Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

Отдельное значение имеет связь рождения и смерти в бессознательном. Рождение в своей возможности или даже в действительности является угрожающим жизни событием. Внутриутробное существование эмбриона прерывается родами, что равносильно умиранию. Эмбрион действительно «умирает» как водный организм и рождается как воздуходышащий, т. е. как физиологически и анатомически другой вид жизни.

Перинатальные переживания организованы в тематические группы, основа которых связана со стадиями рождения. Каждая из четырех тематических групп - базовых перинатальных матриц (БПМ) - характеризуется особыми чувствами, физическими ощущениями и символами. Переживания периода рождения оставляют глубокие бессознательные следы в психике, которые в дальнейшем оказывают значительное влияние па жизнь индивида.

Содержанием БПМ являются перинатальные явления, которые включают два компонента - биологический и духовный. Биологический компонент состоит из реальных переживаний, связанных с индивидуальными стадиями биологических родов. В то же время каждая стадия родов имеет духовную составляющую: для внутриутробного существования - переживание космического единства; первая стадия родов - ощущение закрытости в маточной системе, соответствующее переживанию «выхода нет» или аду; вторая стадия родов - борьба между смертью и вторым рождением; третья стадия родов - переживание смерти Эго и повторного рождения.

Содержание БПМ связано с соответствующей активностью в эрогенных зонах по 3. Фрейду, с особыми типами эмоциональных и психосоматических нарушений (см. табл. № 3).

3. Трансперсональный (надличностный) уровень. Он включает в себя  более узкие представления К.Г. Юнга о коллективном бессознательном, опосредует связь с аспектами феноменального мира, мифологическими и архе- типическими мирами. Этот уровень охватывает все виды наследственной, расовой, коллективной и психогенетической памяти, кармические переживания и архетипические движущие силы.

Надличностный уровень психики представлен переживаниями, подразделяющимися на три самостоятельные категории:

  1. Расширение переживания внутри пространства-времени и общепризнанной действительности: выход за пределы обычного восприятия пространства и времени, в т. ч. пространства своей телесной оболочки.
  2. Расширение переживания за пространство-время и общепринятую действительность: видения архетипических существ, богов и демонов, посещение мифологических ландшафтов.
  3. Надличностные переживания психоидной природы: от синхронно- стей, духовного исцеления, обрядовой магии до психокинеза и других явлений, демонстрирующих власть духа над материей.

Данная классификация надличностных переживаний является феноменологической, а не иерархической, поскольку она не определяет уровни сознания, на которых эти переживания происходят.

Перинатальный и трансперсональный уровни составляют трансбиографический уровень психики.

Переживания всех трех уровней доступны большинству людей, как в результате определенного воздействия (психотерапия, психоделические сеансы), так и непосредственно, например во сне. Большинство биографических СКО связаны с определенными аспектами процесса рождения, т. е. с перинатальным уровнем психики. В то же время перинатальные переживания связаны с грансперсональным уровнем. Динамическая СКО может охватывать материал биографических периодов, биологического рождения и различных областей трансперсонального мира, т. е. пронизывать все три уровня психики.

Таблица № 3

Характеристика базовых перинатальных матриц С. Грофа

Биологическая основа матрицы

БПМ-1

Опыт симбиотического союза плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования.

БПМ-II

Первая клиническая стадия родов. Нарушение гармонии и равновесия существования плода за счет механических сокращений матки. Шейка матки нераскрыта, выход недоступен.

БПМ-Ш

Вторая клиническая стадия родов. Продолжаются сокращения матки, но шейка матки уже раскрыта, что позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу.

БПМ-IV

Третья клиническая стадия родов. Непосредственное рождение ребенка. Завершение борьбы за рождение.

Феноменология на сеансах

БПМ-1

Безмятежная внутриутробная жизнь («хорошая матка»): реалистичные воспоминания о «хорошей матке»; видения Рая и Небес; «океанический» тип экстаза; природа в своем наилучшем проявлении («мать-природа», водные формы жизни (водоросли, медузы, рыбы, дельфины); пребывание в невесомости или в




 

 

космическом корабле, находящемся на орбите. Нарушения внутриутробной жизни («плохая матка»): реалистичные воспоминания о «плохой матке» (критические состояния плода, эмоциональные срывы матери, опасность выкидыша, попытка аборта, ситуация близнецов); неприятные телесные ощущения (похмелье, дрожь, ощущение отравленности); встреча с демоническими существами и другими метафизическими силами зла; переживания подводных опасностей; отождествление с солдатами, подвергшимися химическому нападению.

БПМ-11

Космическое поглощение: невыносимая и безысходная бесконечная ситуация; разнообразные видения Ада; апокалипсическое видение мира (ужасы войн, концлагерь, эпидемии, запустение, смерть); мучительное чувство вины и неполноценности; безмерные телесные и душевные муки; бессмысленность человеческого существования; зловещие, темные цвета и неприятные телесные ощущения (гнет, давление, затрудненное дыхание).

БПМ-111

«Вулканический» тип экстаза; яркие цвета; взрывы и фейерверки; сцены гаремов и карнавалов; садомазохистические оргии; убийства и кровавые «жертвоприношения»; мощные телесные ощущения (сдавливание и боль, удушье, мышечное напряжение, жар и озноб, потливость, звон в ушах); усиление страданий до космических размеров; грань между болью и удовольствием.

БПМ-IV

Расширение пространства; «иллюминативный» тип экстаза, яркий свет и прекрасные цвета; видения гигантских помещений; приятные телесные ощущения, иногда прерывающиеся пупочными спазмами; огромное понижение давления; чувство повторного рождения и спасения; осознание простого способа жизни, братские чувства.

Ассоциативные воспоминания из постнатальной жизни

БПМ -I

Ситуации, в которых удовлетворяются насущные потребности: счастливые дни младенчества и детства (заботливый материнский уход, игра со сверстниками, семейное согласие); взаимная любовь и влюбленность; путешествие и отдых в красивой местности; приобщение к предметам искусства высокой эстетической ценности; купание в океане, чистых озерах и т. п.

БПМ-1/

Ситуации, угрожающие жизни и целостности тела (военный опыт, несчастные случаи, травмы, операции, тяжелые болезни, утопания, удушье, тюремное заключение, «промывка мозгов», жестокие допросы, оскорбления и т. д.); тяжелые психологические травмы (заброшенность, опасные ситуации, эмоциональная депривация, тягостная семейная атмосфера, насмешки, унижения и т. п.).




 

БПМ -III

Сражения, битвы и приключения (атаки и штурмы в сражениях и революциях, испытания военной службы, тяжелые воздушные бои, океанские штормы, опасная езда на автомобиле, драки); высокочувственные воспоминания (карнавалы, увеселительные заведения и ночные клубы, загородные прогулки, сексуальные оргии и т. д.); наблюдения в детстве за сексуальной активностью взрослых, опыт совращения или изнасилования; у женщин -деторождения.

БПМ -IV

Счастливое избавление от опасности (конец войны или революции, спасение после несчастного случая или операции); преодоление сложных препятствий решительными действиями; случаи напряжения и упорной борьбы, завершившейся выдающимся успехом; картины природы (начало весны, прекращение океанского шторма, восход солнца и т. гг.).

Активность в эрогенных зонах по 3. Фрейду

БПМ -I

Удовлетворение либидо во всех эрогенных зонах; либидозное чувство во время раскачивания и купания; частичное ощущение этого состояния после орального, анального, уретрального или генитального удовлетворения и после деторождения.

БПМ -11

Оральная фрустрация (жажда, голод, болезненные раздражения); задержка кала и мочи; сексуальная фрустрация; ощущения холода, боли и другие неприятные чувства.

БПМ-III

Жевание и глотание пищи, оральная агрессия и разрушение объекта; дефекация и мочеиспускание; анальная и уретральная агрессия; оргазм; деторождение; статоакустический эротизм (тряска, гимнастика, прыжки в воду, парашютный спорг).

БПМ-IV

Насыщение после голода и утоления жажды; удовольствие от сосания; либидозное чувство после дефекации, мочеиспускания, сексуального оргазма или родов.

Родственные психопатологические синдромы

БПМ-I

Шизофренические психозы (пароноидальная симптоматика, чувство мистического союза, столкновение с метафизическимгг силами зла); ипохондрия, основанная на странных и необычных телесных ощущениях; истерические галлюцинации и смешение грез с реальностью.

БПМ-II

Шизофренические психозы (адские муки, переживания бессмысленного «картонного» мира); тяжелая заторможенная «эндогенная» депрессия; иррациональные чувства неполноценности и вины, ипохондрия, вызванная болезненными телесными ощущениями; алкоголизм и наркомания, псориаз, язва желудка.

БПМ-III

Шизофренические психозы (элементы садомазохизма и ското- логии, членовредительство, патологическое сексуальное поведение); тревожные депрессии; сексуальные отклонения (садома-




 


 

зохизм, мужской гомосексуализм, урологния, копрофагия); невроз навязчивых состояний; психогенная астма; тики и заикания; конверсивная и тревожная истерия; фригидность и импотенция; неврастения; травматические неврозы; вегетативные неврозы; мигрень; энурез и энкопрез.

БПМ-IV

Шизофренические психозы (опыт смерти-возрождения, мессианский бред, элементы разрушения и воссоздания мира, спасение и искупление, идентификация с Христом); маниакальная симптоматика; женский гомосексуализм; эксгибиционизм.




 

Таким образом, исследования холотропных состояний сознания дают основания С. Грофу утверждать, что каждый человек является, с одной стороны, частью огромной мировой системы, с другой - представляет самостоятельную систему. Человек несет в себе сведения обо всем мире, обо всем сущем, обладает возможным доступом ко всем его частям.

Картография психики, предложенная С. Грофом, изображает человеческую психику как соразмерную в своем существовании со всем космосом и всей полнотой существующего. Значительное влияние на жизнь индивида оказывают переживания периода рождения, оставляющие глубокие следы в бессознательном. Базовые перинатальные матрицы, предложенные С. Грофом, позволяют проследить содержание указанных переживаний и определяют их роль в развитии психопатологических состояний человека.

Однако критике подвергается универсальность содержания и последовательность предложенных С. Грофом перинатальных матриц. Остается недостаточно ясной возможность влияния предшествующих матриц на идущие после них. Кроме того, вопрос вызывают факторы, приводящие к фиксации человека на строго определенной матрице, а также то, что в одних случаях наблюдаются ярко выраженные психопатологические симптомы, в то время как в других случаях они отсутствуют.

 

Экзистенциально-гуманистический подход к перинатальному опыту

Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, не одно и то же. Название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому, а также наличии достоинства, способности к самодетерминации, уникальности, аутентичности, целостности. Экзистенциальный и гуманистический подходы представлены работами В. Франкла, Дж. Бюдженталя, Р. Мэя, К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Вопросы перинатальной психологии не являлись предметом отдельного анализа в работах психологов экзистенциально-гуманистического направления. Однако, рассматривая проблемы смысла жизни, самоактуализации, любви и других человеческих мировоззренческих проявлений, авторы данного подхода не могли обойти стороной рождение человека, материнство и отцовство, воспитание ребенка.

Для некоторых женщин, согласно А. Маслоу, рождение ребенка само по себе может стать абсолютной самоактуализацией.

Говоря о конкретной женщине, важно учитывать, в какой степени в ней сочетается любовь к профессиональному и домашнему труду, что именно она считает своим предназначением, что для нее любимо, важно и значимо. А. Маслоу не прослеживает самоактуализацию в рождении ребенка для мужчин. Самоактуализировавшийся мужчина - человек, преимущественно увлеченный любимым делом, служащий своему «призванию».

Согласно Р. Мэю, многие женщины обретают уверенность и расцветают, когда у них появляется ребенок. Рождение ребенка - это особое проявление силы, продолжение себя, обретение нового члена своего рода, новой жизни. И напротив, неспособность иметь детей является крайней формой проявления бессилия. У мужчин прослеживаются аналогичные переживания. Появление ребенка для мужчины - это опыт подтверждения их мужественности. Чувство отцовской гордости - реально действующее переживание.

В то же время, как подчеркивает К. Роджерс, предположение, что рождение детей является единственным смыслом жизни, противоречит самому себе. Нечто само по себе являющееся бессмысленным нельзя сделать осмысленным, лишь увековечивая его. Если бы дети были единственным смыслом жизни, то жизнь стала бы бессмысленной, потому что в жизни, кроме этого, надо чего-то достичь, что-то завершить.

Однако бесплодие может переживаться человеком как потеря смысла жизни. К. Роджерс утверждает, что жизнь может иметь смысл независимо от того, длинная она или короткая, оставил человек детей после себя или умер бездетным. Если смысл жизни заключается только в продолжении рода, то каждое поколение будет находить свой смысл только в следующем поколении. Следовательно, проблема поиска смысла просто передавалась бы от одного поколения к другому, и ее решение постоянно бы откладывалось.

Вместе с тем, каждый человек в жизни имеет свою задачу, свою миссию, к которой он должен идти. Каждый человек уникален в своей сущности и в своем существовании. К. Роджерс подчеркивает, что искать общий смысл человеческой жизни все равно, что спрашивать шахматного игрока: «Какой ход лучший?» Вне контекста конкретной ситуации конкретной игры не существует такой вещи, как «лучший ход». То же самое для человеческого существования имеет общий смысл жизни.

Самореализация предполагает использование доступных человеку возможностей. Когда возможность реализуется, она реализуется навсегда и уже никогда не может быть уничтожена. Рождение ребенка - одна из возможностей, данных человеку, которой он может воспользоваться или нет. К счастью или к несчастью, человек сам должен решать, что будет памятником его существованию. Более того, он должен чувствовать ответственность за эти бессмертные «следы в песках времени».

Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер