ном купании ребенка. Все зависит от того, что и как делает мать.

Однако некоторые мужчины, которые считают, что были бы лучшими матерями, чем их жены. Это может стать серьезной помехой в деятельности матери. Особенно это справедливо, если такие отцы могут побыть «образцовой матерью» только в течение получаса, а потом снова уйти по делам, не считаясь с тем, что матери приходится быть матерью двадцать четыре часа в сутки день за днем. Мать не должна отходить на второй план.

Младенец прежде всего узнает мать. Когда в жизни младенца возникает отец, он притягивает к себе чувства, которые младенец уже испытал по отношению к некоторым свойствам матери, и для матери огромное облегчение, если отец ей помогает. Кроме того, ребенок очень чувствителен к взаимоотношениям родителей, и если они хорошие, то он первым это оценивает. В этом случае ребенок воспринимает жизнь как более легкую, приятную, с ним легко управляться. Для ребенка хорошие отношения матери и отца - это социальная безопасность.

Отец необходим для нормальной поддержки матери, чтобы он подкреплял ее власть, был тем человеком, который олицетворяет закон и порядок, внесенные матерью в жизнь ребенка. Для этого отцу не обязательно присутствовать постоянно, но он должен появляться достаточно часто, чтобы ребенок мог воспринимать его живым и реальным.

Ребенку легче иметь двух родителей: одного родителя можно продолжать любить, а второго можно и ненавидеть. Это само по себе обладает стабилизирующим значением. Время от времени ребенок должен кого-нибудь ненавидеть. Если отца нет рядом, он будет ненавидеть мать, а это приведет к глубокому внутреннему смя тению, потому что мать он страстно любит.

Кроме того, отец необходим младенцу из-за своих положительных качеств и того, чем он отличается от других людей. Самое подходящее время для знакомства ребенка с отцом - ранний период, когда впечатления ярки. Один ребенок в возрасте нескольких месяцев оглядывается в поисках отца, тянется к нему, когда тот заходит в комнату, другой же ребенок отворачивается и лишь со временем позволяет отцу стать важной личностью в своей жизни. Дети создают свой идеал, по крайней мере, частично, на основе своих наблюдений за отцом, или представлений о нем.

Одна из самых важных функций отца по отношению к детям - быть живым и оставаться живым, пока они маленькие. Если отношения отца и матери счастливые и надежные, привязанность детей к отцу не будет считаться соперничеством и помехой в отношениях супругов. В то же время некоторым матерям легче перенести дружбу отца с сыном, чем с дочерью. В результате тесная связь отца и дочери вместо того, чтобы развиваться естественно, страдает- из-за материнских проявлений ревности и соперничества.

Мать не может сделать отношения между ребенком и отцом более богатыми, но в ее силах орг анизовать их или помешать им. Если мать позволяет отцу побыть вместе с детьми, она сама станет им намного дороже и как жена, и как мать.

Психика не обязательно берет начало с момента рождения. Процесс рождения сохраняется в ребенке: возможно, каждая деталь процесса рождения, как она воспринимается чувствами

 младенца, запечатлевается у него в мозгу.

Д.В. Винникотт вводит термин «нормальное рождение» - это рождение, происходящее в нужный момент с точки зрения ребенка. При таком рождении психическая травма минимальна. Уровень организации мозга ребенка позволяет ему воспринимать процесс рождения как естественный.

При нормальном рождении ребенка подводят к рождению потому, что он готов к нему. В этом случае ребенок что-то делает сам, например, проталкивается, потому что ему нужно дышать.

Психотерапия имеет дело с теми случаями, когда рождение не было нормальным, например с промедлением, которое в восприятии младенца выглядит как бесконечное, не имеющее причин надеяться на разрешение событий.

Кормление младенца - это проявление на практике отношений любви между двумя человеческими существами. Ситуация кормления инициирует человеческие отношения. В этот момент закладывается модель отношения ребенка к объектам и миру в целом.

Если эмоциональные отношения между матерью и ребенком развивались естественно, то отсутствует необходимость постороннего вмешательства в процесс кормления. Мать и ребенок сами «знают», что для них является лучшим. В этом случае ребенок съедает нужное количество молока в нужном темпе и знает, когда нужно остановиться. Мать, понимая своего ребенка, знает, что самое главное в кормлении — это не кормление, а психологический контакт.

Техника кормления, количество, расчет времени - все это носит естественный характер. Мать предоставляет младенцу решать то, что в его силах самостоятельно решить. Абсолютно бесполезно кормить ребенка силой.

Когда ребенок голоден, то у него внутри разгневанные тигры и львы. Собственные чувства пугают ребенка, поскольку он еще не очень хорошо знаком с ними. В этот момент ребенку помощь матери просто необходима. Проявляя терпение, позволяя поиграть с ней (взять в рот сосок, потрогать его рукой и т. п.), мать создает основу для совладения ребенка со своими чувствами.

Для ребенка важно не только своевременно получать пищу, но и получать ее с любовыо. Следовательно, в процессе кормления, да и в целом ухода за ребенком, должно присутствовать материнское наслаждение, иначе вся процедура становится бесполезной, механической. Кормление ребенка - способ общения матери с ним. Контакт глаза в глаза матери и ребенка - значимый аспект раннего опыта, необходимый и при кормлении грудыо, и при использовании бутылочки.

Д.В. Винникотт подчеркивает, что не следует агитировать мать кормить грудью ребенка, а тем более заставлять ее это делать. У младенца есть другие возможности испытать физическую близость с матерью. Однако отказ от кормления грудыо лишает- мать и ребенка особого опыта.

Кормление грудью психологически существенно отличается от кормления из бутылочки по ряду параметров:

  1. Мать, кормящая грудыо, расслаблена. В то время как мать, кормящая ребенка из бутылочки, должна все время следить за процессом.
  2. При кормлении грудыо ребенок получает всю полноту ощущений - вкусовых, обонятельных, тактильных. Это дает ребенку богатство переживаний, которые являются материалом для сновидений. В этом ограничен ребенок, которого кормят из бу тылочки.
  3. При кормлении грудью ребенок учится справляться со своими агрессивными порывами. Со временем у ребенка появляется желание кусать грудь. Когда ребенок кусается, царапается, тянет за волосы, у матери одна задача - уцелеть, подавляя собственное инстинктивное желание наказать или ответить агрессивностью на агрессивность. Тем самым мать дает ребенку понять, что в критический момент она не превращается в мстительную и карающую. Благодаря этому младенец объективизирует мать, помещая ее в мир, не являющийся частью его самого. Ребенок делает мать полезной. Вскоре он начинает защищать материнскую грудь и, даже когда появляются первые зубы, редко кусает из побуждения причинить боль. Очевидно, что существуют различия между «выживанием груди» и «выживанием бутылочки».

Хороший опыт кормления является основой отлучения от груди. За период кормления у ребенка достаточно оснований для хороших воспоминаний и приятных грез. Но это не просто тысяча случаев кормления, это также способ связи матери и младенца. Опыт кормления грудью, успешно проведенный и завершенный, является хорошей основой для жизни. Он дает материал для богатых фантазий и делает людей способными рисковать.

К девяти месяцам младенцы уже умеют успешно избавляться от разных вещей и даже сами могут отлучить себя от груди. Однако желание перестать кормить грудыо должно исходить от матери. Она должна быть достаточно стойкой, чтобы выдержать гнев младенца и те ужасные представления, которые возникают у него вместе с гневом. Несомненно, младенец, которого кормили грудыо успешно, в должное время сам рад отказаться от груди.

Отлучение от груди - один из тех процессов, который позволяет ребенку взрослеть, если ему обеспечено надежное окружение. Если вы представляете всю сложность отлучения от груди, вы не будете брать своего малыша на руки без большой на то необходимости. Иначе это проявление жалости не позволит продвигаться вперед.

Только что отлученный от груди ребенок сталкивается с противоречием: хорошая мать и грудь, которая вдруг стала плохой, поэтому младенцу надо дать время для того, чтобы приспособиться и прийти в себя. Хорошая мать не уклоняется от этого. В течение дня ей на несколько минут приходилось становиться плохой матерью, и она к этому привыкла. Со временем она становится снова хорошей матерью. Ребенок растет и постигает мать такой, какова она в реальности: не идеал, но и не ведьма.

В отлучении от груди заключен и более широкий аспект: отлучение — не прос то приучение к новой пище, к пользованию чашкой и к активной помощи рук при еде. Оно включает в себя постепенное расставание с иллюзиями, и это тоже важная часть работы с родителями.

Мать интуитивно постигает ощущения младенца, потому что какое-то время настроена на подобные ощущения. Обучение только осложняет эту тончайшую коммуникацию между ребенком и матерью.

Почти все матери в большей или меньшей степени испытывают ощущение, что они украли ребенка у своей собственной матери. Это ощущение связано с игрой в дочки-матери, со снами и фантазиями, которые у нее были в детстве, когда ее отец был идеалом. В связи с этим женщина испытывает, ав некоторых случаях должна испытывать чувство, что медсестра-акушерка - это мстящая мать, которая пришла, чтобы отнять у нее ребенка.

Медсестре не нужно ничего делать с этим, но будет очень полезно, если она постарается не брать (в прямом смысле этого слова) ребенка у матери, лишая мать естественного контакта с ним.

В целом базовые положения теории Д.В. Винникотта могут быть представлены следующими выводами:

  1. Рождение ребенка — момент, означающий перемену больше в матери и в целом в жизни родителей, чем в ребенке.
  2. Родительская любовь - не просто естественный инстинкт родителей, а нечто абсолютно необходимое детям.
  3. Матери и отцы растут вместе с каждым своим ребенком.
  4. Научиться материнству невозможно. И тревога за ребенка не сможет заменить любовь к нему.

 «-»Как и большинство психоаналитиков, Д.В. Винникотт абсолютизирует влияние раннего опыта на дальнейшую жизнь человека, утверждая, что многие травматические приобретения детства практически не могут быть подвергнуты коррекции и остаются навсегда.

Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер