Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

Наряду с очевидными преимуществами микропсихоанализа нельзя не отметить ряд положений, вызывающих сомнения или противоречивое отношение к ним. Так, считая эмбрион захватчиком материнского организма, не уделяется должного внимания тому, что организм матери, даже вырабатывая антитела, не проявляет должного сопротивления инородному объекту. В противном случае беременность была бы невозможна. Вместе с тем она наступает и успешно завершается, несмотря на грозящие ей опасности. Следовательно, беременность и рождение ребенка - биологически и психологически вполне приемлемая форма функционирования женского организма.

Аналогичным образом в микропсихоанализе улыбка как ребенка, так и матери трактуется в негативном плане как проявление агрессивности по отношению друг к другу. Однако ребенок улыбается далеко не всем взрослым, а только тем, кто действительно находится рядом с ним, проявляя любовь и внимание, причем младенец очень чувствителен к истинным чувствам взрослых.

 

Теория привязанности Дж. Боулби

Основоположником теории привязанное,считается англииский психолог Джон Боулби (1907 -1990 гг ) Дж. Боулби родился в 1907 г. в семье хирурга. Изучал медицину в Кембриджском универси тете. Начиная с третьего курса, заинтересовался детской психологией, в связи с чем решил поменян, специализацию.

В 1928 г., после окончания университета, начал работать сразу в нескольких школах закрытого типа для трудных детей от дошкольного возраста , восемнадцати лет, имеющих различные эмоциональные и поведенческие нарушения. Полученный опыт определил главное направление научных интересов Дж. Боулби - влияние ранних лет жизни ребенка на последующее психическое и личностное развитие.

Для работы в области детского развития и получения профессиональной психотерапевтической подготовки Дж. Боулби поступил в Британское психоаналитическое общество. Его руководителем и аналитиком была Джоан Ривьер - сторонница взглядов Мелани Кляйн. Дж. Боулби сам проходил обучающий анализ у М. Кляйн в 30-е гг. Психоанализ послужил отправной точкой для исследования привязанности в работах Дж. Боулби.

Однако при более близком знакомстве с психоаналитическим подходом, вопреки своим ожиданиям, Дж. Боулби не столько утвердился в нем, сколько увидел его недостаточность в трактовке детского развития, в том числе и противоречивость собственному опыту. Его исследования привели к коренному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи матери и ребенка. Не порывая явно с психоанализом, Дж. Боулби начал искать новые пути исследования ребенка.

Он обратил внимание на негативное воздействие разлуки маленьких детей с матерью, в частности при их помещении в больницу. Работая в качестве психиатра в одной из детских клиник Лондона, Дж. Боулби исследовал 44 ребенка с нарушениями поведения и склонностью к воровству, установив, что по разным причинам большинство из этих детей потеряли мать в самом раннем детстве и не имели никакой замещающей привязанности. На материале этих работ он описал так называемый безэмоциональный характер.

 С1950 г. к группе исследователей, работавших совместно с Дж. Боулби присоединилась Мэри Д. Солтер Эйнсворт, которая впоследствии внесла вкллад в развитие теории привязанности. Она явилась автором метода исследования привязанности, получившего название «ситуация с незнакомым взрослым», а также составления типологии привязанности.

Продолжение теория привязанности получила в работах многочисленных учеников и последователей Дж. Боулби и М. Эйнсворт. На сегодняшний день теория привязанности является весьма популярной методологической базой для изучения межличностного взаимодействия, детско-родительских отношений, а также партнерских отношений взрослых.

Различия между теорией привязанности и психоанализом заключаются в следующих основных положениях.- Во-первых, Дж. Боулби отказался от ретроспективного восстановления прошлого опытачеловека (на основе свободных ассоциации и других приемов) как непригодного для изучения психических процессов детей. Он обратился к методу систематического наблюдения за реальным поведением детей и лонгитюдному анализу прямых и косвенных последствий, к которым приводит лишение матери или продолжительная разлука с ней.

Во-вторых, психоанализ, уделяя особое внимание детским фантазиям, отражающим либидозные и агрессивные побуждения, игнорирует влияние событий реальной жизни ребенка. Дж. Боулби подчеркивал необходимость анализа реальной ситуации развития ребенка, в том числе не исключал и беседу с матерью как важный источник сведений о ребенке.

В-третьих, психоанализ рассматривает привязанность ребенка и матери как самоочевидную, объясняющуюся тем, что мать удовлетворяет его базовые потребности. По этой причине (в частности кормления грудью) ребенок любит свою мать. Дж. Боулби подчеркивал, что множество реакций ребенка с момента своего появления независимы от органических нужд, их функция заключается в осуществлении социального взаимодействия. Подтверждением того является особый характер реакции ребенка на человеческое лицо, голос, физический контакт, ласку и другие формы взаимодействия со взрослым. Кроме того, дети, разлученные с матерью, страдают даже в условиях полноценного ухода и кормления.

В-четвертых, поведение привязанности во взрослом возрасте является прямым продолжением детской привязанности и рассматривается как совершенно естественное в периоды болезни, несчастья и т. п. Между тем, психоанализ склонен называть такое поведение регрессивным, что вводит в заблуждение, придавая этому термину патологическое значение.

Основная идея теории привязанности заключается в том, что опыт отношений, полученный в младенчестве и раннем детстве, определяет последующие межличностные отношения человека.

Он влияет на психологический строй личности(отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и пр.).

Базовым понятием теории привязанности является «фигура привязанности», или «лицо, к которому привязан ребенок» («attachment-figure»), или «человек, к которому привязан ребенок. По причине трудности буквальногоперевода данного понятия на русский язык зачастую используется понятие «привязанности», привычное для психоаналитической традиции. Однако Дж. Боулби настаивал на использовании терминологии, отличной от  психоаналитической.

«Фигура привязанности» - это чаще всего мать или любой другой человек, способный установить отношения привязанности с ребенком. Кровное родство или пол этого человека не играет особой роли. Фигуры привязанности могут быть первичными и вторичными.

Первичная привязанность складывается по отношению к матери или лицу, заменяющему ее. Функция фигуры первичной привязанности заключаем в обеспечении защиты и безопасности ребенка, а не в удовлетворении ирожденной потребности в любви (как в классическом психоанализе) и не в довлетворении физиологических потребностей ребенка (как в бихевиоризме). Следовательно, психологическое содержание роли матери, заботящейся о ребенке, состоит не столько в повседневном уходе, сколько во внимании к . шпалам, подаваемым малышом и в общении с ним. Главными факторами формирования привязанности являются, во-первых, чуткость ее реагировании на подаваемые ребенком сигналы, а во-вторых, частота и длительность реального взаимодействия с младенцем. Пока ребенок уверен в присутствии к которому он привязан, он чувствует себя в безопасности. Угроза его потери вызывает у ребенка тревогу, а действительная потеря - горе. И то, и другое вызывают у ребенка гнев.

Сензитивным периодом для развития привязанности является период от трех до шести месяцев, когда дети обладают готовностью к установлению избирательной привязанности. Первичная привязанность формируется во второй половине первого года жизни, в частности, в восемь-девять месяцев складывается мотивационно-поведенческая система, в центре которой находится фигура привязанности. Как правило, до шести месяцев ребенок легко адаптируется к новым людям и новым условиям жизни, а уже после семи месяцев дети тяжело и болезненно переживают разлуку и с трудом привыкают к новым взрослым. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается постепенно к концу второго года жизни.

Фигуры вторичной привязанности появляются позже. Ими могут стать сверстники, учитель, возлюбленный и др. Вторичные привязанности отличаются от первичных по длительности - сроку, в течение которого они пронизывают жизнь человека.

Однако характер взаимосвязей с фигурами вторичной привязанности определяет первичная привязанность. Она обеспечивает, во-первых, стремление ребенка к другим социальным контактам. Согласно М. Эйнсворг, чем менее надежной является связь с матерью, тем сложнее человек устанавливает вторичные привязанности. Во-вторых, качество первичной привязанности отражается на познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка, поскольку наличие спокойствия и чувства защищенности позволяет ребенку активно осваивать полный новизны и разнообразия окружающий мир. В противном случае у ребенка возникает состояние острой дезадаптации, в результате чего он теряет интерес к окружающим, плохо ест, спит, испытывает тревогу, апатию, легко заболевает.

Привязанность представляет собой систему, которая имеет свою внут реннюю мотивацию, основанную на двух противоположных тенденциях стремление к новому, к «опасности» и стремление к защите, поддержке. Систему привязанности активизирует столкновение с опасностью и неизвестностью. Чем острее опасность, тем острее потребность в контакте с матерью, и, напротив, отсутствие опасности приводит к физическому отдалению от фигуры привязанности.

Привязанность, согласно М. Эйнсворт, - это разновидность душевной связи. Именно поэтому фигура привязанности не может быть в полной мерс заменена никем и никогда, хотя человек может быть привязан к другим людям. Основной критерий привязанности, отличающий ее от других видов душевной связи, - возникающее из взаимоотношений ощущение безопасности и покоя, которое дает возможность удаляться от «базы безопасности» и с уверенностью заниматься другими делами. Привязанность подразумевает стремление к близости, достигнув которой индивид обретает чувство безопасности и покоя.

Признаком привязанности является то, что фигура привязанности лучше других может успокоить или утешить. Младенец чаще, чем к другим, обращается именно к этому человеку за утешением, а в его присутствии реже испытывает страх.

Привязанность следует отличать от зависимости. В первые недели своей жизни ребенок зависит от материнского ухода, но он еще не испытывает к ней привязанности. И, напротив, в двух-трехлетнем возрасте ребенок, за которым ухаживают другие люди, может обнаруживать явные признаки привязанности к матери, от которой он никак не зависит. Различия заключаются также в оценочном смысле употребления терминов «зависимость» и «привязанность». Зависимость обозначает функциональную связь, следовательно, быть зависимым для человека хуже, чем быть независимым. И наоборот, привязанность членов семьи друг к другу является достойной уважения. Зависимость в личных отношениях - такое состояние, которого надо избегать, а привязанностью чаще всего надо дорожить.

В то же время привязанность отличается от аффилиации как проявления дружелюбия и доброжелательности, желания что-либо делать вместе с другими. Аффилиация как понятие намного шире, чем привязанность. Критерием поведения привязанности в отличие от аффилиации является его направленность на одно или несколько конкретных лиц.

Теория привязанности активно использует термин «поведение привязанности» - любая форма поведения ребенка, в результате которой он оказывается рядом с матерью, удерживает контакт с ней. Поведение привязанности -- система поведения, которая сформировалась в процессе естественного  отбора, поскольку она увеличивает вероятность выживания, способствуй защите младенца находящимися с ним рядом людьми.

Поведение привязанности проявляется в шести основных реакциях.

Плач и улыбка направлены на то, чтобы мать подошла к ребенку и осталасьс ним. Цепляние и следование позволяет ребенку сохранять свое положение рядом с матерью. Призыв ребенком матери к себе с помощью звуков, а впоследствии с помощью слова «мама» наблюдается с четырех месяцев. Реакция сосания также служит проявлением поведения привязанности.

Поведение привязанности выполняет важную биологическую функцию. Она заключается в защите беспомощного ребенка (или детеныша) от опасностей окружающего мира и не может рассматриваться в качестве лишь сопутствующего процессу удовлетворения физиологических потребностей.

В конце первого года жизни привязанность ребенка фиксируется на определенном лице, на основе чего складывается рабочая модель (working model) - третий базовый термин теории привязанности. Рабочая модель или когнитивная карта - система образов и представлений о внутренней и внеш- 111- ii среде, с помощью которых человек воспринимает и интерпретирует разные события. Рабочая модель не осознается индивидом и не поддается конкретному описанию, но через нее он воспринимает себя и окружающий мир. Рабочая модель складывается у ребенка постепенно. В течение первого года жизни он привыкает к заведенному порядку. Сначала его привычки просты и касаются установления режима сна и бодрствования, распорядка дня. На определенной стадии развития у ребенка появляется внутренняя организация стих привычек, которая и представляет собой складывающуюся рабочую модель физического окружения, фигур привязанности и самого себя.

Рабочая модель может быть представлена рядом составляющих.

  1. Модель «Я-Другой». Характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает фигура моей привязанности. Представления о себе и о другом являются неразрывно связанными и взаимообусловленными, они складываются достаточно рано и обладают большой устойчивостью. С возрастом рабочие модели становятся все более устойчивы и практически не поддаются сознательному контролю. Их изменение возможно лишь в условиях явного противоречия реальности.
  2. Фигура привязанности и субъект привязанности («attachment-figure» «attachment person»). Человек является одновременно и объектом и субъектом привязанности, а также у него есть модель фигуры привязанности. В связи с этим различают дополнительные и рециггрокные (взаимные) варианты привязанности. При дополнительной привязанности человек ощущает себя фигурой или объектом привязанности, принимая любовь и зависимость другого, являющегося «носителем», или субъектом привязанности. Примером являются детско-родительские отношения, в которых мать выступает как объект привязанности, поскольку не нуждается в защите и обеспечении своей безопасности, а ребенок - субъект привязанности. При реципрокной привязанности отношения являются взаимными, партнеры в равной мере являются и объектами и субъектами привязанности, например, в супружеских отношениях.
  3. Глубинная и семантическая память как основа рабочей модели, формирующейся на прошлом опыте отношений. Глубинная память сохраняет обобщенные образцы поведения, складывающиеся на основе повторяющихся взаимодействий с близким взрослым. Семантическая память включает обобщенные представления об отношениях, которые основываются на информации, полученной от других людей или от собственных умозаключений ребенка. Семантическая память представлена в вербальной форме и существует на уровне сознания, в отличие от глубинной памяти.

Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер