Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

В последующем был добавлен еще один вид памяти - эпизодическая. Она сохраняет конкретные случаи из жизни, личностно значимые эпизоды, которые фиксируются как вербально, так и визуально. Эта память доступна сознательному контролю и более лабильна, чем друг ие виды памяти.

  1. Качество привязанности. В его основе находится безопасность или небезопасность, которую обеспечивает фигура привязанности. Качество привязанности позволяет выявить специально разработанный М. Эйнсворт тест «Незнакомая ситуация» или «ситуация с незнакомым взрослым», проводившийся с годовалыми детьми.

Экспериментальная ситуация реализации данного теста состоит из 8 эпизодов длительностью 3 минуты каждый: 1) предварительное знакомство с лабораторной игровой комнатой; 2) ребенку дается возможность исследовать привлекательную игрушку в присутствии матери; 3) в игровую комнату входит незнакомый взрослый человек, который первоначально спокойно сидит в стороне; 4) незнакомец меняется с матерью местами, предлагает ребенку поиграть с ним; 5) мать уходит и оставляет ребенка с незнакомым взрослым; 6) мать возвращается и начинает играть с ребенком; 7) незнакомец и мать исчезают вместе, оставляя ребенка наедине с игрушками; 8) мать вновь возвращается к ребенку и уже не расстается с ним.

Показателями качества привязанности в тесте «Незнакомая ситуация» является реакция ребенка на разлуку и встречу с матерью. Другие характеристики ситуации - качество общения с матерью, характер отношения к незнакомому взрослому, особенности предметных действий ребенка и др. - как правило, во внимание не принимаются.

В результате эксперимента были выявлены 3  группы детей, каждая из которых характеризуется отдельным типом привязанности.

Дети группы «А» соответствуют «отстраненной, избегающей, небезопасной привязанности», обычно при разлуке с матерью не огорчаются и не плачут, а при возвращении матери игнорируют м или даже избегают. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуж- иппп и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка.

Матери отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным in ношением к потребностям ребенка, излишней требовательностью. Они пнут быть как постоянно контролирующими, но отвергающими личность ребенка, так и открыто враждебными, нечувствительными и игнорирующими. Дети, проявляющие этот тип привязанности, как правило, имеют опыт отвержения со стороны матери при попытках эмоционального взаимодействии с ней. В результате ребенок избегает открытого выражения эмоций и по- фебностей, как бы скрывая свое состояние.

Дети группы «В» отличаются наличием «падежной, безопасной привязанности». Они огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с ма- гсрью и стремятся к близости, взаимодействию с матерью, радуются при ее возвращении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежной привя- шнности и о наличии у него чувства безопасности.

Матери таких детей отличаются чуткостью, внимательностью, теплотой, они понимают и удовлетворяют все потребности ребенка. Они пытаются договориться с ребенком, готовы изменить свое поведение, принимают его, обращаются к его мыслям и переживаниям, строят совместные планы, исполнение которых считают обязательным и для себя. Надежную, безопасную привязанность может обеспечить преимущественно мать с достаточно высоким интеллектуальным уровнем.

Дети группы «С» характеризуются «амбивалентной, небезопасной, тревожно-амбивалентной привязанностью». Они дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью. При встрече они сопротивляются контактам с матерью (сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и взяли на руки). Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии у ребенка чувства уверенности и безопасности.

Матери отличаются непоследовательностью, неустойчивостью, непредсказуемостью поведения. Они могут быть как недостаточно, так и чрезмерно чувствительными к любым проявлениям ребенка. Такие матери иногда удовлетворяют потребности ребенка, иногда раздражаются, а иногда вообще не реагируют на его поведение. Невозможность предсказать поведение окружающих вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева.

М. Эйнсворт в проводимом исследовании опиралась на четыре измерения материнского отношения к ребенку:

    1. чувствительность-нечувствительность к потребностям младенца, в которой проявляется способность матери понимать потребности ребенка и видеть все с его точки зрения;
    2. принятие-отвержение, показывающее ценность ребенка и его роли для матери;
    3. кооперативность-вмешательство, отражающее уважение матери к самостоятельности и индивидуальности ребенка, ее склонность поддержи вать его инициативу или навязывать собственные желания;
    4. поддержка-игнорирование, демонстрирующее степень эмоциональ ной адекватности матери, ее эмоциональность и эмоциогенносгь.

