Тревожность и внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОЙ.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

Родители, чей ребенок имеет высокий уровень тревожности, должны быть последовательны и единодушны в вопросах наказания и поощрения. Например, ребенок не знает, как мама отреагирует, сегодня, на сломанную игрушку, испытывает чувство страха, что приводит его к стрессу.

Упражнения на мышечную релаксацию также полезны и для родителей тревожных детей, так как они сами часто испытывают мышечное напряжение. Но, к сожалении, не всегда можно открыто сказать об этом родителям. Не каждому можно порекомендовать, прежде всего, обратить внимания на себя, а потом уже предъявлять требования к ребенку.

В данных ситуациях родителям можно сказать: «Вашему ребенку полезно выполнять упражнения на  расслабление мышц, так как он часто испытывает скованность, Поэтому, желательно, чтобы вы выполняли упражнения вместе с ребенком, тогда он будет выполнять их правильно».

Родители, которые выполняли рекомендации, через некоторое время заметили приятное ощущение в теле, улучшение общего состояния. Они, чаще всего, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Не только родителя, но и педагогам можно рекомендовать такие занятия. Ведь известно, что тревожность педагога очень часто передается ученикам, также как и тревожность родителей- детям. Вот потому, взрослый должен в первую очередь позаботится о себе, прежде чем оказывать помощь ребенку.

Мы использовали наглядную информацию, с целью профилактики тревожности. В образовательном учреждении на стенде можно разместить, например, памятку, а также мы раздали памятки детям в основу рекомендаций которой легли советы Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей.

Рекомендации родителям по профилактике тревожности у детей

1.  При общение с ребенком, не нужно подрывать авторитет людей, которые значимы для него. ( Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваш учитель понимает! Я лучше знаю!»)

2.  Никогда не запрещайте ребенку, то что до этого разрешали, будьте последовательны в своих действиях и словах.

3.  Никогда не требуйте от ребенка, то что он не может сделать, учитывайте возможности свое ребенка. Лучше лишний раз помогите ребенку, при выполнение какого-либо задания, а при успехе, лишний раз похвалите его.

4.  Нужно принимать ребенка таким какой он есть, доверять ему, и быть с ним честным

5.  Выберите для ребенка какой-либо кружок, секцию, которая будет по душе ребенку, что бы занимаясь в нем он испытывал радость, и не испытывал чувство ущемленности.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми.

1. Не выбирайте виды работ, требующих  состязания, в которых необходима скорость.

2. Избегайте сравнения ребенка  с другими.

3. Используйте упражнения на релаксацию, телесный контакт.

4. способствуйте повышению самооценки  ребенка, чаще хвалите его, но  так, чтобы он знал, за что

5. Чаще называйте ребенка по  имени.

6. Будьте примером для ребенка, показывайте свою уверенность.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании  ребенка.

9. Используйте как можно  меньше  замечаний при разговоре с  ребенком.

10. Наказания использовать в  очень редких случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая  его.

Для отказа ребенку в любви и поддержке, недостаточно неудовлетворения успехами и поведением ребенка. Ребенок должен жить в атмосфере любви, защиты, нежности, и тогда будут проявляться все его таланты.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Родительское собрание «Тревожные дети».

Дети младшего школьного возраста усваивают правила и нормы поведения, которые приняты в обществе. У некоторых детей процесс социализации проходит с затруднениями. В последнее десятилетие увеличилось число детей, для которых свойственно неуверенность в себе, повышенное беспокойство, эмоциональная неустойчивость. Таким детей необходима психологическая помощь и особый подход.

Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Для тревожных детей характерно наличие постоянного чувство беспричинного страха. Они очень часто спрашивают у себя: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность очень сильно влияет на любую деятельность, мешает ее выполнению, что, в свою очередь, может привести к неуверенности в себе, и к заниженной самооценке.

Педагоги и родители очень часто не замечают, каких-либо переживаний ребенка или считают их немотивированными или беспредметными. Отсюда вытекают завышенные требования, упреки, физические и моральные наказания, многочисленные окрики. Кроме того, в настоящее время идет пропаганда интеллектуализация воспитания, и родители и  педагоги попали под ее влияние. Родители тратят очень много сил, чтобы научить ребенка писать, читать, знакомят их с основами различных наук, но в тоже время они полностью отказываются от простого общения с ребенком, от совместных видов деятельности, от игр со своим ребенком. Сильная умственная нагрузка приводит к невротизации ребенка, смещению его самооценки в область учения. Ребенок постоянно находиться в конфликте между родителями и педагогом. Тревожные дети испытывают трудности и неуспех в деятельности, у них появляются сложности в процессе взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми. Принято считать, что «школьная тревожность» возникает вследствие столкновения ребенка с новыми требованиями не возможностью их выполнять или соответствовать им. Причем многие первоклассники испытывают тревожность, не из-за оценок, а из-за возможности испортить отношения как с родителями, так и с учителем.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта, который может быть вызван негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; неадекватными, чаще всего завышенными, или противоречивыми требованиями родителей.

Можно выделить две основные группы причин детской тревожности: биологические, связанным с типом нервной системы, а также выделяют социальные, связаны с типом детско- родительтских отношений (гиперсоциализация, симбиоз, отвержение или их комбинация). От тревожности окружающих людей, во многом зависит тревожность детей. Высокая тревожность учителей или родителей передается ребенку.

Мальчики, по результатам исследования, являются боле тревожными, чем девочки. Установлена взаимосвязь между детской тревожностью и неудовлетворенностью взрослых своей работой, материальным положением, жилищными условиями, взаимоотношениями. Также влияет на спокойствие детей авторитарный стиль.

Для ребенка с повышенным уровнем тревожности неблагоприятными последствиями являются рост неуверенности в себе, снижение самооценки, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда вытекает несамостоятельность, зависимость от других, неадекватные притязания и т.д. Для тревожных детей свойственно плохая концентрация внимания на уроках, испытывают чувство беспокойства, раздражительны, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса), плохо спят и т.д.

Для снижения психомышечного напряжения рекомендуются упражнения "Сосулька", "Штанга", "Насос и мяч", "Ласковый мелок", "Шалтай-болтай" и др., они проводятся ежедневно воспитателями групп.

Необходимо, чтобы и педагоги и родители уделяли особое внимание детям с повышенным уровнем тревожности, вовремя должны увидеть зарождение тревожности и оказали помощь детям в становление уверенности у них, научили управлять собой в различных ситуациях.

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

№1.

Необходимо наладить благоприятные отношения  со своим ребенком, чтобы у него появилось чувство уверенности в себе и спокойствие.

Внимательно выслушивайте ребенка 
Уделяйте ребенку как можно больше времени

Передавайте ему свой опыт 
Делитесь с ребенком своими воспоминаниями о детстве, о победах и проигрышах.

Если в семье не один ребенок, старайтесь каждому уделить свое внимания индивидуально.

№2.

Уделяйте особое внимание себе, следите за собой, особенно в ситуациях стресса, чтобы вас не вывести из равновесия.

Лучше отказаться, если это возможно, от совместной деятельности с ребенком 
В минуты раздражения старайтесь избегать физического контакта с ребенком.

№3.

Старайтесь делиться с ребенком своим эмоциональном состоянием, если вы расстроены, то скажите об этом ребенку.

Говорите детям прямо о своих чувствах, 
желаниях и потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. 
Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате"; 
"Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня".

№4.

Делайте для себя что-то приятное, что порадует и успокоит вас, в те минуты когда вы испытываете отрицательные эмоции.

Примите расслабляющую ванну, душ. 
Заварите и выпейте чаю 
пообщайтесь с друзьями 
Сделайте "успокаивающую" маску для лица 
Просто расслабьтесь, лёжа на диване. 
Включите любимую музыку.

№5.

Старайтесь предвидеть и 
предотвратить возможные 
неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Убирайте от ребенка те вещи которые вам очень дороги, чтобы он не играл ими. 
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией.

№6.

К некоторым особенно важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего ребенка.


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников