Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
Инструкция: «Все участники сидят по кругу. Сейчас необходимо будет посчитать до 50, каждый человек по часовой стороне в порядке очереди произносит по одной. Те участники кому выпадает цифра 7 или кратные ей вместо произнесения цифры должны молча хлопнуть, а участник за этим произносит следующую цифру. Если кто-нибудь собьется, то следующий за ним начинает счет сначала».
5. Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Цели: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; организовать групповую работу переключением внимания и эмоций участников тренинга на «здесь и теперь»; способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.
Инструкция: «Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные, штрафные санкции. Игра завершается, после нескольких кругов».
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно выбрасывают пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы попять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем».
Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.В любом случае упражнение дает богатый материал для обсуждения, который может использоваться в ходе тренинга, а также в различных социально-психологических практикумах.
Инструкция: «Сейчас вам необходимо будет создать пару с тем участником группы, которого вы меньше всего знаете. Затем вам нужно определить, кто из вас будет номер один, а кто номер два. По моей команде номер один в течение двух минут будут рассказывать второму номеру о себе в свободной форме, т. е. осветить те вопросы, которые посчитают нужными. Затем по команде поменяются ролями со вторым номером».
Данное упражнение является продолжением предыдущего.
Инструкция: «Участники остаются в тех же парах. Номер первый становится за спину номера второго. Участники группы задают различные вопросы номеру второму. Но на них отвечает номер первый от имени номера второго. Если даже участники пары не обговаривали ту тему в рамках которой задается вопрос, они должны предположить, от имени другого участника, каким мог бы быть ответ. Затем меняются местами». По окончанию вопросов участники подводят итоги и делают выводы о том, насколько они были близки или нет к правильности ответов и почему.
Цели: снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие; способствовать возникновению партнерских отношений в группе; развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций; обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения.
Группы разбиваются на пары. Каждой паре дается длинная (15-20 см.) полоска материала или бумаги, которую один из участников вставляет за пояс. Это хвост. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.
Инструкция: «Каждая пара должна оборвать как можно больше хвостов у других пар, при этом сохранив свой собственный. Лишение хвоста ведет выходу пары из игры».
Группа сидит в кругу. Задание заключается в том, что бы передать по кругу невербально – лишь с помощью мимики и жестов – заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получает от ведущего некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят в круг спиной. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему пантомимически свой вариант того же чувства.
Все участники группы пишут на листках бумаги имя и фамилию лица, хорошо известного всей группе, но таким образом, чтобы соседи не видели. Это может быть имя писателя, политического деятеля, актера, ученого или даже кого-то из присутствующих. Потом ведущий предлагает каждому прикрепить свою записку на спину кому-либо из участников игры. Теперь у каждого участника группы на спине приколота записка с чьим-то именем, которое могут прочитать все остальные, но не может прочитать он сам. По сигналу ведущего группа занимает свои места. Тренер предлагает участникам узнать — «кто я», используя только закрытые вопросы. Но предварительно необходимо продумать алгоритм, используя который можно наиболее эффективно узнать ответ на этот вопрос. И затем каждый из участников задает группе вопросы до тех пор, пока не найдет правильного ответа и не узнает чье имя ему было дано.
Занятие № 4
Цели: повысить непринужденность поведения членов группы; сократить дистанцию в общении; создать ситуацию поиска средств эффективной передачи информации; сформулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения.
Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Тренер встает около одного из концов шеренги.
Инструкция: «Все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый небольшой среди нас рост. Начали».
После того как группа выполнила задание, тренер проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить точность выполнения задания.
Продолжение инструкции: «Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренги — с самыми светлыми волосами».
Участники садятся по кругу.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет и т. д. Я приколю картонку на спину одному из вас, допустит № 1, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем № 1 будет подходить разным участникам группы (по своему выбору), и к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задание № 1 — понять, что написано на картонке».
3. Упражнение «Передай предмет без слов»
Все участники становятся по кругу (спиной в круг).
Инструкция: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».
Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1—2 минуты).
«Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Игорю, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».
После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.
Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга.
При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т. е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен прежде всего подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.
Все участники сидят по кругу.
«Сейчас один из нас (тренер называет одного изучастников) выйдет за дверь. Все остальные разделятся на 2 группы: „девочки" и „мальчики". В каждой из них могут оказаться и мужчины и женщины. У групп будет две минуты на подготовку. За это бремя нужно будет выбрать те или иные действия, которые участники будут выполнять все вместе. Это должны быть невербальные действия. Обе группы выполняют выбранные ими действия одновременно. А ты (тренер обращается к участнику, которому предстоит выйти из комнаты) должен будешь понять, где „мальчики", где „девочки" и что они делают».
После того как вернувшийся в комнату участник дает ответ, тренер спрашивает его, на какие признаки он ориентировался, решая задачу.
Занятие № 5
Цели: помочь участникам группы наладить контакт, сократить дистанцию в общении; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах; интегрировать группу за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды; обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства.
Инструкция: «Возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сидениями внутрь. Все участники – группа путешественников вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будите помогать друг другу, заботиться о товарищах. В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом, не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом – все это желательно проявлять. Вам необходимо подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Когда все тройки будут готовы, начнется обратный отчет с 10 до 0, досчитав буду рада поздравить с выполнением задания. Те, кто в ходе перехода упал или коснулся рукой пола, считаются выбывшими из игры. Можно повторять упражнение до тех пока не будет выполнена задаче без выбывших из игры».
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Мы можем продолжать работать над проблемой установления контакта, и сейчас выполним такое упражнение. Пусть кто-нибудь (кто именно, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».
Далее тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить в контакт.
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье