Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Цель исследования: определение уровня устойчивости, продуктивности, переключаемость, а также объема внимания.
Оборудование: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта.
Инструкция:
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Процедура исследования:
Далее ребенку предоставляется бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
После завершения констатирующего этапа эксперимента и обработки полученных данных, в экспериментальной группе (1-ая группа испытуемых, 19 человек) был проведен формирующий эксперимент. Вторая группа детей младшего школьного возраста (18 человек) была обозначена, как контрольная и формирующий эксперимент с данной группой не проводился.
Цель формирующего эксперимента: провести работу по снижению тревожности у младших школьников с учетом условия изменения свойств внимания с низкого уровня на высокий.
В экспериментальной группе был поставлен формирующий эксперимент, который заключался в том, что с детьми проводилась работа по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Работа с детьми экспериментальной группы преследовала свою цель: обучение ребенка умению управлять собой в определенных, наиболее волнующих его ситуациях; повышение самооценки; снятие мышечного напряжения.
Критерии эффективности работы по снижению тревожности:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- улучшение взаимоотношений
Описание содержания работы по снижению тревожности с детьми
младшего школьного возраста.
Конечно же, за короткое время невозможно повысить самооценку у школьника. Мы ежедневно проводили целенаправленную работу. Обращались к ребенку по имени, хвалили его даже за незначительные успехи, отмечали их в присутствии других детей. Дети остро реагируют на фальшь, поэтому детей необходимо хвалить искренне. В тоже время школьник должен знать, за что он получил похвалу. Мы использовали любые ситуации, чтобы выразить ребенку похвалу.
Для того чтобы тревожные дети могли узнать много приятного о себе от своих одноклассников, а также взглянуть на себе «глазами другого ребенка», мы проводили такие игры «Я дарю тебе…», «Комплименты», «Конкурс хвастунов». Также в классе мы оформили стенд «Звезда недели», на котором была предоставлена информация о достижениях конкретного ребенка, для того чтобы и окружающие могли с ней ознакомиться.
Таким образом, каждый ребенок получал возможность быть в центре внимания своих сверстников и учителей.
Также нами были созданы дневники ладошки, вырезанные из цветного картона. На первой ладошке мы поместили фотографию ребенка, а на остальных ладошках мы прописывали результаты ребенка, которыми он гордится.
Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных «Ладошек» и т. п.) помогло решить задачу — повышения уровня самооценки детей, у которых высокая тревожность.
Обычно дети с повышенным уровнем тревожности открыто не сообщают о своих проблемах, а иногда даже и скрывают их. Поэтому если ребенок говорит взрослым, что у него нет страхов, то это не означает, что он говорит правду. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой школьник не признается. [49, с. 206].
В этом случае лучше привлечь младшего школьника к совместному обсуждению проблемы. Мы говорили со школьниками, сидя в кругу, об их переживаниях, чувствах, в ситуациях, которые волнуют их. Показывали детям , на примерах литературных произведений, что смелый человек- это тот кто умеет преодолевать свой страх, а не тот, кто ничего не боится.
У каждого ребенка была возможность высказаться, о том чего он боится, вслух. Также каждому ребенку предлагалось нарисовать свой страх, а потом показать и рассказать о нем, сидя в кругу. Такие беседы, позволили детям с высоким уровнем тревожности понять, что их проблемы сходны с проблемами других детей.
Конечно, мы знаем, что детей нельзя сравнивать друг с другом. Особенно когда речь идет о тревожных детях. По этому мы старались избегать виды деятельности, которые принуждают сравнивать достижения детей друг с другом. Ингода даже спортивная игра, может стать травмирующим фактором.
В своей работе мы сравнивали достижения школьника только с его же достижениями, например показатели разных недель. Даже если ребенок не справляется с заданиями, об этом не сообщается.
Если мы видели, что при выполнение задания на занятие у ребенка проявлялась тревога, то мы спрашивали в середине занятии, а не вначале или в конце, также мы не подгоняли и не торопили его.
Мы старались устанавливать контакт глаз - наклонялись к нему до уровня глаз, при обращение к тревожному ребенку.
Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научило ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывал их не себе, а вымышленному герою, это помогло снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоить ребенка.
В повседневной работе, мы обучали ребенка управлять собой в определенных, волнующих его ситуациях.
На индивидуальных занятиях мы просили детей представить и показать, как бы они рассказали историю своим одноклассникам.
Кроме описанного выше применялись и другие приемы работы: психо - гимнастические упражнения, рисование своего страха и других эмоций.
Также в процессе работы мы применяли и другие виды работы: рисование своих эмоции или страха, психо-гимнастические упражнения. Также мы проводили и подвижные игры. Известно, что тревожные дети бояться двигаться, а именно в подвижной игре(«казаки-разбойники», «прятки», «ляпки»), которая может вызвать эмоции, ребенок может пережить и волнение, и сильный страх, и это помогает ему снять напряжение в реальной жизни.
В сюжетно-ролевых играх использовался прием отработки конкретных навыков. Его с удовольствием применяют и сами дети. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. Например, дети играли в «грозного, строгого учителя». Тем самым они отрабатывали навык ответа у доски на уроке такого педагога.
В своей работе с тревожными детьми мы использовали и упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания, игры на телесный контакт и просто растирание тела.
Также для снятия излишней тревожности мы использовали способ- раскрашивания лица специальной краской. После занятия мы провели импровизированный маскарад, шоу. А также эта игра принесла много радостных эмоции детям. Игры для тревожных детей представлены у нас в приложении работы.
Свою работу, с детьми имеющими высокий уровень тревожности, мы начинали с дыхательных и релаксационных упражнений, например: «Штанга», «Дудочка», «Корабль и ветер», «Воздушный шарик», «Винт», «Водопад» и др. Чуть позже, когда ребята освоились с этими играми мы добавляли такие как «Драка», «Шалтай-Болтай», «Сосулька».
Если общение с другими детьми не вызывало у тревожного ребенка трудностей, а также он чувствовал себя комфортно, мы включали его в коллективные игры. На данном этапе мы использовали игры «Насос и мяч», «Гусеница», «Бумажные мячики», «Слепой танец».
Также в своей работе мы использовали музыку (способствует переключению внимания, уменьшению эмоциональной напряжённости).
В процессе формирующего эксперимента мы проводили работу
с родителями
С родителями было проведено три родительских собрания, цель которых – дать родителям знания о тревожности, рассказать об особенностях тревожных детей и проявлении тревожности в характере и поведении ребенка, обосновать и актуализировать влияние тревожности на личность ребенка. Дать рекомендации родителям по снижению тревожности у детей в семье.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выявить свойства внимания и уровень тревожности у младших школьников, дать сравнительный анализ полученных результатов.
В процессе контрольного эксперимента было проведено тестирование по тем же методикам, которые применялись в процессе проведения констатирующего эксперимента.
Для подтверждения либо опровержения выдвинутой нами гипотезы, после проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента был дан сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
2.3 Анализ результатов исследования
В процессе проведения эмпирического исследования влияние тревожности на внимание детей младшего школьного возраста, было выявлено, что дети с низким уровнем тревожности показали более высокий уровень свойств внимания, а с высоким более низкий. Проведя исследования по заявленной теме, мы согласны с результатами А.М. Прихожан, которые нашли отражение в обзорной части нашего исследования и получили подтверждение в результатах констатирующего и контрольного экспериментов о том, что тревожность является фактором, определяющим более низкий уровень свойств внимания.
Все выше сказанное позволяет представить анализ полученных результатов исследования.
Результаты констатирующего эксперимента (см.приложение 1), представлены в таблице.
Таблица 1
Анализ результатов исследования уровня тревожности и уровня свойств внимания у испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.
Инициалы Свойства внимания |
Низкий уровень тревожности (экспериментальная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
Д. П. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
В. Г. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
С. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
А. С. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
высокий |
Инициалы Свойства внимания |
Средний уровень тревожности ( экспериментальная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
К. К. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
А. Ф. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
Я. Т. |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Б. Г. |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Я. М. |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Р. К. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний |
О. Ч. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
П. М. |
средний |
низкий |
низкий |
средние |
средний |
Д. М. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
М. П. |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Инициалы Свойства внимания |
Высокий уровень тревожности ( экспериментальная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
Е. У. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
М. Х. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
В. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
В. К. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Е. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Инициалы Свойства внимания |
Низкий уровень тревожности (контрольная группа испытуемых) | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
В. М. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Е. Л. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
С. К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
Т. О. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Г. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Инициалы Свойства внимания |
Средний уровень тревожности ( контрольная группа испытуемых) | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
М. Р. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
У. Т. |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Д. И. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Л. П. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
Ю. П. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
С. Ф. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
В. П. |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
В.А. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
Инициалы Свойства внимания |
Высокий уровень тревожности ( контрольная группа испытуемых) | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
Т. Х. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
З. О. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Н. Л. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
К. Ш. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
А. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников