Тревожность и внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОЙ.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Методика № 3 Кольца Ландольта [30, с. 157].

Цель исследования: определение уровня устойчивости, продуктивности, переключаемость, а также объема внимания.

Оборудование: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта.

Инструкция:

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Процедура исследования:

Далее ребенку предоставляется бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

После завершения констатирующего этапа эксперимента и обработки полученных данных, в экспериментальной группе (1-ая группа испытуемых, 19 человек)  был проведен формирующий эксперимент.   Вторая группа  детей младшего школьного возраста (18 человек)   была обозначена, как контрольная и   формирующий эксперимент  с данной группой не проводился.

Цель формирующего эксперимента: провести работу по снижению тревожности  у младших школьников с учетом условия  изменения свойств внимания с низкого уровня на высокий.

В экспериментальной группе был поставлен формирующий эксперимент, который заключался в том, что с детьми проводилась работа по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.  Работа с детьми экспериментальной группы преследовала свою цель:    обучение ребенка умению управлять собой в определенных, наиболее волнующих его ситуациях; повышение самооценки; снятие мышечного напряжения.

Критерии эффективности работы по снижению тревожности:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- улучшение взаимоотношений родитель  – ребенок.

Описание содержания работы по снижению тревожности  с детьми    

младшего школьного возраста.

 Повышение самооценки.

Конечно же, за короткое время невозможно повысить самооценку у школьника. Мы ежедневно проводили целенаправленную работу. Обращались к ребенку по имени, хвалили его даже за незначительные успехи, отмечали их в присутствии других детей. Дети остро реагируют на фальшь, поэтому детей необходимо хвалить искренне. В тоже время школьник должен знать, за что он получил похвалу. Мы использовали любые ситуации, чтобы выразить ребенку похвалу.

Для того чтобы тревожные дети могли узнать много приятного о себе от своих одноклассников, а также взглянуть на себе «глазами другого ребенка», мы проводили такие игры «Я дарю тебе…», «Комплименты», «Конкурс хвастунов». Также в классе мы оформили стенд «Звезда недели», на котором была предоставлена информация о достижениях конкретного ребенка, для того чтобы и окружающие могли с ней ознакомиться.

Таким образом, каждый ребенок получал возможность быть в центре внимания своих сверстников и учителей.

Также нами были созданы дневники ладошки, вырезанные из цветного картона. На первой ладошке мы поместили фотографию ребенка, а на остальных ладошках мы прописывали результаты ребенка, которыми он гордится.

Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных «Ладошек» и т. п.) помогло решить задачу — повышения уровня самооценки детей, у  которых высокая тревожность.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Обычно дети с повышенным уровнем тревожности открыто не сообщают о своих проблемах, а иногда даже и скрывают их. Поэтому если ребенок говорит взрослым, что у него нет страхов, то это не означает, что он говорит правду. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой школьник не признается. [49, с. 206].

В этом случае лучше привлечь младшего школьника к совместному обсуждению проблемы. Мы говорили со школьниками, сидя в кругу, об их переживаниях, чувствах, в ситуациях, которые волнуют их. Показывали детям , на примерах литературных произведений, что смелый человек- это тот кто умеет преодолевать свой страх, а не тот, кто ничего не боится.

У каждого ребенка была возможность высказаться, о том чего он боится, вслух. Также каждому ребенку предлагалось нарисовать свой страх, а потом показать и рассказать о нем, сидя в кругу. Такие беседы, позволили детям с высоким уровнем тревожности понять, что их проблемы сходны с проблемами других детей.

Конечно, мы знаем, что детей нельзя сравнивать друг с другом. Особенно когда речь идет о тревожных детях. По этому мы старались избегать виды деятельности, которые  принуждают сравнивать достижения детей друг с другом. Ингода даже спортивная игра, может стать травмирующим фактором.

В своей работе мы сравнивали достижения школьника только с его же достижениями, например показатели разных недель. Даже если ребенок не справляется с заданиями, об этом не сообщается.

Если мы видели, что при выполнение задания на занятие у ребенка проявлялась тревога, то мы спрашивали в середине занятии, а не вначале или в конце, также мы не подгоняли и не торопили его.

Мы старались устанавливать контакт глаз - наклонялись к нему до уровня глаз, при обращение к тревожному ребенку.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научило ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывал их не себе, а вымышленному герою, это помогло снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоить ребенка.

В повседневной работе, мы обучали ребенка управлять собой в определенных, волнующих его ситуациях.

На индивидуальных занятиях мы просили детей представить и показать, как бы они рассказали историю своим одноклассникам.

Кроме описанного выше применялись и другие приемы работы: психо - гимнастические упражнения, рисование своего страха и других эмоций.

Также в процессе работы мы применяли и другие виды работы: рисование своих эмоции или страха, психо-гимнастические упражнения. Также мы проводили и подвижные игры. Известно, что тревожные дети бояться двигаться, а именно в подвижной игре(«казаки-разбойники», «прятки», «ляпки»), которая может вызвать эмоции, ребенок может пережить и волнение, и сильный страх, и это помогает ему снять напряжение в реальной жизни.

В сюжетно-ролевых играх использовался прием отработки конкретных навыков. Его с удовольствием применяют и сами дети. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. Например, дети играли в «грозного, строгого учителя». Тем самым они отрабатывали навык ответа у доски на уроке такого педагога.

Снятие мышечного напряжения

В своей работе с тревожными детьми мы использовали и упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания, игры на телесный контакт и просто растирание тела.

Также для снятия излишней тревожности мы использовали способ- раскрашивания лица специальной краской. После занятия мы провели импровизированный маскарад, шоу. А также эта игра принесла много радостных эмоции детям. Игры для тревожных детей представлены  у нас в приложении работы.

Свою работу, с детьми имеющими высокий уровень тревожности, мы начинали с дыхательных и релаксационных упражнений, например: «Штанга», «Дудочка», «Корабль и ветер», «Воздушный шарик», «Винт», «Водопад» и др. Чуть позже, когда ребята освоились с этими играми мы добавляли такие как «Драка», «Шалтай-Болтай», «Сосулька».

Если общение с другими детьми не вызывало у тревожного ребенка трудностей, а также он чувствовал себя комфортно, мы включали его в коллективные игры. На данном этапе мы использовали игры «Насос и мяч», «Гусеница», «Бумажные мячики», «Слепой танец».

 Также в своей работе мы  использовали музыку (способствует переключению внимания, уменьшению эмоциональной напряжённости).

В процессе формирующего эксперимента мы проводили работу

с родителями

С родителями было проведено три  родительских собрания, цель которых – дать родителям знания о тревожности, рассказать об особенностях тревожных детей и проявлении тревожности в характере и поведении  ребенка, обосновать и актуализировать влияние тревожности на личность ребенка. Дать рекомендации родителям по снижению тревожности у детей в семье.

После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: выявить свойства внимания и уровень тревожности у младших школьников, дать сравнительный анализ полученных результатов.

В процессе контрольного эксперимента было проведено тестирование по тем же методикам, которые применялись в процессе проведения констатирующего эксперимента.

Для подтверждения либо опровержения выдвинутой нами гипотезы, после проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента был дан сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ результатов исследования

 

 

В процессе проведения эмпирического исследования влияние тревожности на внимание детей младшего школьного возраста, было выявлено, что дети с низким уровнем тревожности показали более высокий уровень свойств внимания, а с высоким более низкий. Проведя исследования по заявленной теме, мы согласны с результатами А.М. Прихожан, которые нашли отражение в обзорной части нашего исследования и получили подтверждение в результатах констатирующего и контрольного экспериментов о том, что тревожность является фактором, определяющим более низкий уровень свойств внимания.

Все выше сказанное позволяет представить анализ полученных результатов исследования.

Результаты констатирующего эксперимента (см.приложение 1), представлены в таблице.

Таблица 1

Анализ результатов исследования уровня тревожности и уровня свойств внимания у испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.

 

Инициалы

    Свойства внимания

Низкий уровень тревожности

(экспериментальная группа испытуемых)

Устойчивость

Переключаемость

Концентрация

Распределение

Объем

Д. П.

средний

средний

средний

средний

высокий

В. Г.

средний

средний

средний

средний

высокий

С. Т.

средний

средний

средний

средний

средний

А. С.

средний

средний

низкий

низкий

высокий

Инициалы

Свойства внимания

Средний уровень тревожности

( экспериментальная группа испытуемых)

Устойчивость

Переключаемость

Концентрация

Распределение

Объем

К. К.

средний

средний

низкий

низкий

средний

А. Ф.

средний

низкий

средний

низкий

средний

Я. Т.

средний

низкий

низкий

средний

средний

Б. Г.

низкий

средний

низкий

средний

средний

Я. М.

средний

низкий

низкий

средний

средний

Р. К.

низкий

низкий

средний

средний

средний

О. Ч.

средний

низкий

низкий

низкий

средний

П. М.

средний

низкий

низкий

средние

средний

Д. М.

низкий

средний

средний

средний

низкий

М. П.

средний

низкий

низкий

средний

средний

 

 

Инициалы

Свойства внимания

 

Высокий уровень тревожности

( экспериментальная группа испытуемых)

Устойчивость

Переключаемость

Концентрация

Распределение

Объем

Е. У.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

М. Х.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

В. М.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

В. К.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Е. М.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Инициалы

Свойства внимания

Низкий уровень тревожности

(контрольная группа испытуемых)

Устойчивость

Переключаемость

Концентрация

Распределение

Объем

В. М.

средний

средний

средний

средний

средний

Е. Л.

средний

средний

средний

средний

высокий

С. К.

средний

средний

средний

средний

высокий

Т. О.

средний

средний

низкий

средний

средний

Г. Т.

средний

средний

средний

средний

средний

Инициалы

Свойства внимания

Средний уровень тревожности

( контрольная группа испытуемых)

Устойчивость

Переключаемость

Концентрация

Распределение

Объем

М. Р.

средний

низкий

средний

низкий

средний

У. Т.

низкий

средний

средний

низкий

средний

Д. И.

средний

средний

низкий

средний

средний

Л. П.

средний

средний

низкий

низкий

средний

Ю. П.

средний

средний

низкий

средний

средний

С. Ф.

средний

низкий

средний

низкий

средний

В. П.

низкий

средний

низкий

средний

средний

В.А.

средний

низкий

средний

низкий

средний

Инициалы

Свойства внимания

Высокий уровень тревожности

( контрольная группа испытуемых)

Устойчивость

Переключаемость

Концентрация

Распределение

Объем

Т. Х.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

З. О.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Н. Л.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

К. Ш.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

А. М.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников