Тревожность и внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОЙ.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

С.Л.Рубинштейн указывал, что внимание является стороной всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. [35, с. 147].

Обратимся к Большой советской энциклопедии, в которой дается следующее определение понятию внимание – это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Философы, писатели, врачи и педагоги веками размышляли о многообразии понятия внимания, об его месте в жизни и познании человека. До настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия внимание. Точки соприкосновения данных идей можно найти в определении особенностей внимания, их раскрытии.

Существуют разные основания классификации процессов и состояний внимания – генезу и механизмам,  функциям и эффектам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. [14, с. 231].

Так У.Джеймс выделяет шесть видов внимания: 1)непроизвольное, непосредственное, чувственное; 2)непроизвольное, опосредствованное, чувственное; 3)непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное; 4)непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное; 5)произвольное, опосредствованное, чувственное; 6)произвольное, опосредствованное, интеллектуальное. [14, с. 231-232].

Т. Рибо предлагает свою классификацию видов внимания, в её основание он ставит источник его происхождения.  В связи с этим выделяется: естественное; искусственное, культурное внимание.[13, с. 73]

 Отечественный психолог Н.Н. Ланге дает следующую классификацию, в основе которой лежит форма внимания как форма приспособления: рефлективное; инстинктивное и волевое внимание. [9, с. 28].

Попытку построения классификацию видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф.Добрынин. Он предлагает упорядочить формы внимания по измерению активности личности, выделяя на этом континууме три участка. На первом располагается непроизвольное внимание (эмоциональное). Второй участок континуума занимает произвольное внимание. Как вид с максимальным проявлением активности. На третьем участке автор рассматривает внимание послепроизвольное.

В настоящее время в психологии можно выделить несколько основных видов внимания. Различается внимание непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное. [27, с. 195].

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное. Оно может возникнуть и поддерживаться независимо от того осознает это человек или нет, поэтому его еще называют пассивным, или вынужденным.

Главной особенность  произвольного внимания, в сравнение с непроизвольным, можно считать то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным и преднамеренным. [23, с. 365].

Можно выделит еще один вид внимания. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным. [23, с. 365-366].

Сегодня существует классификация видов внимания по объекту и она включает в себя: 1) сенсорно-перцептивное внимание– объектом его является процессы и продукты ощущения и восприятия; 2) интеллектуальное– объект которого процесс и продукт интеллектуальной активности; 3) двигательное внимание – направлено на движение; 4) эмоциональное внимание – направлено на переживание (эмоции и чувства). [9, с. 29].

В работах классиков (В.Вундта, Э.Титченера, У.Джемса), которые строили исследование внимания на основе метафор, был выделен ряд свойств внимания – присущих ему характеристик, которые могут быть оценены и измерены. [46, с. 94].

Внимание обладает тремя фундаментальными свойствами, которые характеризуют его  как состояние в каждый данный момент времени. Согласно метафоре «зрительного поля», внимание имеет определённый объем. [46, с. 95]. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.

Метафора «волны» указывает на то, что внимание обладает степенью (интенсивностью). [46, с. 94]. Интенсивность внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего остального. В метафоре «потока сознания» заложено такое свойство внимания, как его направленность (избирательность) ориентация сосредоточенности сознания либо на внешние объекты (внешнее направленное внимание), либо на внутренний мир (внутреннее направленное внимание). Свойства объема и степени объединяет понятие концентрация (сосредоточение)  внимания - сосредоточенность сознания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов [46, с. 95].

Во времени эти фундаментальные свойства внимания не остаются постоянными: их показатели изменяются в зависимости от состояния человека, от стоящей перед ним задачи и от происходящих вокруг событий. В результате выделяется набор вторичных свойств внимания, которые производны от фундаментальных свойств и характеризуют внимание как процесс. Это распределяемость внимания, его устойчивость и переключаемость. [46, с. 95]. Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. [23, с. 367-368].

Под устойчивостью понимается возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Из выше сказанного мы видим, что существует несколько классификаций видов внимания (У.Джеймс, Т.Рибо, Н.Н.Ланге, Н.Ф.Добрынин) и оно обладает рядом свойств (фундаментальные: объем, интенсивность, направленность, концентрация и вторичные: распределяемость, устойчивость и переключаемость). [1, с. 90]. Развитие свойств и видов внимания существенно зависит от значимости, интереса материала, от характера деятельности, которую выполняет человек. Психологу, воспитателю, педагогу необходимо знать и учитывать в своей работе все виды и свойства внимания для того что бы сделать деятельность детей наиболее эффективной и способствовать развитию их внимания и всех психических процессов.

Для того чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного  возраста, необходимо определить характерные особенности высшей нервной деятельности детей данного возраста. По мнению Т.Д.Марцинковской,  процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. [11, с. 95]. Дети младшего школьного возраста, отличаются легким отвлечением и переключаемостью внимания, поэтому они не могут сосредоточиться на одном объекте длительное время. Школьники могут легко переключаться с одной деятельности на другую, без каких либо затруднений или внутренних усилий. В большей степени их внимание зависит от задачи, которая поставлена перед ребенком.

Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание.

Так, по мнению П.И. Зинченко у младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатления материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито». [11, с. 45].Но развитию этого вида внимания , способствует вся установка школьной жизни, наличие многообразных ученических обязанностей.

Исследователи доказали, что существует связь между распределение внимания и возрастом ребенка. Способность распределять внимания возрастает у детей от класса к классу. Так, например, в 1 классе школьники плохо распределяют внимания, а в некоторых случаях и вовсе не могут его распределять.

Как правило, способность переключать и распределять внимания возрастает у школьников  к концу третьего класса.

Также для детей младшего школьного возраста характерно наличие малого объема внимания.

Свойства внимания отличаются у разных детей. Одним свойственна плохая переключаемость внимания, но в тоже время они имеют  высокий уровень устойчивости внимания, они могут переходить быстро к следующему примеру, но в тоже время старательно и долго выполнять один пример. У других детей высокая переключаемость внимания с одного вида деятельности на другую, и в тоже время легко отвлекаются на другие моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Причиной того, что внимание младших школьников неустойчиво, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

Философы, писатели, врачи и педагоги веками размышляли о многообразии понятия внимания, об его месте в жизни и познании человека. До настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия внимание.

Также из выше сказанного мы видим, что существует несколько классификаций видов внимания (У.Джеймс, Т.Рибо, Н.Н.Ланге, Н.Ф.Добрынин) и оно обладает рядом свойств (фундаментальные: объем, интенсивность, направленность, концентрация и вторичные: распределяемость, устойчивость и переключаемость). Выше сказанное актуализирует проблему поиска причин оказывающих влияние на внимание детей младшего школьного возраста. Психологи указывают на то, что одной из таких причин является тревожность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика, виды тревожности

 

 

 

Многими психологами было замечено, что у детей при обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) наблюдается повышением тревожности. Кроме того на активизацию и эффективность обучения, влияет некоторый оптимальный уровень тревожности. В данном случае  тревога выступает как сила мобилизирующая памяти, внимания, интеллектуальных способностей. Но в то же время при повышение оптимального предела уровня тревожности, у человека возникает чувство паники. 
Стараясь не допустить неудач, человек отказывается от деятельности, или наоборот, направляет все свои силы на получение результата в определенной ситуации и так устает, что в других ситуациях он «проваливается». Таким образом, все это способствует возрастанию страха неуспеха, уровень тревожности увеличивается, и становиться неотъемлемой стороной жизни человека. [28, с. 157].

Первым кто выделил состояние беспокойства и тревоги был З. Фрейд. Он представлял данное состояние как эмоциональное, которое включает в себя переживание неопределенности и ожидания, а также чувство беспомощности. Такая характеристика указывает на внутренние причины состояния, а не на его компоненты. [48, с. 12].

В своем учебнике «Психология» Р.С. Немов рассматривает понятие   тревожность как постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях. [29, с. 67].

А.В. Басов рассматривал тревожность – как склонность  к переживанию тревоги отдельного индивида, для которой характерно низкий порог возникновения реакции тревоги. Выступающая при этом одним из главным параметром индивидуальных различий. [5, с. 15].

С. С. Степанов пишет, что “тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи”.[39, 117].

Тревожность, по мнению Вилюнаса В.К., это свойство личности, проявляющееся в различных формах, таких как тревоги, беспричинного страха, беспокойства, неуверенности в себе. В основном это связано с неспособностью предсказать дальнейшее развитие событий, неуверенностью в себе и своих силах, в своих возможностях, а также с неопределенностью ситуации. [6, с. 74].

Е. Савина рассматривала тревожность как отрицательное и устойчивое переживание беспокойства и ожидание неблагополучия со стороны других людей. [36, с.5].

С. Л. Рубинштейн, давая определение, писал, что тревожность представляет собой склонность отдельного человека переживать тревогу, т.е. в ситуациях неопределенной опасности  у человека возникает эмоциональное состояние, которое проявляется в ожидание неблагоприятного развития событий [35, с. 158].

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». [6, с. 68].

Можно выделить следующие уровни тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Также можно выделить полезную тревожность, она представляет собой желательный или оптимальный уровень тревожности, который присущ каждому человеку.

Значимым компонентом   самовоспитания и самоконтроля  для человека, является то, как он оценивает свое состояние в этом отношение. Но в тоже время, можно говорить о том, что субъективным проявлением неблагополучия личности является повышенный уровень тревожности.

В различных ситуациях тревожность проявляется по-разному. Так например, некоторые люди в одних случаях ведут себя тревожно всегда, независимо от времени, в других ситуациях они обнаруживают свою тревожность изредка, это зависит от того как складываются обстоятельства.

Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников