Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что Д.В. Винникотт не внес систематического вклада в построение теории, он сделал ряд существенных комментариев с клинической стороны, которые оказались исключительно полезными для понимания факторов раннего развития.

 

Микропсихоанализ С.Д. Фанти

Сильвио Джулио Фанти родился в г. Ньшател в Швейцарии 22 сентября 1919 г. в итальянской семье. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета, получил диплом врача.

В дальнейшем специализировался по двум направлениям: по психиатрии в Вене и в Берлине, по гинекологии в Женеве. Получил степень доктора по психиатрии в Венском университете и степень доктора по гинекологии и акушерству в Женевском университете.

Во время Второй мировой войны С. Фанти занимался психиатрией в Мюнхене. Приобретя опыт операций на мозге, он переехал в Вену. Там С. Фанти получил первую магистерскую степень по психиатрии, исследуя электрошок.

Однако недостатки техники психоанализа привели С. Фанти к идее изменения классического варианта работы. Начиная с 1953 г., он ввел в практику увеличение времени и частоты аналитических сеансов. Постепенно С. Фанти разработал новую технику работы с бессознательным, основанную на достижениях атомной физики, астрономии, молекулярной биологии и классического психоанализа.

Новое направление получило название «микропсихоанализ», т. е. анализ, проведенный как бы под микроскопом, поскольку в бессознательном анализируются все его глубокие, вплоть до первородных слои. В 1973 г. была основана Международная ассоциация микропсихоанализа, Почетным Президентом которой был избран доктор Сильвио Фанти.

С. Фанти проводил обширную исследовательскую и практическую работу в Вене, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Париже, Риме.

Основным изменением в технике микропсихоанализа, отличающей ее от классического психоанализа, является увеличение продолжительности и частоты сеансов. Их длительность составляет несколько часов (в среднем от трех до четырех), которые проводятся ежедневно (не реже пяти раз в неделю). В среднем в неделю микропсихоаналитическая работа составляет не менее пятнадцати часов. В то время как в классическом психоанализе продолжительность отдельной сессии составляет 45-50 минут каждая по 3-4 сессии в неделю.

Следовательно, длительность личного психоанализа может занимать несколько лет, а личного микропсихоанализа - несколько месяцев. Обычно для полного осуществления анализа требуется от 300 до 600 часов. При этом микропсихоанализ может быть непрерывным (проводится в течение 6-12 месяцев), периодическим (от 4 до 8 недель, проводящимся раз в 6-12 месяцев) и фокусным (от 70 до 150 часов, сфокусированным на психическом или соматическом симптоме анализируемого).

Техническое обеспечение микропсихоанализа составляют используемые приемы и методы работы. Обстановка проведения сессии сводится к следующему: анализируемый лежит на диване в тихой, неярко освещенной комнате, аналитик сидит в кресле недалеко от него сбоку, на расстоянии трех-четырех метров. Он находится вне поля зрения анализируемого, но так, чтобы его можно было увидеть, повернув голову. Единственным правилом, которого должен придерживаться микропсихоаналитик, является правило свободных ассоциаций, т. е. анализируемому предлагается раскованно говорить обо всем, что ему приходит в голову, ничего не пропуская и не отбирая содержания, каким бы запретным или безнравственным оно ему ни казалось. Следуя за свободными ассоциациями, анализируемый постоянно восстанавливает в памяти все более глубокие, вплоть до первородных, бессознательные слои перижитого.

Кроме метода свободных ассоциаций, который активно используется и в психоанализе, микропсихоаналитик совместно с анализируемым обращается к изучению через электронную лупу фотографий родственников и собственных фотографий анализируемого; тщательно разбирает его переписку (личную и служебную); анализируемый рисует планы квартир и домов, в которых жил и живет; составляет собственную родословную; прослушиваются магнитофонные записи некоторых своих сессий или отрывков из них; исследуются все другие материалы, прямо или косвенно касающиеся анализируемого.

Взаимодействие микропсихоаналитика и анализируемого существенно отличается от классического психоанализа. Микропсихоаналитик вне сессий может вместе с анализируемым проводить свободное время. Они могут при необходимости жить некоторое время под одной крышей, совершать совместные поездки, посещать дома, где жил анализируемый и т. п. Допускается анализ, частичный или полный, одного или нескольких членов семьи анализируемого или его друзей, сотрудников. Данная ситуация взаимодействия в микропсихоанализе получила название «жизнь сообща». Она способствует накоплению материала, стимулирует воспоминания и эмоциональную разрядку, облегчает переработку. Следует подчеркнуть, что в ходе микропсихоанализа влияние аналитика на анализируемого исключено.

С. Фанти намеренно избегает термина «пациент» или «больной», поскольку они принадлежат к медицинской терминологии, и следовательно, чужды аналитическому духу. Анализируемый в микропсихоанализе называется «клиент» или собственно «анализируемый». Пройти микропсихоанализ может любой человек в любом возрасте, при наличии вербальной функции. Единственным противопоказанием к данной технике является наличие тяжелых и устойчивых психических расстройств (психотические состояния, безумие, слабоумие).

Микропсихоаналитиком может стать любой человек, независимо от имеющегося образования, но прошедший личный или учебный микропсихоанализ и проверочные сессии. Учебный микропсихоанализ длится от 18 до 24 месяцев, составляет 200-300 часов, в ходе которых приобретаются теоретические и практические знания. На проверочных сессиях начинающий микропсихоаналитик регулярно проверяет качество своей работы, опираясь на мнение микропсихоаналитика-супервизора. Микропсихоаналитик должен обладать следующими человеческими качествами: честность, терпение, отзывчивость, мягкость, понимание, щедрость, готовность принять анализируемого как личность.

 

Пренатальная война Микропсихоанализ отдельное внимание уделяет материнско-детским отношениям, в том числе и пренатальному опыту как наиболее раннему в жизни человека.

Согласно С. Фанти, с момента зачатия и до рождения эмбрион противопоставляет свою идэическую и филогенетическую агрессивность нападениям и агрессивным реакциям матери. Это составляет содержание пренатальной войны (утробной, маточной).

Отношения между эмбрионом и матерью рассматриваются как кровавая рукопашная битва, проявляющаяся в следующем.

Во-первых, имплантация оплодотворенной яйцеклетки (бластоцисты) в стенку матки является проявлением людоедства и кровопийства. Ради собственного выживания эмбрион питается плотью матери и пьет ее кровь, поскольку не имеет достаточного запаса питательных веществ.

Ворсинки, находящиеся в трофобласте проникают между стенками матки и разрушают их посредством алкалинового энзимолиза, остатки которого являются питанием для эмбриона. Когда этот способ питания становится недостаточным, в трофобласте образуются микроворсинки, которые «ввинчиваются» в материнскую ткань, причем участок соединения с матерью превращается в кровавые озера. В результате на двенадцатый день после оплодотворения эмбрион питается материнской кровью, в то время как она пытается затянуть рану, которую он ей нанес.

Согласно микропсихоанализу, неискоренимая смертная ненависть некоторых анализируемых к своим матерям является несомненной фиксацией именно этих дней. С другой стороны, человек хранит в глубине своего бессознательного воспоминание о том, как он пожирал свою мать и питался ее кровью. Для того чтобы пережить этот эмбриональный опыт, он не скупится на выдумки и пытается «пожирать» других людей или замещающие материнские фигуры.

Во-вторых, разрастание эмбриона можно сравнить с раковой опухолью, от которой мать любой ценой стремится избавиться. С иммунологической точки зрения эмбрион является чужеродным телом, начиная с первых попыток имплантации. Иммунная система матери отвечает ударом на удар, вырабатывая антитела. Таким образом, первой реакцией матери в отношении своего ребенка являются попытки его отторжения. Согласно принципам иммунологии эмбрион при беременности должен быть полностью ликвидирован. Однако этого не происходит, поскольку трофобласт выделяет иммуно- задерживающую секрецию, которая блокирует выработку антител материнского организма.

Рвота при беременности является свидетельством попытки матери символически освободиться от маточного отростка. Взаимодействие матери и плода, согласно микропсихоанализу, похоже на ультраспециализированную таможенную систему, нежели на мирный свободный обмен. Мать и плод все время отделены друг от друга плацентой, как перегородкой, в которой их кровь не смешивается.

В-третьих, эмбрион - сверхчувствительный рецептор (приемник) материнской психосоматики и окружающей среды. .Мать передает плоду свое психическое состояние, сознательное и бессознательное, свои страхи и тревоги. Особое значение микропсихоанализ придает сексуальности беременной женщины, которая подвергает повышенную чувствительность плода серьезному испытанию.

В отличие от самок млекопитающих, которые на период беременности освобождены от сексуального влечения, беременная женщина часто является активной в сексуальном плане, в том числе и в силу ряда обстоятельств: освобождение от страха забеременеть, общего повышения эрогенной возбудимости, интенсификации генитального наслаждения, актуализации амбивалентного эдипова желания вернуться в материнское лоно, возрождения признаков прасцены (совокупления родителей) и т. п. Во многом это объясняет, почему на многих мужчин беременная женщина оказывает сильное сексу- пи.иое влияние.

Психосексуальность беременной воздействует на плод, поскольку он и вздрагивает при малейшем желании или половом акте. Установлено, что, когда женщина находится в состоянии удовлетворенного желания, плод улыбнется, морщит лоб, сжимает кулачки или сосет палец. Он регистрирует любое возбуждение матери. Спазмы матки, обусловленные материнским оргазмом, могут сжимать плод с такой силой, что он подает заметные признаки сердечной недостаточности, что иногда становится причиной выкидыша.

Это обстоятельство дает основание С. Фанти считать, что материнская сексуальность создает угрозу жизни ребенка. При этом, как подчеркивает автоар, ни одна женщина не лишает себя наслаждения из внимания к ребенку, который находится внутри нее.

Плод оказывается под воздействием не только матери, но и отца во иремя сексуального акта. Это оставляет след в памяти клеток плода. Действия отца воспринимаются внутриутробным ребенком как насилие с его стороны. В результате плод понимает, что отец - это соперник или противник, от которого можно было бы освободиться.

Пренатальная война проявляется, таким образом, еще и в том, что:

      1. плод участвует в любовных утехах своей матери и ее партнера;
      2. плод отвечает на любую малейшую деталь материнской психосексуальности клеточным эротизмом;
      3. в ответ на либидозные импульсы матери их испытывает и плод.

Все импульсы психосексуальности плода микропсихоанализ объединяет в единое целое, которое составляет стадию посвящения. Стадия посвящения - период внутриутробного развития плода, во время которого он участвует в агрессивности-сексуальности своей матери и за счет отождествления с ней и проекции формирует свои Оно, Я и Сверх-Я.

Согласно С. Фанти, стадии психосексуального развитии ребенка, выделенные 3. Фрейдом (оральная, анальная, фаллическая), являются вторич- иыми и более поздними, поскольку стадия посвящения дает богатый опыт плоду. Эмбрион переживает на клеточном уровне анатомический гермафродитизм и биполярность мужского и женского, т. е. бисексуальность и всесек- суальность. Стадия посвящения - это агрессивно сексуальное ученичество, на которое мать толкает еще нерожденного ребенка. Когда он появляется на свет, он уже знает все об агрессивной и сексуальной жизни.

Вместе с тем стадия посвящения приводит к очень важным психобиологическим образованиям плода:

  • эмбрион формирует свое Оно, через него начиная создавать первые псевдоподобия Я и своего Сверх-Я.
  • появляется проекция как первоначальный онтогенетический механизм;
  • закладываются основы проекции-идентификации;

из призрачного хаоса выделяется прасцена, которой придается статус прожитого;

  • определяются характерные особенности взрослой сексуальности и их тесная связь с агрессивностью.

В целом микропсихоанализ устанавливает, что гармонии между плодом и матерью не существует, напротив, для их отношений характерны попытки взаимного разрушения. Однако, несмотря на жестокость пренаталь- ной войны, в ней рождается жизнь, благодаря тому, что влечение к смерти оказывает случайное влияние на идэическую, созидательную относительность пустоты.

Момент родов, согласно С. Фанти, тоже является ожесточенной битвой, в которой невозможно предсказать ни одного удара и ни одной передышки. С микропсихоаналитической точки зрения, вопреки многим другим представлениям, рождение является скорее освобождением, чем травмой. Рождение представляет собой единственную возможность для плода выжить.

 

 

Микропсихоанализ, предложив собственный взгляд на психическую организацию человека и его сущность, по праву считается одним из самостоятельных направлений современной психологической теории и практики.

Заслугой микропсихоанализа является разработка представлений об энергетических основах человека, обращение к его пренатальному опыту, выделение самостоятельной ранней стадии онтогенеза - стадии посвящения. Нововведения в области технологии и используемых приемов работы позволяют проникнуть в глубинные слои бессознательного. Подчеркивание связи человека со своими предками и потомками создает мощную основу для понимания его уникальной сущности.

Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер