Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенному выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.
При обсуждении результатов упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствием) вступить в контакт.
3. Обратная связь.
Занятие № 6
Цели: развить умения невербального чувствования партнера общения; осознание трудности воспроизведения и передачи информации; формировать навыки быстрого реагирования при вступлении в контакты;развивать способность к эмпатии и рефлексии в процессе общения.
Участники садятся по кругу, им дается инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или „Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседи слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.» После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».
2. Упражнение «Испорченный телефон».
Для проведения этого упражнения необходимо выбрать четыре человека из членов группы — непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остается только один из четырех, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает все, что запомнил. Затем приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний, пятый участник.
Часто в результате такой передачи смысл текста искажается. Наблюдатели фиксируют ошибки и искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок. Они отмечают, что мешают услышать партнера слишком большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию, привнесение собственных интерпретаций.
3. Упражнение «Карусель».
Инструкция: «Членам группы необходимо встать по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образовать два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Каждый раз, сменяя партнера нужно легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься».
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 1 - 2 минуты. Затем тренер дает сигнал, и участники сдвигаются к следующему участнику.
4. Упражнение «Общий признак».
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Пусть один из нас (чуть позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков ни обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части».
После того как участник справится с поставленной задачей, тренер предлагает кому-то еще раз попробовать определить признак, по которому разделяется группа. Участник, выразивший желание продолжить упражнение, выходит за дверь, и в это время группа меняет признак и разделяется на подгруппы. По окончании упражнения можно обсудить возникшие сложности.
Цели: продемонстрировать необходимость эффективного владения мимикой и жестом в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации; обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении; способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах; развить способности к соединению идей из разных областей, умение использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.
1. Упражнение «Крокодил».
Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.
Инструкция: «Каждая команда должна придумать слово - имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) — и, вызвав игрока противоположной команды, потихоньку передать ему загаданное слово. Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение двух минут должен передать своей команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей.Если по истечении 2 мин. команда не угадала буквально то слово, которое было получено, то загадывающая команда получает очко. В свою очередь, команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда».
2. Упражнение «Что дальше?»
Инструкция: «Тренер начинает
предложение, а заканчивает его тот участник;
кому тренер бросает мяч. Например:
Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием (бросает мяч участнику А.)...
А.: (ловит мяч и продолжает) получить удовольствие от игры (бросает мяч участнику В.).
В.: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении тренера), познакомиться с теми людьми, с кем еще не удалось поработать вместе во время прошлых встреч (бросает Г.).
Г.: попытаться принять участие в тренинге, а не смотреть на работу группы со стороны».
Предложения-ключи:
- Я радуюсь, когда...
- Мне хотелось бы, чтобы группа...
- Я горжусь собой, если...
- Я думаю, что друг- это...
- Когда я участвую в тренинге, я понимаю, что...
- Я радуюсь, когда слышу...
- Мне не хотелось бы чувствовать себя...
- Жизнь удалась, если...
- Настоящий интеллигент - это тот, кто...
- Самое страшное в жизни - это...
- Мне ужасно смешно, если...
- Я очень люблю...
- Мне трудно заставить себя...
- Терпеть не могу, когда...
3. Упражнение «Слепой текст»
Инструкция: «Сейчас каждому из вас будет раздан листок, где записан набор слов. Смысл задания, в котором участвуют группы по 5-7 человек, в том, чтобы в результате коллективного обсуждения превратить набор слов в текст.
Как это возможно сделать? Во-первых, вычленив логические единицы путем расставления знаков препинания. Во-вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В-третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. И здесь появляется еще одна — дополнительная - возможность прояснить семантику - использование мимики и жеста. Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится».
Текст: все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так-то оно лучше глупо вляпались кап-кап-кап.
Занятие № 8
Цели: продемонстрировать эффективное пользование мимикой в невербальной коммуникации и потренироваться на практике в передаче невербальной информации; обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении; способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга; пробудить участников тренинга активно проявить в групповой работе качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность.
Ресурсы:специально приготовленная колода карт с изображением (рисунок или фотография) определенного мимического проявления эмоций. Предлагается следующий набор: две "шестерки" — удивление, две другие - грусть; две "семерки" - обида, еще две "семерки" — стеснительность, робость; две "восьмерки" — мольба, две — презрение; "девятки": одна — восторг, две - задумчивость, одна - удовлетворение; две "десятки" — страх, две другие — заинтересованность; два "валета" — влюбленность, два —
подозрительность; четыре "дамы" - умиление; два "короля" - угроза, два других - надменность; два "туза" - скука, два других — сомнение.Время: до получаса.
Инструкция: «Сейчас каждому из вас будут разданы карты. Игрок, начинающий первым, выкладывает карту перед собой "лицом" вниз и изображает мимически эмоцию, представленную этой картой. Все, кто считает, что у них есть такая же карта, выкладывают эту карту перед собой "лицом" вверх. Только после этого первый игрок открывает свою карту. Все, кто правильно выложил свою карту, отбрасывают ее в отбой. Тот, кто ошибся, забирает свою карту, плюс одну дополнительную из колоды. Если ни один из игроков не отгадал - это знак невнятной игры ходящего. В этом случае он штрафуется: забирает выложенную карту, плюс две дополнительные карты из колоды. Выигрывает тот, кто первым освободился от всех своих карт».
2. Упражнение «Ассоциации».
Инструкция: «Для этой игры потребуется доброволец, которому необходимо будет на несколько минут покинуть комнату. За время его отсутствия остальные игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, что бы определить выбранного группой участника. Но все задаваемые вопросы должны ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями. Например: «На какой цветок похож загаданный человек?» и т. д. На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. Обычно вопросы задаются до тех пор, пока загаданный человек не будет угадан».
3. Обратная связь.
Занятие № 9
Цели: развить логику мышления и действия в игровой ситуации с партнером; раздвинуть границы креативности, снять страх перед неизвестным, перед поставленной проблемой; побудить участников тренинга активно
проявить качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение, способности к лицедейству.
Все участники становятся в круг.
Инструкция: «Группа образует круг все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков».
Это задание выполняется в парах.
Инструкция: «Каждый участник готовит для своего партнера три конкретных движения, которые как можно меньше логически связаны друг с другом. То есть нельзя предложить, скажем, такую тройку: проснуться, одеться, почистить зубы. Наоборот, каждое из предлагаемых действий не должно быть связано с другим по смыслу. К примеру; завязать шнурки, поплавать, замесить тесто.Задание заключается в том, что в течение 5-7 минут игрокам придется придумать, как полученные от партнера разрозненные движения соединить в логически оправданный и связный сюжет. При этом нельзя менять порядок движений: полученное первым задание должно быть и в показе первым, а названное третьим завершать всю сцену».
Участники садятся по кругу.
«Сейчас мы будем с вами считать. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например, 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).Если кто-то ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. Все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье