Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
3. Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок боится не оправдать надежд взрослых, и быть отвергнутым ими. [25, с.81]
У данной категории детей , наблюдается неадекватная реакция в подобных ситуациях.
А.М. Прихожан также среди причин, вызывающих детскую тревожность выделяет непоследовательность требований родителей и разницу в стилях воспитания, например отца и матери.
А.В. Басов, Л.М.Костина, М.В.Кутузова, У.П.Морган, А.М.Прихожан, раскрывая причины тревожности, указывают, что она является фактором изменения внимания у детей младшего школьного возраста, дети с высоким уровнем тревожности не могут длительное время сосредотачивать свое внимание на одном объекте, они не способны совершать несколько действий одновременно. Тревожные дети медленно ориентируются в сложной изменяющейся ситуации, охватывают малое количество объектов, с достаточной ясностью одновременно.
Рассмотрение теоретических аспектов тревожности как фактора изменения внимания у детей младшего школьного возраста определяет направление, цель и содержание работы, которая предполагает:
- проведение психодиагностики
- работу с детьми
- работу с родителями.
Работа с детьми должна быть направлена на устранение причин обуславливающих тревожность, она предполагает:
Повышение самооценки ребенка.
Г.К.Валицкас в своих исследованиях отмечает, что тревожные дети имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику от других людей, обвиняют себя в большом количестве неудач, бояться браться за выполнение нового сложного задания.
Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Данная категория детей любит покритиковать других людей, для того чтобы лучше выглядеть в собственных глазах. Вирджиния Квинн указала, что для того чтобы помочь тревожным детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, искренне заботиться о них и как можно чаще хвалить их, давать позитивную оценку действиям и поступкам. [24, с. 61]
В подростковом возрасте проблемы тревожности увеличивается, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта», если в младшем школьном возрасте ребенок не испытывает поддержку со стороны взрослых. Повзрослев тревожный ребенок может сохранять привычку выбирать легкую задания для выполнения, так как именно в этом случае у него есть уверенность в правильном решение.
У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К.Валицкас разработали методы повышающие самооценку.
Прежде всего, необходимо родителям и взрослым как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии сверстников и других людей. В классе можно оформить специальные стенды, на которых будут отмечать достижения ребенка, а также награждать его грамотами, медальками. Также можно давать ребенку поручения выполнение которых престижно в данном коллективе.
Многие педагогики, да и родители, используют прием сравнения результатов выполнения задания одних детей с другими, а это оказывает отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки. Данный способ может сыграть положительную роль, при взаимодействие с детьми другой категории, но он не допустим при общении с тревожным ребенком. Лучше сравнивать результаты ребенка в его же показателями, например его оценку, которую он получил сегодня, с результатом прошлой недели. [26, с. 94]
Также при работе с детьми с заниженной самооценкой, необходимо избегать заданий требующих выполнения за определенный промежуток времени, фиксированным педагогом. Таких детей лучше спрашивать в середине, а не в начале и не в конце урока. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, необходимо дать ребенку время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
При обращение к тревожному ребенку, необходимо постоянно устанавливать визуальный контакт, «глаза в глаза», что способно вселить чувство доверия в душу ребенка.
Желательно в классе проводить беседы с детским коллективом, для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей. В процессе проведения этих бесед все дети могут поделиться своими затруднениями, которые они испытывают в различных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.[50, с. 15]
Работа по повышению самооценки - является только одним из направлений в работе с ребенком, имеющим высокий уровень тревожности. Взрослому необходимо запастись терпением, так как быстрых результатов от такой работы ожидать нельзя.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
М.И.Чистякова, К. Фопеля указывали, что тревожным детям свойственно эмоциональное напряжение, проявляющееся в мышечных зажимах в области шеи и лица. Так же, им свойственно зажатие мышц живота. Можно научить детей выполнять релаксационные упражнения, необходимые для снижения напряжение: и мышечное, и эмоциональное. [10, с. 73]
Кроме релаксационных упражнений в работе с детьми данной категории необходимо также использовать и игры, в основании которых лежит телесный контакт с ребенком. Это, например, игры с глиной, песком, с водой, различные техники рисования красками.
Возможно в работе с тревожными детьми, использование элементов массажа или простое растирание тела, которое также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Простейшие элементы массажа, мама может и сам выполнить, а иногда достаточно просто обнять ребенка.
По мнению Вайолет Оклендер, рекомендуется использовать, при работе с тревожными детьми, импровизированные маскарады, шоу или просто раскрашивать лица специальной краской или даже старыми мамиными губными помадами. Участвуя в таких представлениях, дети способны почувствовать расслабление. [26, с. 68]
Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
В книге « Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, указывали, что следующим этапом в работе с тревожным ребенком, является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. После проведения работы по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений все равно, нет гарантии, что оказавшись в сложной жизненной или в непредвиденной ситуации, у ребенка будет адекватное поведение. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому необходимой частью работы с тревожными детьми, принято считать отработку навыков поведения в конкретных ситуациях. Эта работа подразумевает обыгрывание как возможных в будущем ситуации, так уже происходивших. [26, с. 96]
Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.
Ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, проигрывая роль слабых, трусливых персонажей, также взрослый может помочь ребенку увидеть свой страх с другой стороны, используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок, начинает относиться к нему как к менее значимому.
Ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он способен справляться с трудностями, исполняя роли сильных героев.
При этом очень важно обсудить с ребенком то, как он может использовать опыт, полученный в игре в разрешения жизненных ситуаций, а не только развивать игровую ситуацию. Этот этап работы, в нейролингвистическом программировании, называется «подстройка к будущему».
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, перед классом, то следует проиграть с ним в «школу», обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений. А если ребенок, посещающий школу, испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».[8, с. 37]
Работа с родителями тревожного ребенка.
Как отмечает Е. Савина и Н. Шанина, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, очень часто родители предъявляют требования не соответствующие возможностям ребенка. Иногда это связано с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребёнке, с неудовлетворенностью взрослых собственным положением. В тоже время могут существовать и другие причины, завышенных требований к ребенку. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Родители лишают ребенка учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Очень часто родители предъявляют требования не соответствующие возможностям ребенка. Ребенок пытается угодить родителям, добиться от них расположения и любви. Но он начинает понимать, что потерпев одну неудачу за другой, он не может выполнить все то, что ждут от него мама и папа. Он видит себя не таким как все, другим, считает себя никчемнее, хуже, считает необходимым приносить бесконечные извинения.[4, с. 37]
Большинство родителей тревожных детей, по данным исследования М.И. Чистяковой, не осознают, что их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что родителям необходимо рекомендовать для чтения специальную литературу, проводить сними разъяснительные беседы, и привлекать их к взаимодействиям с педагогом или психологом.
Так, иногда «неподготовленные» родители, принимают неправильную позицию, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое способствует усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Импульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов избавления от гнева.
Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи, с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с высоким уровнем тревожности низкий уровень показателей свойств внимания. Для того чтобы снизить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста, следует проводить целенаправленную и систематическую работу в следующих направлениях: проведение психодиагностики, работа с детьми, работа с родителями.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В 1 главе нашего исследования мы рассмотрели подходы к определению внимания и выяснили, что единого определения не существует. В западной психологии история изучения внимания насчитывает несколько веков и идет еще от Г.Ф.Лейбница и И.Канта. Внимание рассматривалось, преимущественно, в когнитивной психологии: В.Вундом, У.Джемсом, Т.Рибо, Э.Титченеом, Дж.Уотсоном, Д.Бродбентом, У.Нейссером. В отечественной психологии можно выделить два подхода к рассмотрению внимания – это психофизиологический и общепсихологический. Исследованием психофизиологических показателей внимания занимались И.П.Павлов, Е.Н.Соколов, А.А.Ухтомский. С различных общепсихологических позиций внимание изучали Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин, Д.Н.Узнадзе.
Вместе с тем мы рассмотрели проявление особенностей внимания, и пришли к выводу о том, существуют разные основания для классификации процессов и состояний внимания – генезу и механизмам, функциям и эффектам, причинам, объектам и сопутствующим переживаниям, условиям и свойствам. Существуют классификации видов внимания У.Джеймса, Т.Рибо, Н.Н.Ланге, Н.Ф.Добрынина.
Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников