Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую

очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. У здорового человека энергия  свободно циркулирует по телу. В больном организме А. Лоуэна свободной циркуляции энергии не происходит, поскольку в нем существуют мускульные зажимы, образующие зоны напряжения в теле.

Терапия в рамках биоэнергетического анализа обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

Согласно А. Лоуэну, биоэнергия - это единая энергия, заключенная в человеческом теле, которая проявляется и в психических реакциях, и в физических движениях. Биоэнергетика представляет собой терапевтическую технику, помогающую человеку вернуться обратно к своему телу и в полной степени насладиться своим телом, функциями которого являются сексуальность, дыхание, движение, чувственность и самовыражение.

Принципиальные положения биоэнеретического анализа А. Лоуэна опираются на представления, выдвинутые В. Райхом. Они сводятся к следующим основным идеям:

    1. личность и характер отражаются в теле, неврозы проявляются в физическом облике, т. е. в строении тела и движениях;
    2. ощущения, испытываемые человеком от собственного тела, проявляются в движениях, которые служат ключом к пониманию эмоционального состояния;
    3. для воссоединения сознания и тела необходимо избавиться от помех, препятствующих самопроизвольному освобождению тела от напряжения.

В биоэнергетике А. Лоуэна, в отличие от подхода В. Райха, терапия строится не на проработке одного за другим поясов «мышечного панциря», а варьируется в зависимости от информации, которую терапевт получает, исследуя физическое и психическое состояние клиента. А. Лоуэн отошел от сексуальной направленности подхода В. Райха и включил телесные процедуры в поведенческую вербальную терапию.

На разработку биоэнергетического анализа влияние оказал не только подход В. Райха, но и психоанализ. А. Лоуэн опирался на идею 3. Фрейда о том, что душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений.

Однако биоэнергетический анализ А. Лоуэна имеет отличия и от традиционных методов психоанализа. Во-первых, биоэнерготерапевт анализирует не только психологическую проблему пациента, но и физический аспект этой проблемы, так как он проявляется в строении тела и движениях пациента. Во-вторых, перенос и контрперенос при физическом контакте в биоэнерготерапии значительно усиливается и облегчает терапевту задачу воздействия на клиента. При этом от аналитика требуется немалая способность регулировать эмоциональное напряжение, возникающее в процессе терапии. Если такая способность отсутствует, то терапевт считается недостаточно подготовленным.

В целом биоэнергетика А. Лоуэна - метод психотерапии, особенностью которого является сплав собственно психоаналитического процесса и целенаправленной работы пациента над своим физическим телом, способ преодоления внутренних конфликтов человека с помощью телесной работы.

В момент рождения конституция тела человека его первоначальный состав, всегда присутствует. Дети уже рождаются совершенно непохожими друг на друга. Определенная доля этих различий принадлежит родительским генам.

Вместе с тем в момент рождения младенец все еще подвластен опыту девятимесячного пребывания в утробе. А. Лоуэн подчеркивает, что необходимо пересмотреть отношение к внутриутробному существованию личности, поскольку не следует умалять его значимости в последующем развитии человека.

Ранний период после рождения будет похож на внутриутробное существование. Начиная с зачатия, ребенок приобретает опыт общения с матерью. Мать для ребенка — та реальность, которая определяет способность ребенка к развитию.

В период беременности формируется отношение матери к потребностям ребенка в поддержке и любви, с одной стороны, и к его независимости, с другой. Плод ощущает эмоциональный настрой матери. Если присутствуют размышления об аборте, это не может не повлиять на плод. Кровоснабжение плода в этом случае в значительной степени сокращается.

А. Лоуэн утверждает, что при желании избавиться от ребенка, даже если этого в реальности не происходит, присутствует эмоциональный аборт. Эмоциональный аборт - желание женщины в период беременности избавиться от ребенка, хотя и не приводящее к конкретным физическим действиям с ее стороны. Можно сказать, что ребенок, который прошел подобное пе- рсживание, отмечен им уже после рождения. Когда женщина не хочет иметь ребенка, она не сможет с любовью отнестись к новорожденному и принять ею требования. Это может проявляться в мелких жестах, взглядах, интонациях, к которым ребенок крайне чувствителен.

Нежеланный ребенок становится реципиентом материнского чувства вины. Для облегчения своего состояния такая мать перекладывает груз своей вины на малыша, т. е. она перекладывает на него ответственность за собственные проблемы и несчастья. Ребенок принимает эту вину на себя, поскольку мотивы матери не вызывают у него сомнения.

Опыт отношений с матерью, начавшийся с зачатия, создает основу для формирования характера ребенка, его личности в целом. Способность ребенка к развитию осуществляется в конкретной форме, но только когда это позволяет реальность. Реальностью для ребенка выступает его мать. Заданные способы взаимодействия с ней закрепляются и со временем оформляются в динамическую структуру характера. Травматические переживания раннего периода жизни человека определяют структуру невротического характера

 

Анализируя развитие личности, А. Лоуэн показал несомненную значимость перинатального периода и ранних отношений в этом процессе. Он один из первых указал на необходимость пересмотра отношения к этому перИОду_

Говоря о внутриутробном существовании, А. Лоуэн еще не родившегося ребенка называет термином личность, подчеркивая его уникальность и самобытность. Анализ телесных проявлений матери и ребенка позволяет проследить физический уровень функционирования психической реальности. Язык тела отражает внутреннее состояние человека. А. Лоуэн показал значимость телесного контакта матери и ребенка для развития гармоничной личности. Это позволяет совершенствовать воспитательную практику, учитывая роль грудного вскармливания как процесса полноценного общения матери с малышом.

Предложенные автором варианты объяснения причин и факторов формирования невротических типов характера позволяют проследить лог ику развития симптомов. Прослеживается значительная роль материнского и отцовского отношения в формировании соответствующего типа характера ребенка. Однако не достаточно ясно значение окружающей среды и личного опыта ребенка, а также других значимых лиц в становлении тех или иных черт невротического характера, а также возможностей их компенсации или преодоления.

 

 



 



е



Трансперсональная психология С. Грофа

 



е



Трансперсональная психология С. Грофа

Станислав Гроф является одним из основателей трансперсональной психологии самостоятельного направления, занимающегося исследованием предельных способностей и возможностей человека.

С 1975 г. С. Гроф в качестве базового средства  терапии и освоения себя стал использовать холотропное дыхание, разработав совместно с женой, Кристиной Гроф, особое направление –

холотроп- ную терапию.

Главная цель холотропной психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, освободить энергию, блокированную в эмоциональных и психосоматических симптомах, и превратить эти симптомы в поток переживания. В некоторых случаях разрешение возникает на биографическом уровне, в других - в связи с перинатальным материалом или с различными трансперсональными темами. Роль терапевта, или фасилитатора, состоит в том, чтобы поддерживать процесс переживания с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его.

Холотропная терапия представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам глубинной психологии, в которой подчеркивается вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом, а также противостоит методам эмпирической психотерапии, проводимой в обычных состояниях сознания.

Реализация хологрогтной терапии осуществляется при использовании ряда средств: ускоренного дыхания, побуждающей музыки и техники работы с телом, которая позволяет освободить биоэнергетические блоки, а также рисование мандал. Основное внимание уделяется дыханию. Несмотря на то что оно является автономной функцией, на него можно воздействовать волей. Произвольное усиление дыхания ослабляет психологические защиты и приводит к освобождению бессознательного материала. Существенным преимуществом использования холотропного дыхания является его эффективность для представителей разных культур, поскольку не является культурно специфичным.

На основе клинической работы в ходе психо делических сеансов С. Гроф предложил трансперсональную картографию психики, которая представляет собой расширенный вариант традиционной психоаналитической модели.

Психика, согласно представлениям С. Грофа, включает 3 уровня:

1. Уровень биографических воспоминаний. Он соответствует индивидуальному бессознательному, которое исследовал 3. Фрейд. Переживания, принадлежащие данному уровню, связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от рождения до настоящего момента и могут представлять собой неразрешенный конфликт, вытесненное или неинтегри- рованное воспоминание, незавершенный психологический гештальт, т. е. все эмоционально заряженные явления. Все это может всплыть из бессознательного и стать содержанием переживания. Большинство традиционных психотерапевтических подходов занимаются особенностями динамики этого уровня.

Значимые биографические элементы в воспоминаниях не являются чем-то изолированным, а образуют сложные функциональные комплексы - системы конденсированного опыта (СКО), определенные динамические сгущения памяти. СКО - динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. Бессознательное отдельного индивида может содержать несколько СКО. Количество и природа СКО значительно варьируются у разных людей.

Например, отдельная СКО может содержать все базовые воспоминания об унизительных, оскорбительных, позорящих переживаниях, которые нанесли ущерб нашей самооценке. Другая СКО может включать отторжение, нарушающее способность доверять мужчинам, женщинам или же людям вообще.

Данные примеры не означают, что СКО несут только отрицательные, болезненные или травматические переживания. СКО могут также охватывать воспоминания о чрезвычайно приятных ситуациях. Критерием включения некого содержания в СКО является не эмоциональный знак, а интенсивность переживания и его эмоциональная существенность для индивида. Однако, действительно, спектр отрицательных СКО намного шире и богаче, чем положительных.

Первоначально С. Гроф рассматривал СКО как принцип, управляющий динамикой индивидуального бессознательного. Однако впоследствии СКО трактуется как общие организующие принципы, которые действуют на всех уровнях психики. Они могут влиять на тот способ, каким человек воспринимает самого себя, других людей, окружающий мир, на то, как мы чувствуем и поступаем.

Каждый из комплексов СКО может накладываться на определенную сторону травмы рождения и укореняться в ней. Однако не только прошлый опыт, но и настоящий действует на СКО. События нашей жизни могут активизировать СКО и вынуждают нас чувствовать и вести себя определенным образом.

2. Перинатальный уровень бессознательного. Данный уровень определяется феноменами рождения и смерти, связан с травмой рождения, а поэтому наполнен символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Этот уровень представляет собой важную промежуточную область между индивидуальным и коллективным бессознательным, а также несет в себе наибольшие возможности к преображению. Регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному.

В более поздних работах С. Гроф подчеркивает, что перинатальное не ограничено только внутриутробной жизнью и процессом родов. Оно справедливо для всех стадий развития сознания, поскольку образует всеохватывающую структуру психодуховной трансформации.

Перинатальный опыт значительно шире, чем простое повторное переживание биологического рождения. Эмпирическое переживание смерти и рождения меняет и трансперсональные измерения, систему представлений о мире, иерархию жизненных ценностей. В целом оно оказывает мощное психотерапевтическое воздействие на различные симптомы, связанные с травмами рождения как для ребенка, так и для матери.

С. Гроф противостоит идее современной медицины, согласно которой отсутствие полной миелинизации (покрытия защитной оболочкой жирового вещества - миелина) коры головного мозга новорожденного не позволяет ему запомнить происходящее до и во время рождения. Аргументом С. Грофа против этого положения выступает факт существования многих низших организмов, у которых головной мозг отсутствует, но памятью они обладают. Так, одноклеточные организмы обладают некоторыми видами протоплазма- тической памяти.

Это дает основание С. Грофу утверждать, что биологическое рождение запечатлено в мельчайших деталях в нашей памяти вплоть до клеточного уровня и оказывает глубокое влияние на наше психологическое развитие. Доказательством тому является терапевтический опыт С. Грофа, когда в памяти воспроизводятся различные стороны биологического рождения у людей, не имевших никакого рассудочного представления о нем и не обладающих никакими акушерскими сведениями об этом процессе.

Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер