Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа
Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.
Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87
4. Обратная связь.
Занятие № 10
Цели: способствовать возникновению партнерских отношений в группе; способствовать физическому раскрепощению при развитии мышечного контроля игроков; развить навыки концентрации на партнере; поощрять эффективное использование языка тела в коммуникации.
Все участники становятся по кругу.
Инструкция: «На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждых участник. На счет „два" надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет „раз", и начать выполнять то движение, которое на счет „раз" делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему „автору" ».
Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сна чала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажении передаваемых движений и того, что могли бы пред принять участники, чтобы этого не происходило, Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.
Участники группы делятся на две подгруппы.
Инструкция: «Каждой подгруппе дается семь минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показы бает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами ».
Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувстве или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние с тем, чтобы
они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.
3. Упражнение «Математика»
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: «Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия („плюс" или „минус"). Следующий — снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать „равно", и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю „семь", Лена — „плюс", Катя — „восемь", Юра — „минус", Олег — „два", Зина — „равно", и Таня называет число „тринадцать". Следующий участник, т. е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».
Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.
Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие — знаки, поэтому после 2 — 3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.
Занятие № 11
Цели: способствовать развитию и закреплению коммуникационных навыков; создать позитивное эмоциональное единство; развить умении установить вербальный контакт, начать и продолжить разговор.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты (тренер обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате часов, ты (тренер обращается к следующему по часовой стрелке участнику) — цифрой 2, ты — цифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками). Наши часы, как и предназначено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (маленькая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит „бом". Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит „бом" ».
Участники садятся по кругу.
Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам его следующему участнику группы, который сидит слева от тренера. Следующий участник рисует на нем то, что захочется, и скажет нам, что он нарисовал, затем передаст картину дальше».
После того как все участники группы поняли, как они будут «рисовать» картину, тренер «берет» воображаемый холст в рамке и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и передает будущую картину участнику, сидящему слева. Тренер внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я...». И дальше тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. Например, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и...».
Группа делится на пары.
Инструкция: «Один участник пары задает открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно. Второй участник пары дает на каждый вопрос не только строгий ответ, но и сообщает дополнительную произвольную информацию о себе.» После некоторого времени, например 5 минут, участники меняются ролями.
Обсуждение: Что понравилось, что показалось затруднительным?Насколько открытые вопросы и раскрывающая информация о себе способствуют установлению контакта?
При выполнении этого упражнения участники находятся в круге. Перед выполнением упражнения ведущий рассказывает о движении хиппи, о том, что хиппи имели свои традиции, привычки, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас модно носить значки с надписями и рисунками. Обладатель значка что-то сообщает окружающим его людям. Значки с какими надписями вы видели? Что могло бы быть написано на твоей футболке, кепке или на твоем значке? О чем говорит эта надпись - о твоих особенностях, стиле общения, принадлежности к какой-либо группе людей, шокирует ли она окружающих? Обсуждение в группе. После обсуждения проводится следующее упражнение.
Это упражнение выполняется по кругу.
Инструкция: «Сейчас каждый из нас будет дарить своему соседусправа значок, со словами: "На твоем значке написано... (что, по вашему мнению, могло бы быть написано на его значке)". Ваш сосед справа должен сказать, согласен ли он прикрепить такой значок или нет. Давайте постараемся, чтобы нашему соседу понравилась надпись на полученном от нас значке».
Занятие № 12
Цели: развить способность высказывания и описания; совершенствовать коммуникативные навыки путем активного группового взаимодействия; освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при вербальном общении.
Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен быть зрительно виден и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части». Затем выбираются другие добровольцы.
Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и, по очереди, говорят, что они видят относительно любого из участников. Например, «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Тренер следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.
3. Упражнение «Очередь»
Из группы выбираются несколько человек, из которых один - водящий. Остальные становятся друг за другом как бы в очередь. Водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. При этом некоторые участники могут иметь игровые задачи. Например, не пропустить «нахала» к прилавку, или взять его себе в компаньоны для чего-либо. После проигрывания сценок, тренер обращает внимание на успешность или неуспешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Вторые участники делятся впечатлениями, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось добиться цели, то отмечается, что было недостаточно, на что надо обратить внимание в следующий раз. Второй участник обычно не обсуждается. Желательно, чтобы основной участник проиграл сценку несколько раз подряд.
«Описание поведения»
означает сообщение о
Занятие № 13
Цели: помочь участникам сократить дистанцию в общении; обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении; привить умение отслеживать реакции другого человека; развить эмпатийность.
Инструкция: «Сейчас каждому из вас необходимо будет дать ответы на следующие вопросы (лист подписывается):
1. Какие три предмета
взяли бы с собой на
2. Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
3. Ваша любимая пословица или поговорка?
4. Когда меня хвалят я...
Тренер собирает ответы, перемешивает их и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы угадал? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
2. Упражнение «Как все»
Инструкция: «Не обсуждая вслух, постарайтесь написать такой день недели (вкусное блюдо, цвет и т. п.) который напишут большинство, то есть ваша задача - не разминуться с другими».
Обсуждение: «Трудно ли проникнуть в логику другого человека?»
3. Упражнение «Таможенники и контрабандисты»
Это упражнение заставляет
сосредоточиться на
Инструкция: «Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным, то есть к таможенникам. Всего он выходит из комнаты 5 раз, а при одном из возвращений (каком - он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен содержащий нечто конверт. Однако обыскать его они не имеют права. Они только могут задавать различные вопросы. Задача таможенников - догадаться, в какой из приходов у контрабандиста был спрятан конверт. Свои соображения каждый таможенник записывает, при этом можно указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными». Роль контрабандиста играют несколько участников. Конверт может содержать приз для лучшего контрабандиста. Используя записи в таблицах, легко бывает выявить лучшего контрабандиста и лучшего таможенника.
Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье