Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
Приложение 1
Результаты констатирующего эксперимента
Испытуемые |
Методики на выявление тревожности | ||||||||||||||||||||||
Тест Амен |
Шкала явной тревожности |
Методика Тейлора |
|||||||||||||||||||||
индекс тревожности |
уровень тревожности |
сумма баллов |
уровень тревожности |
Сумма баллов |
Уровень тревожности |
||||||||||||||||||
Экспериментальная группа испытуемых | |||||||||||||||||||||||
К. К. |
45,5% |
средний |
8 |
средний |
20 |
средний | |||||||||||||||||
Е. У. |
58,3% |
высокий |
9 |
высокий |
39 |
высокий | |||||||||||||||||
А. Ф. |
36,9% |
средний |
8 |
средний |
19 |
средний | |||||||||||||||||
Я. Т. |
35,6% |
средний |
6 |
средний |
16 |
средний | |||||||||||||||||
Б. Г. |
42,8% |
средний |
8 |
средний |
20 |
средний | |||||||||||||||||
Д. П. |
10,5% |
низкий |
5 |
низкий |
8 |
низкий | |||||||||||||||||
М. Х. |
55,1% |
высокий |
9 |
высокий |
41 |
высокий | |||||||||||||||||
В. М. |
63% |
высокий |
9 |
высокий |
35 |
высокий | |||||||||||||||||
Я. М.. |
28,2% |
средний |
7 |
средний |
24 |
средний | |||||||||||||||||
Р. К. |
31,9% |
средний |
8 |
средний |
23 |
средний | |||||||||||||||||
В. Г. |
14,9% |
низкий |
5 |
низкий |
9 |
низкий | |||||||||||||||||
О. Ч. |
41,3% |
средний |
7 |
средний |
21 |
средний | |||||||||||||||||
В. К. |
59,4% |
высокий |
9 |
высокий |
35 |
высокий | |||||||||||||||||
С. Т. |
19% |
низкий |
5 |
низкий |
6 |
низкий | |||||||||||||||||
П. М. |
35,1% |
средний |
8 |
средний |
16 |
средний | |||||||||||||||||
Д. М. |
38,8% |
средний |
8 |
средний |
19 |
средний | |||||||||||||||||
М. П. |
46,6% |
средний |
8 |
средний |
23 |
средний | |||||||||||||||||
А. С. |
18,9% |
низкий |
6 |
низкий |
13 |
низкий | |||||||||||||||||
Е. М. |
68,1% |
высокий |
9 |
высокий |
37 |
высокий | |||||||||||||||||
Контрольная группа испытуемых | |||||||||||||||||||||||
В. М. |
11,8% |
низкий |
3 |
низкий |
5 |
низкий | |||||||||||||||||
Т. Х. |
58,5% |
высокий |
9 |
высокий |
37 |
высокий | |||||||||||||||||
Е. Л. |
14% |
низкий |
4 |
низкий |
8 |
низкий | |||||||||||||||||
М. Р. |
38,4% |
средний |
7 |
средний |
19 |
средний | |||||||||||||||||
З. О. |
57,6% |
высокий |
9 |
высокий |
34 |
высокий | |||||||||||||||||
Н. Л. |
55,9% |
высокий |
9 |
высокий |
29 |
высокий | |||||||||||||||||
У. Т. |
43,4% |
средний |
8 |
средний |
24 |
средний | |||||||||||||||||
С. К. |
14% |
низкий |
4 |
низкий |
5 |
низкий | |||||||||||||||||
Д. И. |
39,1% |
средний |
7 |
средний |
21 |
средний | |||||||||||||||||
К. Ш. |
54,4% |
высокий |
9 |
высокий |
36 |
высокий | |||||||||||||||||
Т. О. |
18,7% |
низкий |
5 |
низкий |
14 |
низкий | |||||||||||||||||
А. М. |
70,1% |
высокий |
9 |
высокий |
25 |
высокий | |||||||||||||||||
Г. Т. |
17,2% |
низкий |
4 |
низкий |
5 |
низкий | |||||||||||||||||
Л. П. |
39,3% |
средний |
7 |
средний |
15 |
средний | |||||||||||||||||
С. Ф. |
71,5% |
высокий |
9 |
высокий |
38 |
высокий | |||||||||||||||||
В.А. |
12,8% |
низкий |
5 |
низкий |
6 |
низкий | |||||||||||||||||
Ю. П. |
22,6% |
средний |
7 |
средний |
17 |
средний | |||||||||||||||||
В. П. |
64,9% |
высокий |
9 |
высокий |
31 |
высокий | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Испытуемые |
Методики на выявление свойств внимания | ||||||||||||||||||||||
Тест Бурдона |
Тест Пьерона-Рузера |
Методика кольца Ландольта |
|||||||||||||||||||||
Уровень устойчивости |
уровень концентрации |
Уровень переключаемости |
Уровень концентрации |
Уровень продуктивности |
Уровень устойчивости |
Уровень распределения |
Уровень переключаемости |
Уровень объема |
|||||||||||||||
Экспериментальная группа испытуемых | |||||||||||||||||||||||
К. К. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний | ||||||||||||||
Е. У. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
А. Ф. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
средний | ||||||||||||||
Я. Т. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
средний | ||||||||||||||
Б. Г. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
Д. П. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
М. Х. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
В. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
Я. М.. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
средний | ||||||||||||||
Р. К. |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
средний | ||||||||||||||
В. Г. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий | ||||||||||||||
О. Ч.. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
средний | ||||||||||||||
В. К. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
С. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
П. М. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
средний | ||||||||||||||
Д. М. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
низкий | ||||||||||||||
М. П. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
средний | ||||||||||||||
А. С. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
высокий | ||||||||||||||
Е. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
Контрольная группа испытуемых | |||||||||||||||||||||||
В. М. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
Т. Х. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
Е. Л. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий | ||||||||||||||
М. Р. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
средний | ||||||||||||||
З. О. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
Н. Л. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
средний | ||||||||||||||
У. Т. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
высокий | ||||||||||||||
С. К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий | ||||||||||||||
Д. И. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
К. Ш. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
Т. О. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
А. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
Г. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
Л. П. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний | ||||||||||||||
С. Ф. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий | ||||||||||||||
В.А. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
Ю. П. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний | ||||||||||||||
В. П. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Приложение 2
Результаты контрольного эксперимента
Испытуемые |
Методики на выявление тревожности | ||||||||
Тест Амен |
Шкала явной тревожности |
Методика Тейлора |
|||||||
индекс тревожности |
уровень тревожности |
сумма баллов |
уровень тревожности |
Сумма баллов |
Уровень тревожности |
||||
Экспериментальная группа испытуемых | |||||||||
К. К. |
39, 6% |
средний |
7 |
средний |
18 |
средний | |||
Е. У. |
59,7% |
высокий |
9 |
высокий |
34 |
высокий | |||
А. Ф. |
26,9% |
средний |
7 |
средний |
23 |
средний | |||
Я. Т. |
12,6% |
низкий |
3 |
низкий |
9 |
низкий | |||
Б. Г. |
18,3% |
низкий |
4 |
низкий |
11 |
низкий | |||
Д. П. |
10,5% |
низкий |
5 |
низкий |
8 |
низкий | |||
М. Х. |
41% |
средний |
8 |
средний |
23 |
средний | |||
В. М. |
60% |
высокий |
9 |
высокий |
35 |
высокий | |||
Я. М.. |
35,1% |
средний |
7 |
средний |
24 |
средний | |||
Р. К. |
12,4% |
низкий |
3 |
низкий |
13 |
низкий | |||
В. Г. |
15,3% |
низкий |
5 |
низкий |
9 |
низкий | |||
О. Ч.. |
37,1% |
средний |
7 |
средний |
21 |
средний | |||
В. К. |
48,6% |
средний |
8 |
средний |
19 |
средний | |||
С. Т. |
15% |
низкий |
5 |
низкий |
6 |
низкий | |||
П. М. |
16,7% |
низкий |
4 |
низкий |
7 |
низкий | |||
Д. М. |
31% |
средний |
8 |
средний |
19 |
средний | |||
М. П. |
27,1% |
средний |
7 |
средний |
24 |
средний | |||
А. С. |
11,6% |
низкий |
6 |
низкий |
13 |
низкий | |||
Е. М. |
61,7% |
высокий |
9 |
высокий |
35 |
высокий | |||
Контрольная группа испытуемых | |||||||||
В. М. |
11,8% |
низкий |
3 |
низкий |
5 |
низкий | |||
Т. Х. |
58,5% |
высокий |
9 |
высокий |
37 |
высокий | |||
Е. Л. |
14% |
низкий |
4 |
низкий |
8 |
низкий | |||
М. Р. |
38,4% |
средний |
7 |
средний |
19 |
средний | |||
З. О. |
57,6% |
высокий |
9 |
высокий |
34 |
высокий | |||
Н. Л. |
55,9% |
высокий |
9 |
высокий |
29 |
высокий | |||
У. Т. |
43,4% |
средний |
8 |
средний |
24 |
средний | |||
С. К. |
14% |
низкий |
4 |
низкий |
5 |
низкий | |||
Д. И. |
39,1% |
средний |
7 |
средний |
21 |
средний | |||
К. Ш. |
54,4% |
высокий |
9 |
высокий |
36 |
высокий | |||
Т. О. |
18,7% |
низкий |
5 |
низкий |
14 |
низкий | |||
А. М. |
70,1% |
высокий |
9 |
высокий |
25 |
высокий | |||
Г. Т. |
17,2% |
низкий |
4 |
низкий |
5 |
низкий | |||
Л. П. |
39,3% |
средний |
7 |
средний |
15 |
средний | |||
С. Ф. |
71,5% |
высокий |
9 |
высокий |
38 |
высокий | |||
В.А. |
12,8% |
низкий |
5 |
низкий |
6 |
низкий | |||
Ю. П. |
22,6% |
средний |
7 |
средний |
17 |
средний | |||
В. П. |
64,9% |
высокий |
9 |
высокий |
31 |
высокий |
Инициалы Свойства внимания |
Низкий уровень тревожности (экспериментальная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
Д. П. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
В. Г. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
С. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
А. С. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
высокий |
П. М. |
средний |
средний |
низкий |
средние |
высокий |
Б. Г. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Я. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
Р. К. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
высокий |
Инициалы Свойства внимания |
Средний уровень тревожности ( экспериментальная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
К. К. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
А. Ф. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
Я. М. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
О. Ч. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
Д. М. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
низкий |
М. П. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
В. К. |
средний |
средний |
средний |
низкий |
средний |
М. Х. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
Инициалы Свойства внимания |
Высокий уровень тревожности ( экспериментальная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
Е. У. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
В. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Е. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Инициалы Свойства внимания |
Низкий уровень тревожности (контрольная группа | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
В. М. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Е. Л. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
С. К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
высокий |
Т. О. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Г. Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
В.А. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
Инициалы Свойства внимания |
Средний уровень тревожности ( контрольная группа испытуемых) | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
М. Р. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
У. Т. |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Д. И. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Л. П. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
Ю. П. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Инициалы Свойства внимания |
Высокий уровень тревожности ( контрольная группа испытуемых) | ||||
Устойчивость |
Переключаемость |
Концентрация |
Распределение |
Объем | |
Т. Х. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
З. О. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Н. Л. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
К. Ш. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
А. М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
С. Ф. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
В. П. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации родителям тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок стал тревожным. Но в тоже время иногда действия взрослых способствуют появлению и развитию тревожности у детей.
Очень часто родители предъявляют требования не соответствующие возможностям ребенка. Ребенок пытается угодить родителям, добиться от них расположения и любви. Но он начинает понимать, что потерпев одну неудачу за другой, он не может выполнить все то, что ждут от него мама и папа. Он видит себя не таким как все, другим, считает себя никчемнее, хуже, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Ребенок начинает сдерживать свою внутреннюю энергию как психически, так и физически, для того чтобы избежать внимания взрослых или критики со стороны их. Ребенок стремиться стать незаметным, тихо и осторожно передвигается по комнате, голова его уходит в плечи, он привыкает мелко и часто дышать. Все это не способствует развитию ребенка как личности, раскрытие его творческих способностей, затрудняет общения как с взрослыми, так и со сверстниками, поэтому родители ребенка у которого повышен уровень тревожности, должны заверить его в своей любви ( независимо от успехов ребенка), а также в способностях ребенка в какой-либо сфере деятельности (все дети способны).
Прежде всего, родители должны постоянно сообщать об успехах ребенка дома, перед всеми членами семьи ( например во время ужина, когда вся семья в сборе). Так же необходимо отказаться от слов, которые неблагоприятно влияют на достоинство ребенка («идиот», «дурак»), даже если родители сердиты или огорчены ребенком. Родители должны требовать от ребенка объяснений (если ребенок пожелает сказать), почему он сделал именно этот поступок, а не извинений. Если же родители добиваются от ребенка извинений, это может вызвать у него озлобленность, а не чувство раскаяния.
Необходимо снизить число замечаний. Можно предложить родителям вести дневник, в котором они записывают все замечания сделанные ребенку, в течения одного дня. В конца дня они должны перечитать этот список. Скорее всего родители поймут, что большую часть замечаний можно было бы и не делать: они либо повредили ребенку и вам, либо они не принесли никакой пользы.
Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку: ( «Замолчи, а то рот заклею! Убью тебя! Уйду от тебя!»). Такие дети и так бояться всего на свете. Лучше всего, если родители, без каких-либо экстремальных ситуации, буду разговаривать с детьми, учить их с помощью слов выражать свои чувства и мысли.
Чувство уверенности, доверия к окружающему миру помогут обрести ласковые прикосновения родителей, а также это позволит избавиться от страха предательства и насмешек.
Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников