Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психология внимания имеет разработанную научную теоретическую базу, но при этом не существует единых подходов, как в определении понятия внимания, так и в классификации его свойств.
Последнее десятилетие возросло количество детей с высоким уровнем тревожности, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе и собственных силах, повышенной беспокойством.
Исследованием тревожности занимались такие ученые, как Ю.М. Антонян, В.М. Астапов, В.К. Вилюнас, Н.В. Вязовец, Ж.М. Глозман, В.Р. Кисловская, Н.Д. Левитова, Л.В. Марищук, Ч.Д. Спилберг, и другие.
При анализе работ данных авторов, мы опирались на определение, которое дается в кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующиеся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [19, 395].
Уровень тревожности
мы рассматривали как
При этом тревожность рассматривалась как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, и которое вместе с тем имеет отрицательное следствие. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью детей и способствует развитию предневротических состояний, а также неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.
Тревожность проявляется почти всегда, она не связана с какой-либо определенной ситуацией. Состояние тревоги может сопутствовать человеку в разных видах деятельности. О страхе можно говорить тогда, когда человек боится чего-то конкретного.
У каждого ребенка есть определенный страх. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений, в процессе которых у детей формируется неадекватная самооценка.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Цель, гипотеза и задачи исследования
При проведении эмпирического исследования, очень важно правильно и четко определить направление, которое обозначается постановкой цели.
Как отмечает А.Ф. Ануфриев, если в исследовании неправильно или неточно определена цель, то ценность его будет поставлена под сомнение.
[3, с. 6]
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Гипотезные положения исследования: мы предполагаем что:
- у детей младшего школьного возраста с более низким уровнем тревожности, проявляются более высокие показатели уровня свойств внимания и наоборот;
- изменение уровня тревожности с высокого на низкий, обеспечивает возможность изменения уровня свойств внимания, в сторону их повышения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5.
Дать сравнительный анализ
Постановка цели, гипотезы и задач определили проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Для подтверждения гипотезы было проведено исследование, которое проводилось на базе СОШ №1, города Соликамска.
В нашем эксперименте принимали участие две группы детей младшего школьного возраста, 1 – ая группа – 19 человек, 2- ая группа – 18 человек, всего 37 человек. Исследование включало в себя проведение констатирующего, формирующего (предполагал процесс работы по снижению тревожности) и контрольного экспериментов.
Цель констатирующего эксперимента: провести тестирование детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения, выделив испытуемых с разным уровнем тревожности, определить уровень свойств внимания.
Исходя из того, что в нашем исследовании под тревожностью мы понимаем черту личности, характеризующую ее эмоциональную сферу [31, 169], склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующиеся низким порогом возникновения реакции тревоги [19, 395].
Для выявления тревожности нами были использованы следующие методики:
Методика № 1: Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) [22, с. 176].
Цель: Определение тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет
Экспериментальный материал: бланк, который содержит 53 предложения, а также варианты ответов верно или не верно.
Описание эксперимента:
Данную методику можно использовать в группе.
Также можно отметить наличие шкалы «социальной значимости», показатель критичности, которой равен девяти. Показатель девять или более показывает о том, что ответы ребенка недостоверны, а также могут изменяться под влиянием фактора социальной значимости.
Каждому ребенку предоставляется индивидуальный бланк. В данной методике ребенок зачитывает предложения о внутреннем состоянии в определенной ситуации. А затем выбирает один из предложенных вариантов ответа (верно, не верно).
После проведения методики подсчитываются результаты. Первоначально подсчитываются баллы по шкале социальной значимости. А затем и по шкале тревожности. После того, как были подсчитаны «сырые» баллы, их нужно перевести в шкальные. Для этого данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего пола и возраста.
Таким образом, мы можем, выявит уровень тревожности.
Методика №2. Тест Амена [18, с.150].
Цель: предназначен для определения уровня тревожности у школьников.
Экспериментальный материал: В данной методике используется 14 карточек с рисунками, каждая из которых содержит в себе основной и дополнительный рисунок, при этом дополнительный находиться под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного – 2,3х8,5 см. Существует два варианта рисунок: для мальчиков (а) и девочек (б). На основном рисунке, лицо ребенка, который является главным персонажем, не прорисован, а виден лишь контур. На дополнительном рисунке, изображены две детские головки, при этом они полностью соответствуют по ракурсу и размеру, контуру головы на основном рисунке. На рисунке изображена модель ситуации, которая является типичной для жизни ребенка.
Описание эксперимента: В строго указном порядке ребенку предъявляются рисунки. Необходимо проводить обследование индивидуально, в отдельном помещение.
Дается определенная инструкция, экспериментатором, при предъявлении каждого рисунка:
Игра с младшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами”.
Ребенок и мать с младенцем. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом”.
Объект агрессии. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Одевание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается”.
Игра со старшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми”.
Укладывание спать в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать”.
Умывание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной”.
Выговор. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Игнорирование. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Агрессивное нападение. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Уборка игрушек. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки”.
Изоляция. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Ребенок с родителями. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой”.
Еда в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест”.
Следует отметить, что при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) никаких пояснений экспериментатор не дает. Также он не задает дополнительных вопросов ребенку, в ходе обследования. В специальный протокол заносятся все высказывания ребенка, его интерпретация ситуаций, а также записывается выбор сделанный ребенком. Затем, на основание данных занесенных в протокол, вычисляется индекс тревожности.
Методика №3. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе). [18, с. 135].
Цель: предназначен для определения уровня тревожности у школьника.
Экспериментальный материал: бланк с утверждениями, в котором он отмечает свое согласие или не согласие с утверждениями.
Описание эксперимента: испытуемому необходимо, на бланке для ответов написать согласен он или нет с представленным утверждением. После того, как ребенок закончил выполнять. Экспериментатор подсчитывает количество ответов, свидетельствующих о тревожности.
Для определения уровня свойств внимания у детей, мы использовали методики:
2. Методика № 2 Тест Пьерона – Рузера
3. Методика №3 кольца Ландольта
Цель исследования: определить степень устойчивости и концентрации внимания.
Материал и оборудование: в ходе обследования используются специальные бланки с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция.
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Обработка результатов. Результаты пробы оцениваются по времени выполнения ,по количеству пропущенных не зачёркнутых знаков или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Методика № 2 Тест Пьерона – Рузера [30, с. 157].
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания. Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, на котором изображены геометрические фигуры, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Проведение исследование возможно, как и с одним испытуемым, так и с группой 5-9 человек. Основным условием является, удобное размещение испытуемых, а также необходимо следить за тишиной при проведение тестирования
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадрата, треугольника, круга и ромба. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников