Теория развития объектных отношений М. Малер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутрипсихических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью. Основными мотивационными элементами психики человека она считала потребность в объекте и потребность в сепарации- индивидуации.

Файлы: 1 файл

Teorii_PP.docx

— 147.88 Кб (Скачать файл)

Если беременность желанная, то женщины подчеркивают необычность шевелений, несравнимость их ни с какими иными, ранее пережитыми телесными ощущениями. Они вызывают, как правило, приятные эмоции. Периодически возникающие шевеления оживляют фантазии о ребенке и будущем материнстве. По мере роста ребенка шевеления начинают дифференцироваться женщиной, возникает внутренний диалог матери с ребенком.

Согласно В.И. Брутману, даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом. Это амбивалентный эмоциональный комплекс. С одной стороны, радость, оптимизм, надежда, и с другой - настороженное ожидание, страх, печаль. Зарождается амбивалентный эмоциональный комплекс с самого начала беременности, когда женщина решает вопрос о том, сохранять ее или нет. Своей высшей точки амбивалентный эмоциональный комплекс достигает в момент родов. В это время болезненные схватки и потуги окрашиваются радостным нетерпением, ожиданием. Рождение ребенка «сдвигает» амбивалентный эмоциональный комплекс к положительному полюсу. Возникают переживания радости, успокоения, умиротворяющей прострации.

Амбивалентный эмоциональный комплекс, по мнению автора, связан с наличием альтернативного состояния сознания во время беременности. Такое состояние способствует облегчению создания образа будущего материнства, а благодаря этому создаются наилучшие условия для появления одного из главных новообразований периода беременности - глубокой привязанности матери и ребенка.

В свою очередь альтернативное состояние сознания приобретает особый эволюционно-приспособительный смысл у рожениц. Благодаря ему память момента родов как бы «притупляется», наступает гипомнезия всех негативных моментов родов. Это готовит женщину к новым циклам предстоящего материнства.

При нежеланной беременности наблюдается несколько иная картина. В этом случае доминируют негативные переживания. Следовательно, амбивалентный эмоциональный комплекс либо слабо выражен, либо отсутствует. Это приводит к тому, что при нежеланной беременности альтернативное состояние сознания не формируется. Следствием этого является отсутствие интериоризации «образа ребенка», что приводит к его психологическому отторжению.

В.И. Брутман в случае нежеланной беременности выделяет два крайних варианта психологического статуса беременных.

В первом варианте наблюдается гипостезия телесных проявлений беременности и соответствующее ей психологическое состояние, получившее название атиофориогнозия. Атиофориогнозия - (от греческого «тиофория» - беременность) - комплекс телесно-эмоциональных феноменов при нежеланной беременности, заключающийся в игнорировании ее симптомов, «забывании» беременности. При наличии атиофориогнозии женщины убеждены в отсутствии беременности, несмотря на наличие ее выраженных признаков (отсутствие менструаций, нагрубание молочных желез, увеличение живота, даже шевеления плода). Подобные симптомы объясняются женщиной логически (заболевание, «привычность» нарушения менструального цикла, скопление газов в кишечнике и т. п.). Чрезмерност ь собственного веса не вызывает двигательной неловкости, отсутствует двигательная «успокоенность» даже на последних сроках беременности.

Может прослеживаться эйфорический тип атиофориогнозии. Он проявляется в не соответствующей обстоятельствам приподнятости настроения, в неадекватном оптимизме относительно будущего брошенного ребенка. В.И. Брутман в качестве объяснения подобного состояния беременной предлагает рассматривать действие механизмов психологической защиты, в частности вытеснения. Хотя автор допускает возможность и других объяснений.

Второй вариант психологического статуса беременных характеризуется гиперэстезией телесных симптомов и выраженными негативными эмоциями (страх, депрессия). И.В. Брутман их называет «гиперпатия беременности». Гиперпатия беременности - комплекс телесно-эмоциональных феноменов при нежеланной беременности, проявляющийся резко негативными ощущениями и переживаниями, поиском путей плодоизгнания, ин- фантицидными фантазиями. В этом случае реакции беременной на шевеления плода чрезмерно болезненные, неприятные, подчеркнуто мешающие.

В целом, согласно В.И. Брутману, субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, являются центральным звеном различий между желанной и нежеланной беременностями.

С позиции биопсихосоциальной концепции это объясняется, соответственно, действием трех факторов: биологического, психологического и социального.

В биологическом плане шевеления плода - сложный сенсорно- эмоциональный комплекс, в основе которого находятся физиологические процессы. Источником этих телесных изменений является механическое раздражение периферических рецепторных полей интра- и проприоцепгив- ного анализатора (тело, шейка, связочный аппарат матки). Когда плод достигает определенных размеров, происходит растяжение брюшной стенки, влагалищных сегментов. С этого времени толчки плода становятся более отчетливыми для женщины.

В.И. Брутман подчеркивает, что качество телесных ощущений женщины находится в зависимости от эмоционального настроя женщины на беременность и предстоящее материнство. Установлено, что качество и модальность ощущений зависят не только от состояний анализатора, но и связаны с функциональным состоянием таламуса, всего лимбического комплекса.

В психологическом плане в результате ощущений шевеления плода происходи! формирование у беременной новой психологической реальности: появляется телесно-чувственная смысловая граница между матерью и плодом. С момента начала шевелений сознание будущей матери как бы расщепляется на Я (мое тело) и не-Я (иное). По мере роста плода и появления отчетливых разных шевелений у женщины возникает «двойное Я», в котором «мой ребенок» - уже не-Я, но одновременно еще Я. Согласно В.И. Брутману, этот период в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но этот образ наполняется качественно новым содержанием - это «со-единство», «сроднение».

Тело матери, удерживая в пространстве матки плод, нерасторжимо с ним в своих телесных ощущениях. В.И. Брутман отмечает, что на этой основе происходит формирование глубоких связей, которые определяют чувство привязанности и любви матери к ребенку. Поэтому нерасторжим комплекс мать-дитя, в основе которого находится чувство «Мой родной ребенок».

Рождение ребенка в этом плане, с точки зрения В.И. Брутмана, - не начало формирования привязанности между матерью и ребенком, а начало расторжения единства. Послеродовой этап развития привязанности связан уже со стимуляцией не иитрацептивного анализатора, а экстрацепгивного (тактильного, слухового, зрительного, обонятельного), причем как у матери, так и у ребенка.

Формирование чувства привязанности, согласно В.И. Брутману, проходит три этапа:

  • фаза преднастройки: предполагает становление матрицы материнского отношения в онтогенезе;
  • фаза первичного телесного опыта: интрацепгивный опыт во время шевеления;
  • период после родов.

Социальные факторы формирования материнского поведения представлены актуальной ситуацией, в которой произошло зачатие, условиями жизни беременной и особенностями воспитания в родительской семье (в частности развитие материнского отношения в онтогенезе).

На качество материнства позитивное влияние оказывают следующие социальные факторы:

      1. опыт воспитания будущей матери в стабильной семье с благоприятной эмоциональной атмосферой и межличностными взаимоотношениями;
    1. наличие позитивного образа собственной матери, благодаря чему вырабатываются благоприятные психологические установки на материнство;
    2. наличие материального достатка;
    3. наличие образования и достаточно высокого культурного уровня, особенно складывающегося в воспитывающей семье, где формируются ролевые основы личности;
    4. возраст старше 20 лет, что больше соответствует личностной зрелости.

Вышеперечисленные факторы социального характера влияют на поведение женщины в случае отказа от ребенка. По мнению В.И. Брутмана, одной из причин девиантного материнства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт.

Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. В.И. Брутман полагает, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация.

Именно в семье закладываются те нравственные нормы и поведенческие стереотипы, которые в последующем трансформируются в драматический опыт женщины, бросающей своего ребенка. Семьи, в которых воспитывается «будущая отказница», характеризует низкая степень социализации отдельных ее членов, высокая распространенность личностных и поведенческих расстройств, психических заболеваний, алкоголизм у родителей, низкий образовательный и культурный уровень, терпимость к агрессивным формам поведения, жилищные и материальные затруднения. Намного чаще, чем в среднем по населению, «отказницы» воспитываются в неполной семье.

Как правило, большинство женщин, отказавшихся от детей, не достигают девятнадцатилетнего возраста. Беременность юной женщины зачастую оказывается причиной тяжелых конфликтов в семье. Согласно В.И. Брутма- ну, к этому приводит традиционность уклада многих российских семей, сформированность своеобразного «тоталитарного сознания» не только у старшего, но и у среднего поколения с характерным неприятием иной морали, носителем которой становится молодежь. Семейные конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи, в асоциальные компании, ставят их на путь бродяжничества, проституции и т. д.

Автор отмечает следующие характеристики «отказниц»: эмоциональная незрелость, наличие аффективной несдержанности, низкая толерантность к стрессу, эгоцентризм и независимость, неспособность контролировать свои влечения. Такие женщины в затруднительных ситуациях ощущают чувство пустоты вокруг себя, изолированность. Они чрезмерно конформны, 
у них обостренная потребность в привязанности, «принятии», в позитивном отношении к себе. В.И. Брутман подчеркивает наличие парадоксальности «отказниц»: они оставляют своего ребенка, обрекая его на сомнительное существование, и в то же время демонстрируют общепринятые нормы и установки относительно семейной жизни, воспитания и будущего детей и т. п.

Биопсихосоциальная концепция девиантного материнства В.И. Брутмана представляет собой перспективное направление научных исследований в отечественной психологии. Девиантное материнство на сегодняшний день является важной социальной и психологической проблемой.

Концепция В.И. Брутмана отличается рядом преимуществ, способствующих становлению перинатальной психологии и психологии материнства. Во-первых, показана роль тесных ощущений беременных (шевеления плода) в развитии чувства привязанности матери к ребенку. Реакция будущей матери на возникающие ощущения шевеления зависит от эмоционального настроя на беременность и последующее материнство. Это позволяет рассматривать шевеления плода как основу формирования будущей привязанности.

Во-вторых, выявлен эмоционально-приспособительный смысл альтернативного состояния сознания, возникающего у рожениц, который заключается в «стирании» из памяти негативных моментов родов, способствуя становлению материнства.

В-третьих, выявлены социально-психологические особенности «отказниц», позволяющие проследить причины девиантного материнства и грамотно организовать профилактическую и психотерапевтическую работу по его предотвращению и коррекции.

В-четвертых, реализуемый подход позволяет целостно охватить феномен девиантного материнства с позиции биологических, психологических и социальных факторов, что создает системное представление об изучаемой области реальности.

 

 




Информация о работе Теория развития объектных отношений М. Малер