Перечисленные типы привязанности являются основными, выделен ными М. Эйнсворт. Исследователи называют другие типы привязанности Так, Б.Е. Микиртумов выделяет дезорганизованный тип (тип D), при кото ром дети показывали аномальные, противоречивые реакции (застывали в од ной позе, убегали или проявляли страх матери). Упоминается также симбио тический тип привязанности, при котором дети не отпускают мать ни ни шаг и полное разлучение становится практически невозможным.

Основываясь на двух критериях анализа (во-первых, реакция ребенка на мать в ее присутствии, когда она уходит и когда возвращается; во-вторых, особенности исследовательского поведения ребенка в различных ситуациях) выделены пять групп младенцев.

Группа Р характеризуется теплым приветствием матери ребенком после ее возвращения, не наблюдается никакой амбивалентности. Исследовательское поведение ребенка явно выражено в присутствии матери. Ребенок обращает внимание на местонахождение матери и обменивается с ней взглядами. Время от времени он возвращается к матери и наслаждается контактом с ней.

Группа Q похожа по своим поведенческим проявлениям на предыдущую. Отличия заключаются в том, что дети в этой группе более активны в незнакомой ситуации, а также склонны проявлять некоторую амбивалентность по отношению к матери. Если ребенок игнорируется матерью, то он может становиться крайне требовательным, в то же время ребенок сам может игнорировать мать или избегать ее в ответ. При этом они способны на счастливые взаимные обмены чувствами.

Группа R характеризуется активным поведением ребенка безотносительно к тому, присутствует мать или нет, а также знакома ему окружающая ситуация или нет. Ребенок склонен к незначительному общению со своей матерью, ему часто не нравится, когда она берет его на руки. В то же время после непродолжительной разлуки с матерью ребенок ведет себя по-иному: попеременно ищет близости с ней, а затем избегает ее лица или выскальзывает из ее объятий.

Группа S отличается изменчивым поведением ребенка. Ребенок проявляет амбивалентность относительно контакта с матерью: часто ее ищет, не испытывает заметной радости или даже сильно сопротивляется взаимодействию с ней. Иногда ребенок кажется независимым, а иногда явно встревоженным по поводу местонахождения матери. В незнакомой ситуации ребенок склонен игнорировать присутствие матери и избегать как близости, так и контакта с ней.

Группа Т отличатся склонностью детей быть пассивными как дома, так ситуации. Ребенок озабочен местонахождением матери и много плачет в ее отсутствии, однако может быть заметно амбивалентным  по отношению к ней, когда она возвращается.

Детские типы привязанности были перенесены на исследование взрослых. Использование «Интервью о привязанности для взрослых» (AAI) позволило М. Мэйн выделить 3 типа привязанности взрослых.

Автономно-надежные. Респонденты давали позитивно окрашенный и согласующийся по оценке и излагаемым фактам отчет об отношениях с родителями. Данный тип привязанности соответствует надежной привязанности, выделенной М. Эйнсворт.

Озабоченные. Респонденты не могли представить целостной картины их отношений с родителями, вспоминали преимущественно о конфликтах и обидах в отношениях с родителями, причем обиды были актуальны и в настоящем времени. Этот тип привязанности соответствует амбивалентному типу по М. Эйнсворт.

Дистанцированные. Респонденты были не способны вспомнить что- либо о близких отношениях в детстве, в некоторых случаях идеализировали своих родителей, присутствовали описания ситуаций отвержения родителями в детстве. Данный тип привязанности соответствует отстраненной привязанности в типологии М. Эйнсворт.

Эмпирически было установлено, что типы привязанности взрослых коррелировали с качеством привязанности их собственных детей, т. е. у дистанцированного родителя высокая вероятность иметь «избегающего» ребенка. Дальнейшие исследования К. Бартоломью, активно разрабатывающей концепцию рабочих моделей, позволили подробно описать индивидуальные различия отношений привязанности в зависимости от рабочих моделей себя и других. К. Бартоломью выделила четыре типа (стиля) привязанности взрослых. Их подробное описание представлено в работе И.В. Матушевской.

Надежный тип. Характеризуется позитивной моделью себя и позитивной моделью других людей. Люди такого типа имеют положительный опыт взаимоотношений с другими. Как правило, ищут близости, им комфортно проявлять свои чувства. Прибегают к конструктивному разрешению конфликтов. Им важна дружба, уважение других. Открыты, могут выражать свои негативные чувства. Романтические отношения характеризуются интимностью, близостью, взаимной включенностью. Другие люди их оценивают как теплых, дружелюбных, на них можно положиться.

Испуганно-избегающий тип. Отличаются негативной моделью себя и других. Ненадежные, колеблющиеся, застенчивы и неловки. Эмоционально не экспрессивны, не показывают свои чувства. Обладают высокой эмоциональной зависимостью, сильной ревностью и страхом сепарации. Им сложно доверять другим. Чрезвычайно чувствительны к любым признакам отвержения со стороны других. Могут иметь небольшое количество близких друзей, но им надо много лет, чтобы установить эту дружбу. Они блокируют проявление чувств и избегают конфликтов с друзьями. С трудом вовлекаются в романтические отношения из-за страха быть отвергнутыми или выставить себя в негативном свете.

Озабоченный тип. Характеризуются негативной моделью себя и позитивной моделью других. Представители этого типа эмоционально реактивны и экспрессивны, в крайнем проявлении - театральны. Они имеют низкую уверенность в себе, их самооценка сильно зависит от мнения других. Отсюда высока вероятность ревности и страха сепарации. Отчаянно ищут компанию и внимание других, чрезмерно требуют близости во взаимоотношениях. Имеют тенденцию неразборчиво открывать свои чувства. Создают впечатление, что другие им постоянно недодают. Романтические отношения для них имеют высочайший приоритет, и это зачастую является причиной конфликта между романом и дружбой. Могут беспокоиться, что никогда не найдут человека, с которым можно прожить всю жизнь, и при этом постоянно вовлечены в романтические отношения. Очень быстро эмоционально вовлекаются в новые взаимоотношения, часто и быстро влюбляясь.

Отвергающе-избегающий. Отличается позитивной моделью себя и негативной моделью других. Люди этого типа создают впечатление холодных, рациональных, равнодушных и отстраненных. Редко проявляют свои эмоции. Имеют тенденцию к эмоциональной независимости, полагаются только на себя. Обычно не испытывают ревности и тревоги, когда разделены с близкими людьми. Довольно критичны и циничны к другим, соблюдают дистанцию в эмоциональных отношениях. Их дружба чаще всего поверхностна, основана на взаимной выгоде, а не на эмоциональной близости. Роман- пмк'ские отношения отличаются недостатком интимности, низким саморас- I |н.писм. Крайне осторожны в обязательствах и быстро устают от отношении Считается, что на бессознательном уровне они чувствуют страх за свое 7 Их принятие отстраненной позиции является способом защиты себя от угрозы от других.

Существует несколько аспектов, по которым данная теория подверглась критическим оценкам.

Во-первых, качество привязанности признается статичным, преимуще- | I пенно сформированным к концу первого года жизни и не имеющим своего шпрастного развития. Это вызывает неудовлетворенность ученых и приводит к попыткам построения иной периодизации становления привязанности. И частности, П. Криттенден подчеркивает, что к началу дошкольного возраста число детей с амбивалентной привязанностью заметно возрастает по сравнению с периодом младенчества. Позже число детей с этим типом привязанности вновь снижается, и распределение по типам к 5-6 годам становится примерно равным.

Во-вторых, Дж. Боулби сосредоточился на анализе филогенетических истоков привязанности, стремясь показать преемственность механизмов привязанности к матери у животных и человека. Однако вопрос о качественном различии привязанности у животных и человека не получил должного рассмотрения.

В то же время теория привязанности обладает и рядом преимуществ. IJo-первых, теория выходит за рамки детского возраста, распространяясь на весь период индивидуального развития человека. Во-вторых, теория привязанности опирается на другие психологические концепции. Речь идет об идее подкрепления поведения в теории научения, представлениях о развитии репрезентативных моделей Ж. Пиаже. Это позволяет сделать объяснительную модель более целостной, разносторонней. В-третьих, теория привязанности распространяется на область патологий, рассматривая их как результат негармоничных ранних отношений с родителями.

 

 

 

Перинатальный опыт в биоэнергентическом анализе А. Лоуэна

Александр Лоуэн (23.12.1910-28.10.2008 гг.) - известный американский психоаналитик, один из основателей биоэнергетического анализа и исследователей проблем сексуальности.

Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер