Тревожность и внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОЙ.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)



 

Исходя из результатов, указанных выше в таблицах также следует пояснить, что результаты констатирующего эксперимента показали:

в первой экспериментальной группе испытуемых мы получили следующие результаты – 8 детей – 43% имеют низкий уровень устойчивости внимания, 11 детей – 57% средний уровень; уровень переключаемости внимания у 12 детей -63% низкий, 7 детей – 37% средний; уровень концентрации у 13 детей- 68% низкий, 6 детей – 32% средний; уровень распределения внимания у 9 детей – 48% низкий, у 10 детей – 52% средний; уровень объема внимания у 6 детей – 31% низкий, у 11 детей – 57% средний, у 2 детей – 12 %высокий.

8 детей -  21% экспериментальной группы имеют высокий уровень тревожности, 10детей - 47%   имеют средний уровень тревожности,  4 ребенка -32%   имеют низкий уровень тревожности.

Во второй группе (контрольной) – 8 детей – 44% имеют низкий уровень устойчивости внимания, 10 детей – 56% средний уровень; уровень переключаемости внимания у 9 детей -50% низкий, 9 детей – 50% средний; уровень концентрации у 12 детей- 66% низкий, 6 детей – 34% средний; уровень распределения внимания у 8 детей – 44% низкий, у 10 детей – 56% средний; уровень объема внимания у 6 детей – 33% низкий, у 9 детей – 50% средний, у 3 детей – 17 %высокий.

В контрольной группе детей с высоким уровнем тревожности 5 - 22%, средний уровень тревожности имеют 8 детей - 48%,  низкий уровень тревожности имеют 5 детей - 30%.

Данные констатирующего эксперимента показали, что больших различий между результатами контрольной и экспериментальной  группы нет.

Результаты показали, что в контрольной группе 5детей имеют низкий уровень тревожности, а в экспериментальной было выявлено 4 ребенка с низким уровнем тревожности. Такие дети имеют хорошую и даже отличную успеваемость в учебе, они соблюдают школьную дисциплину, но в тоже время таким детям свойственно недостаточная эмоциональная приспособленность к тем или иным социальным ситуациям.  В контрольной группе было выявлено 10 детей со средним уровнем тревожности, а в экспериментальной 8 детей. Дети данной категории легко включаются в учебную деятельность, но они характеризуются неуверенным отношением в процессе обучения. Дети со средним уровнем тревожности более точно и правильно выполняют задания при условии, наводящих вопросов и дополнительного объяснения материала педагогом. Данные показали, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе 5 детей имеют высокий уровень тревожности. Таким детям свойственно «чрезмерное спокойствие», они не серьезно относятся к учебе, к соблюдению школьных и дисциплинарных правил.

Данные результатов показывают, что для детей с низким уровнем тревожности свойственно преобладания среднего уровня устойчивости и концентрации внимания. Из-за влияния посторонних раздражителей, а также довольно быстрой утомляемости у детей постепенно после четвертой минуты выполнения задания наблюдается снижение устойчивости внимания. Это выражается в ошибках при выполнении задания, таких как ошибочное вычёркивание букв (в трёх случаях из 10), в некоторых случаях в течение тридцатисекундного промежутка времени отмечались случаи пропуска букв, которые необходимо было вычеркнуть (в 9 случаях из 10). В конце выполнения задания у всех детей отмечается снижение темпа работы и стойкости интереса к заданию. Это объясняется особенностями нервной системы детей этой категории, которая отмечается незрелостью и быстрой утомляемостью. То же характеризует и работоспособность детей. Наибольшего своего пика она достигает в течение первых полутора минут работы. Дети способны работать продуктивно в течение 7-10 минут. Также нами было выявлено, что для детей с низким уровнем тревожности характерно наличие среднего уровня переключаемости внимания, время потраченное младшими школьниками на выполнение задания составляет 5,8-6 секунд. Уровень объема внимания у низкотревожных детей высокий, это говорит о том, что дети способы запоминать до 5-7 объектов, им не требуется повторное  чтение инструкции. Им также присущ средний уровень распределения внимания, числовой индекс распределения внимания равен 15,8.

У детей со средним уровнем тревожности преобладает средний уровень устойчивости, распределения внимания, также как и у детей с низким уровнем тревожности. Низкий уровень переключаемости внимания имеют дети со средним уровнем тревожности, то есть время, которое необходимо им для выполнения работы составляет 7-8 секунд. Уровень концентрация преобладающий у данных детей низкий. Дети допускают больше ошибок в выполнение задания, пропускают больше букв (5 из 10). Объем внимания детей младшего школьного возраста имеет средний уровень, то есть дети способны запоминать 4-5 объектов, а для выполнения задания им требовалось повторная инструкция.

Для детей с высоким уровнем тревожности, преобладает  низкий уровень устойчивости внимания. Они способны продуктивно работать только в течение 2-3 минут, в моменты отдыха ребёнок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. Низкий уровень переключаемости внимания преобладает у высокотревожных детей, то есть время, которое необходимо им для выполнения работы составляет 7-8 секунд. Концентрация также имеет низкий уровень, то есть дети не могли долгое время сосредотачивать внимания на задание, часто отвлекаются. Детям свойственен низкий уровень распределения внимания числовой индекс распределения внимания равен 18. Объем внимания также находится на низком уровне, младшие школьники могли запомнить 1-3 объект, им постоянно требовалось повтор инструкции.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента (см. приложение 2) показал, что снижение уровня тревожности у данной категории детей, изменило свойства внимания в сторону уровня их повышения. Результаты показаны в таблице 2-3.

Таблица 2

 

Анализ сравнительных результатов констатирующего и контрольного эксперимента у испытуемых экспериментальной группы

 

Свойства внимания

Методики

уровень

%

констатирующий эксперимент

   

переключаемость

концентрация

устойчивость

Тест

Бурдона

 

 

низкий

63

68

 

43

Средний

37

32

57

 

Продолжение таблицы 2

ТестПьерона-Рузера

 

концентрация

низкий

68

средний

32

Кольца Ландольта

 

переключаемость

распределение

устойчивость

объем

Низкий

63

48

43

31

 

Средний

37

52

57

57

 

Высокий

0

0

0

12


 

Методики

уровень

%

контрольный эксперимент

   

переключаемость

концентрация

устойчивость

Тест

Бурдона

 

 

низкий

48

52

22

средний

52

48

78

Тест Пьерона-Рузера

 

концентрация

низкий

52

средний

48

Кольца Ландольта

 

переключаемость

распределение

устойчивость

объем

Низкий

48

43

22

25

 

Средний

52

57

78

63

 

Высокий

0

0

0

12

Тревожность

%

Тест Амен

Шкала явной тревожности

Методика Тейлора

констатирующий эксперимент

высокий уровень тревожности, %

32

32

32

средний уровень тревожности, %

47

47

47

низкий уровень тревожности, %

21

21

21

контрольный эксперимент

высокий уровень тревожности, %

26

26

26

средний уровень тревожности, %

42

42

42

низкий уровень тревожности, %

42

42

42


 

Рисунок 1.Результаты констатирующего эксперимента у испытуемых

экспериментальной группы

 

Рисунок 2.Результаты контрольного эксперимента у испытуемых

экспериментальной группы

 

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов  констатирующего и  контрольного эксперимента у

испытуемых контрольной группы

 

 

Свойства внимания

Методики

уровень

%

констатирующий эксперимент

   

переключаемость

концентрация

устойчивость

Тест

Бурдона

 

низкий

50

66

 

44

Средний

50

34

56

Продолжение таблицы 3

 

ТестПьерона-Рузера

 

концентрация

низкий

66

средний

34

Кольца Ландольта

 

переключаемость

распределение

устойчивость

объем

Низкий

50

44

44

33

 

Средний

50

56

56

50

 

Высокий

0

0

0

17


 

Методики

уровень

%

контрольный эксперимент

   

переключаемость

концентрация

устойчивость

 

Тест

Бурдона

 

 

низкий

50

66

 

44

Средний

50

34

56

Тест Пьерона-Рузера

 

концентрация

низкий

66

средний

34

Кольца Ландольта

 

переключаемость

распределение

устойчивость

объем

Низкий

50

44

44

33

 

Средний

50

56

56

50

 

Высокий

0

0

0

13

Тревожность

%

Тест Амен

Шкала явной тревожности

Методика Тейлора

констатирующий эксперимент

высокий уровень тревожности, %

22

22

22

средний уровень тревожности, %

48

48

48

низкий уровень тревожности, %

30

30

30

контрольный эксперимент

высокий уровень тревожности, %

22

22

22

средний уровень тревожности, %

48

48

48

низкий уровень тревожности, %

30

30

30


 

Рисунок 4.Результаты констатирующего эксперимента у испытуемых

контрольной группы

 

Рисунок 5.Результаты контрольного эксперимента у испытуемых

контрольной группы

 

Контрольный эксперимент показал, что результаты у детей экспериментальной группы изменились следующим образом 4 детей – 22% имеют низкий уровень устойчивости внимания, 15 детей – 78% средний уровень; уровень переключаемости внимания у 9 детей -48% низкий, 9 детей – 52% средний; уровень концентрации у 10 детей- 52% низкий, 9 детей – 48% средний; уровень распределения внимания у 8 детей – 43% низкий, у 11 детей – 57% средний; уровень объема внимания у 12 детей – 25% низкий, у 5 детей – 63% средний, у 2 детей – 12 %высокий.

3 детей- 26% после формирующего эксперимента имею высокий уровень тревожности (изменения на 6%);  8 детей -42% имеют средний уровень тревожности (изменения на 5%);  8 детей - 42%  имеют низкий уровень тревожности (изменения на 21%).

В контрольной группе после проведения формирующего эксперимента, при сравнение результатов мы видим, что больших изменений не наблюдается. Что касается экспериментальной группы, после проведения формирующего эксперимента  мы видим, что детей с высоким уровнем тревожности было 5, стало 3; детей со средним уровнем  тревожности было10, стало 8; детей с низким уровнем тревожности было 4, стало 8.

Данные результатов показывают, что для детей контрольной группы, с низким уровнем тревожности свойственно преобладания среднего уровня устойчивости и концентрации внимания, у детей постепенно после четвертой минуты выполнения задания наблюдается снижение устойчивости внимания. Это выражается в ошибках при выполнении задания, таких как ошибочное вычёркивание букв (в трёх случаях из 10). Дети способны работать продуктивно в течение 7-10 минут. В тоже время дети экспериментальной группы с низким уровнем тревожности имеют средний уровень устойчивости и концентрации внимания. Дети данной категории в одном случае из десяти допускают ошибки при выполнения задания, они способны работать продуктивно в течение 9-11 минут. Снижение устойчивости внимания наблюдается, только через пять минут после начала работы. Также нами было выявлено, что для детей контрольной группы с низким уровнем тревожности характерно наличие среднего уровня переключаемости внимания, время потраченное младшими школьниками на выполнение задания составляет 5,8-6 секунд. Дети экспериментальной группы тоже имею средний уровень переключаемости внимания, но им для выполнения задания требовалось 4,9-5,5 секунд. Уровень объема внимания у низкотревожных детей контрольной группы высокий, это говорит о том, что дети способы запоминать до 5-6 объектов, им не требуется повторное  чтение инструкции. У детей экспериментальной группы высокий уровень объема внимания, но они способны запомнит 6-7 объектов. Дети контрольной группы имеют средний уровень распределения внимания, числовой индекс которого равен 15,8, для младших школьников экспериментальной группы числовой индекс среднего уровня распределения внимания равен 14-15,5.

Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников