Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
Три вида тревожности было выделено З. Фрейдом:
Также тревожность различают по сфере возникновения:
По адекватности ситуации различают:
В настоящее время выделяют два основных вида тревожности.
Ситуативная тревожность, т. е. тревожность, связанную с конкретной ситуацией, объективно вызывающей беспокойство. У любого человека может возникнуть такое состояние в предвкушение, каких-то осложнений или сложных жизненных ситуации. А.М. Прихожан подчеркивает, что ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Данное состояние чаще всего характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: озабоченностью, напряжением, беспокойством, нервозностью. Это состояние может быть разное по динамичности и интенсивности во времени, и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.
Но также данное состояние может выступать и с положительной стороны. Оно может быть своеобразной мобилизирующей силой, что позволяет человеку ответственно и серьезно подойти к решению сложившийся ситуации. Недопустимым скорее же всего является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом трудных жизненных ситуации показывает безалаберность и безответственность, что чаще всего показывает об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированости самосознания.
Личностная тревожность, то есть ситуативно-устойчивой проявление тревожности, как указывал А.М. Прихожан, связывают с наличием у человек определенной личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). [19, с. 257].
Для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги используют термин «личностная тревожность». Тревожность, в данном случае, выступает как свойство личности [32, с. 14]. Это устойчивая индивидуальная характеристика, предполагающая наличие у человека тенденции воспринимать достаточно большой спектр ситуации, которые индивиду кажутся угрожающими и отвечая на каждую из них конкретной реакцией, а также отражающая предрасположенность индивида к тревоге. Если личностная тревожность начинает активизироваться при восприятие конкретных стимулов, связанные со специфическими ситуациями угрозы его самооценке, престижу, самоуважению, а также расцениваемые человеком как опасные, то в этом случаем, она выступает как предрасположенность. [32, с. 16].
Если у ребенка преобладает такое состояние, то у него часто наблюдается подавленное и настороженное настроение, у него есть затруднения в установление контактов с другими людьми, так как он воспринимает их пугающими и враждебными. Такая тревожность, в процессе становления характера, может привести к формированию мрачного пессимизма и заниженной самооценки.
Большинство ученых разделяют людей на две группы: высокотревожные и низкотревожные. Е.И, Рогов при отнесение людей к категории высокотревожные, говорит, что они склоны реагировать напряжено, они воспринимают угрозу для своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуации.
Е.И. Рогов выделяет следующие особенности поведения людей в деятельности, имеющих высокий уровень тревожности:
Чаще всего дети с высоким уровнем тревожности, эмоционально острее, реагируют на сообщения о неудачах, чем дети с низким уровнем тревожности. Стимулирующей силой для них является сообщение об успехе, а не неудаче. Наоборот же низкотревожных детей стимулирует сообщение о какой-либо неудачи. Также дети с высоким уровнем тревожности хуже работают в ситуациях стресса, и при нехватке времени, отведенного на решение задач. Для высокотревожных детей свойственно наличие такой черты, как боязнь неудачи, она преобладает у них над стремлением к достижению успеха. В тоже время как у детей с низким уровнем тревожности преобладает мотивация достижения успеха. [31, с. 17].
Автор-составитель учебника «Психология» Р.С. Немов, указывает на то, что деятельность человека в конкретной ситуации зависит от ситуативной тревожности, возникающей у конкретного человека в складывающийся ситуации, под влиянием определенных обстоятельств. [29, с. 132].
Для детей с высоким уровнем тревожности характерно все тоже, что и для тревожных взрослых.
Таким детям свойственно неуверенность в себе, неустойчивая самооценка. Для них свойственно редкое проявление инициативы, так как им присуще постоянное чувство страха перед неизвестным. Дети с высоким уровнем тревожности всегда выполняют требования учителей и родителей, стараются быть незаметными, очень послушны, ведут себя примерно как в школе, так и дома. Такие дети скромные, застенчивые. У таких детей примерность, аккуратность, дисциплинированность, несут защитный характер, чтобы избежать наказания, неудачи. [15, с. 26].
А.М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей:
Поведение таких детей на уроке может показаться странным: иногда они дают правильные ответы, могут давать нелепые ответы на вопросы, иногда молчат, иногда отвечают наугад. При разговоре сбиваются, говорят взахлеб, иногда еле слышно, могут активно жестикулировать, краснеют. Но в тоже время это ни как не связанно со знанием ребенка предмета урока. [32, с. 14].
Странное поведение у тревожных школьников усиливается при указание на ошибку, он начинает не понимать как нужно или можно вести себя в ситуации, теряет всякую ориентацию. По мнению А. М. Прихожан, такое поведение свойственно именно тревожным первоклассникам. [32, с. 15]. В настоящее время доказано, что мотивация учения, социометрический статус, успешность обучения, все это тесно связано с тревожностью детей.
За последнее время резко возрос процент школьников с высокой тревожностью. Тревожность становится более глубокой и личностной, а также изменяются формы ее проявления. Если раньше рост тревожности был свойственен подросткам в связи с взаимоотношениями со сверстниками, то в настоящее время характер взаимодействия с другим людьми начинает волновать и детей младшего школьного возраста. Данные исследований показали, что имеется взаимосвязь структурных характеристик интеллекта и школьной тревожности. Например, первоклассники, у которых преобладает вербальный интеллект, наименее тревожны, чем дети, у которых равноценно соотноситься невербальный и вербальный коэффициент. Но при этом к третьему классу, как правило, уровень тревожности значительно уменьшается, но в тоже время, школьники вербалы начинают испытывать сильный страх в ситуациях проверки знаний. [17, с. 73].
Тем не менее, можно отметить, что тревожность еще не является устойчивой чертой характера детей младшего школьного возраста и она относительно обратима, если проводить соответствующие психолого-педагогические мероприятия, ее также можно существенно снизить при соблюдение рекомендации педагогу и родителям, воспитывающих ребенка.
Таким образом, многие авторы давали разные определения к понятию «тревожность». В своем исследование, мы будем опираться на следующее определение: тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги, а также определяется наличием низкого порога его возникновения.
Тревожность рассматривают как черту личности, субъективное проявление неблагополучия личности, проявляющаяся в частном и легком появление состояния тревоги. Также тревожность рассматривают как склонность индивида к переживанию тревоги, готовность к страху.
Определяют тревожность беспокойство, страх, тревога.
Как личностную черту можно рассматривать личностную тревожность, которая проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Данная тревожность определяется готовностью воспринимать любые события как опасные и неблагоприятные, безотчетным страхом, неопределенным ощущением угрозы.
Ситуативная тревожность порождается определенной ситуацией, объективно вызывающая беспокойство. Такое состояние возникает у любого человека в ожидание жизненных осложнений или возможных неприятностей.
При неблагоприятном стечении обстоятельств, тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым, в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста».
Подведя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что при анализе литературы, мы не можем дать четкого ответа на вопрос влияние тревожности на внимание детей младшего школьного возраста.
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста
Рассматривая тревожность, как фактор изменения внимания у детей младшего школьного возраста следует указать, что среди причин вызывающих детскую тревожность Е.Л.Савина выделяет следующие:
1. Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
2. Следствие симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.
3. Тревожность может быть связана с боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Она может возникнуть вследствие страха отступления от правил и норм, которые устанавливают взрослые.[40, с.56]
Таким образом, работа по снижению тревожности должна исходить из целей, включать содержание, обеспечивающее возможность устранения выше указанных причин.
С точки зрения А.И. Захаровой склонность детей к беспокойству, волнениям, являющимися причинами тревожности, обусловлена:
1. Повышенной эмоциональной чувствительностью;
2. Испугами и потрясениями, заостряющими эмоциональность, или передачей беспокойства и тревоги со стороны взрослых;
3. Наличие неразрешимостью жизненно-важной ситуации для ребенка;
4. Блокированием его насущных потребностей, интересов, влечений;
5. Отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;
6. Заостренным чувством вины. [42, с. 73]
Кроме того, Е. Савина и Н. Шанина указывают, что в деятельности родителей, педагогов выделяют некоторые психотравмирующие для ребенка моменты, которые могут способствовать формированию основы для тревожности:
1. Неблагоприятная оценка уровня какого-либо действия ребенка;
2. При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объем того, что подвергается этой оценке: при этом переходят на личность ребенка;
3. Эмоциональная окраска оценивающего высказывания, которая выражается в укоряющих, наказывающих интонациях;
4. Сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец.
Как указывает А.В. Басов, что боязнь идти в школу, боязнь сделать ошибку, страх опросов и т.д., иногда лежат в основе формирования тревожности. Такие симптомы, по его мнению, лежат в основе школьной тревожности. [2, с. 91]
Лаврентьева Н.Н. выделяет ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность:
1. Ситуация когда сверстники напринимают ребенка. Ребенок считает, что он «плохой», его не любят и в это он винит себя. Он считает, что для того чтобы заслужить любовь сверстников, ему необходимо добиваться положительных результатов в деятельности. Тревожность увеличивается, если это стремление не оправдывается.
2. Ситуация конкуренции и соперничества. Это ситуация будет вызывать сильную тревожность, особенно воспитывающие в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, находящиеся в ситуации конкуренции, стремятся быть всегда первыми, добиваться высших результатов любой ценой.
Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников