Тревожность и внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОЙ.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

3.      Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок боится не оправдать надежд взрослых, и быть отвергнутым ими. [25, с.81]

У данной категории детей , наблюдается неадекватная реакция в подобных ситуациях.

А.М. Прихожан также среди причин, вызывающих детскую тревожность выделяет непоследовательность требований родителей и разницу в стилях воспитания, например отца и матери.

А.В. Басов, Л.М.Костина, М.В.Кутузова, У.П.Морган, А.М.Прихожан, раскрывая причины тревожности, указывают, что она является фактором изменения внимания у детей младшего школьного возраста, дети с высоким уровнем тревожности не могут длительное время сосредотачивать свое внимание на одном объекте, они не способны совершать несколько действий одновременно. Тревожные дети медленно ориентируются в сложной изменяющейся ситуации, охватывают малое количество объектов, с достаточной ясностью одновременно.

Рассмотрение  теоретических аспектов тревожности как фактора изменения внимания у детей младшего школьного возраста определяет направление, цель и содержание работы, которая предполагает:

- проведение психодиагностики

- работу с детьми

- работу с родителями.

А.М. Прихожан, В. Амен, Л. Тейлор предлагают методики позволяющие выявить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста. Комплексное проведение данных методик позволяет выявить уровень тревожности и определить  детей с высоким уровнем выраженности данного показателя.

Работа с детьми должна быть направлена на устранение причин обуславливающих тревожность, она предполагает:

    1. Повышение самооценки ребенка;
    2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
    3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях.

Повышение самооценки ребенка.

Г.К.Валицкас в своих исследованиях отмечает, что тревожные дети имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику от других людей, обвиняют себя в большом количестве неудач, бояться браться за выполнение нового сложного задания.

Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Данная категория детей любит покритиковать других людей, для того чтобы лучше выглядеть в собственных глазах. Вирджиния Квинн указала, что для того чтобы помочь тревожным детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, искренне заботиться о них и как можно чаще хвалить их, давать позитивную оценку действиям и поступкам. [24, с. 61]

В подростковом возрасте проблемы тревожности увеличивается, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта», если в младшем школьном возрасте ребенок не испытывает поддержку со стороны взрослых. Повзрослев тревожный ребенок может сохранять привычку выбирать легкую задания для выполнения, так как именно в этом случае у него есть уверенность в правильном решение.

У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К.Валицкас разработали методы повышающие самооценку.

Прежде всего, необходимо родителям и взрослым как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии сверстников и других людей. В классе можно оформить специальные стенды, на которых будут отмечать достижения ребенка, а также награждать его грамотами, медальками. Также можно давать ребенку поручения выполнение которых престижно в данном коллективе.

Многие педагогики, да и родители, используют прием сравнения результатов выполнения задания одних детей с другими, а это оказывает отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки. Данный способ может сыграть положительную роль, при взаимодействие с детьми другой категории, но он не допустим при общении с тревожным ребенком. Лучше сравнивать результаты ребенка в его же показателями, например его оценку, которую он получил сегодня, с результатом прошлой недели. [26, с. 94]

Также при работе с детьми с заниженной самооценкой, необходимо избегать заданий требующих выполнения за определенный промежуток времени, фиксированным педагогом. Таких детей лучше спрашивать в середине, а не в начале и не в конце урока. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, необходимо дать ребенку время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.

При обращение к тревожному ребенку, необходимо постоянно устанавливать визуальный контакт, «глаза в глаза», что способно вселить чувство доверия в душу ребенка.

Желательно в классе проводить беседы с детским коллективом, для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей. В процессе проведения этих бесед все дети могут поделиться своими затруднениями, которые они испытывают в различных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.[50, с. 15]

Работа по повышению самооценки - является только одним из направлений в работе с ребенком, имеющим высокий уровень тревожности. Взрослому необходимо запастись терпением, так как быстрых результатов от такой работы ожидать нельзя.

Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

М.И.Чистякова, К. Фопеля указывали,  что тревожным детям свойственно эмоциональное напряжение, проявляющееся в мышечных зажимах в области шеи и лица. Так же, им свойственно зажатие мышц живота. Можно научить детей выполнять релаксационные упражнения, необходимые для снижения напряжение: и мышечное, и эмоциональное. [10, с. 73]

Кроме релаксационных упражнений в работе с детьми данной категории необходимо также использовать и игры, в основании которых лежит телесный контакт с ребенком. Это, например, игры с глиной, песком, с водой, различные техники рисования красками.

Возможно в работе с тревожными детьми, использование элементов массажа или простое растирание тела, которое также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Простейшие элементы массажа, мама может и сам выполнить, а иногда достаточно просто обнять ребенка.

По мнению Вайолет Оклендер, рекомендуется использовать, при работе с тревожными детьми, импровизированные маскарады, шоу или просто раскрашивать лица специальной краской или даже старыми мамиными губными помадами. Участвуя в таких представлениях, дети способны почувствовать расслабление. [26, с. 68]

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

В книге « Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, указывали, что следующим этапом в работе с тревожным ребенком, является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. После проведения работы по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений все равно, нет гарантии, что оказавшись в сложной жизненной или в непредвиденной ситуации, у ребенка будет адекватное поведение. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому необходимой частью работы с тревожными детьми, принято считать отработку навыков поведения в конкретных ситуациях. Эта работа подразумевает обыгрывание как возможных в будущем ситуации, так уже происходивших. [26, с. 96]

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, проигрывая роль слабых, трусливых персонажей, также взрослый может помочь ребенку увидеть свой страх с другой стороны, используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок, начинает относиться к нему как к менее значимому.

Ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он способен справляться с трудностями, исполняя роли сильных героев.

При этом очень важно обсудить с ребенком то, как он может использовать опыт, полученный в игре в разрешения жизненных ситуаций, а не только развивать игровую ситуацию. Этот этап работы, в нейролингвистическом программировании, называется «подстройка к будущему».

Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, перед классом, то следует проиграть с ним в «школу», обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений. А если ребенок, посещающий школу, испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».[8, с. 37]

Работа с родителями тревожного ребенка.

Как отмечает Е. Савина и Н. Шанина, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, очень часто родители предъявляют требования не соответствующие возможностям ребенка. Иногда это связано с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребёнке, с неудовлетворенностью взрослых собственным положением. В тоже время могут существовать и другие причины, завышенных требований к ребенку. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Родители лишают ребенка учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Очень часто родители предъявляют требования не соответствующие возможностям ребенка. Ребенок пытается угодить родителям, добиться от них расположения и любви. Но он начинает понимать, что потерпев одну неудачу за другой, он не может выполнить все то, что ждут от него мама и папа. Он видит себя не таким как все, другим, считает себя никчемнее, хуже, считает необходимым приносить бесконечные извинения.[4, с. 37]

Большинство родителей тревожных детей, по данным исследования М.И. Чистяковой, не осознают, что их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что родителям необходимо рекомендовать для чтения специальную литературу, проводить сними разъяснительные беседы, и привлекать их к взаимодействиям с педагогом или психологом.

Так, иногда «неподготовленные» родители, принимают неправильную позицию, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое способствует усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Импульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов избавления от гнева.

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи, с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с высоким уровнем тревожности низкий уровень показателей свойств внимания. Для того чтобы снизить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста, следует проводить целенаправленную и систематическую работу в следующих направлениях: проведение психодиагностики, работа с детьми, работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

 

В 1 главе нашего исследования мы рассмотрели подходы к определению внимания и выяснили, что единого определения не существует. В западной психологии история изучения внимания насчитывает несколько веков и идет еще от Г.Ф.Лейбница и И.Канта. Внимание рассматривалось, преимущественно, в когнитивной психологии: В.Вундом, У.Джемсом, Т.Рибо, Э.Титченеом, Дж.Уотсоном, Д.Бродбентом, У.Нейссером. В отечественной психологии можно выделить два подхода к рассмотрению внимания – это психофизиологический и общепсихологический. Исследованием психофизиологических показателей внимания занимались И.П.Павлов, Е.Н.Соколов, А.А.Ухтомский. С различных общепсихологических позиций внимание изучали Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин, Д.Н.Узнадзе.

Вместе с тем мы рассмотрели проявление особенностей внимания, и пришли к выводу о том, существуют разные основания для классификации процессов и состояний  внимания – генезу и механизмам, функциям и эффектам, причинам, объектам и сопутствующим переживаниям, условиям и свойствам.  Существуют классификации видов внимания У.Джеймса, Т.Рибо, Н.Н.Ланге, Н.Ф.Добрынина.

Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников