Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломная работа: Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрастеНазвание: Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа Добавлен 11:05:11 23 мая 2010 Похожие работы
Просмотров: 62 Комментариев:
0 Оценило: 0 человек Средний балл:
0 Оценка: неизвестно Скачать
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления
развития воображения в
1.3 Предпосылки возникновения
творческих способностей в
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ
И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения
у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей
воображения на развитие
3.3 Взаимосвязь воображения
и креативности дошкольников: опыт
применения развивающей программы и оценка
ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Воображение является
важнейшей стороной нашей жизни.
Если бы человек не обладал воображением,
то мы лишились бы почти всех научных
открытий и произведения искусства.
Дети не услышали бы сказок и не смогли
бы играть во многие игры. Лишите человека
воображения и прогресс остановится. Значит,
воображение, является высшей и необходимой
способностью человека. Вместе с тем именно
эта способность нуждается в особой заботе
в плане развития. А развивается она особенно
интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если
в этот период воображение специально
не развивать. В последующем наступает
быстрое снижение активности этой функции.
Зачастую вся работа по развитию воображения
у детей возлагается на педагогов дополнительного
образования, что приводит к развитию
частных творческих способностей (музыкальных,
художественных и т. д.). Однако необходимо
помнить, что существующая в настоящее
время система образовательного воздействия,
как в дошкольных, так и в средних школах,
построенная репродуктивной учебной деятельности
детей, фактически полностью исключает
общее развитие воображения.
Кроме того, общий
уровень психологической
Кроме этого существуют
еще и сугубо теоретические проблемы
исследования и развития творческих способностей.
В настоящее время в мире существует множество
подходов к исследованию воображения,
объяснению, происхождению и его развития.
Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение
связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер,
Г. Айзенк). Некоторые считают. Что развитие
творческих способностей является самостоятельным
фактором, независимым от интеллекта.
В российской психологии развитие творческих
способностей связывают, прежде всего,
с развитием воображения (Л.С.Выготский,
С.Л. Рубенштейн). Взаимообусловленность
воображения и творчества являются предметом
многих научных исследований. Однако,
учитывая существующие проблемы в исследовании
и развитии творческих способностей можно
утверждать, что существующее научное
знание не обладает необходимой полнотой.
Данное дипломное
исследование предполагает проведение
формирующего эксперимента, подтверждающего
существование взаимной детерминации
воображения и творческих способностей.
Целью исследования
является изучение влияния особенностей
воображения на развитие творческих способностей.
Учитывая специфику научной проблемы,
рассматриваемой в данной работе, предметом
исследования являются особенности воображения,
которые выявляют на развитие творческих
способностей.
Согласно В.Н.Дружинину
(10, с.217), развитие творческой способности
не специализированной по отношению
к определенной области человеческой
жизнедеятельности наиболее успешно
протекает в 3 - 5 лет. Соответственно,
объектом дипломного исследования являются
дети дошкольного возраста.
В ходе исследования
предполагалось подтвердить (опровергнуть)
следующие гипотезы: развитие творческого
воображения зависит от уровня развития
воображения воссоздающего. В свою
очередь, высокий уровень развития
творческого воображения является непременным
условием развития общих творческих способностей.
Коррекционное воздействие, направленное
на развитие воображения, приведет к повышению
творческих способностей дошкольников.
Для подтверждения
или опровержения поставленных гипотез
предполагается решить следующие задачи
исследования:
Изучение научной
литературы по вопросам взаимообусловленности
творческого воображения и
Изучение особенностей
воображения у детей
Изучение общих творческих
способностей у детей дошкольного возраста.
Выявление взаимосвязи
между уровнем развития особенностей
воображения и творческих способностей.
Разработка и применение
специальной коррекционной
В ходе проведения исследования,
были использованы методики, направленные
на изучение воссоздающего и творческого
воображения, а также методика на
изучение детских творческих способностей.
При разработке коррекционной программы
использовались некоторые упражнения,
предложенные Ю.Б.Гатановым в «Курсе развития
творческого мышления».
Анализ полученных
результатов позволил подтвердить
выдвинутые гипотезы, по результатам
исследования были разработаны рекомендации
по развитию воображения и креативности
у детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как
процесс
В современной российской
психологии воображение понимается
как психический процесс
В нем своеобразно
и неповторимо отражается внешний
мир, оно позволяет программировать
не только будущее поведение, но и
представлять возможные условия, в
коих это поведение будет
Воображение выражается:
1. в построении образа средств и
конечного результата предметной деятельности
субъекта; 2. в создании программы
поведения, когда проблемная ситуация
неопределенна; 3. в продуцировании
образов, кои не программируют, а заменяют
деятельность; 4. в создании образов, соответствующих
описанию объекта.
Воображение традиционно
рассматривается как
Важнейшее значение
воображения – в том, что оно позволяет
представить результат труда до его начала,
тем самым, ориентируя человека в процессе
деятельности. Создание с помощью воображения
модели конечного или промежуточного
продукта труда способствует его предметному
воплощению. Коренное отличие человеческого
труда от инстинктивного поведения животных
и состоит в представлении ожидаемого
результата с помощью воображения. Оно
входит в любой трудовой процесс, в любую
творческую деятельность. В ходе деятельности
воображение вступает в единстве с мышлением.
Включение воображения или мышления в
процесс деятельности определяется степенью
неопределенности ситуации, полнотой
или дефицитом информации, содержащейся
в исходных данных. Если исходные данные
известны, то ход решения задачи подчиняется
преимущественно законам мышления; если
же данные с трудом поддаются анализу,
то действуют механизмы воображения. Нередко
задача может быть решена как с помощью
воображения, так и с помощью мышления.
Ценность воображения
– в том, что оно позволяет принять
решение при отсутствии должной полноты
знаний, необходимых для выполнения задачи;
но при этом пути решения проблемы нередко
недостаточно точны, нестроги, и в том
– ограниченность воображения.
Обычно считается,
что воображение оперирует представлениями
и не распространяется на содержание,
выраженное отвлеченными понятиями. Но
в последнее время обозначился иной подход
- представление воображения как комбинации
не только образного, но и абстрактного
содержания.
Приятно различать
два вида воображения – воображение воссоздающее
и творческое. Такое деление отчасти относительно,
ибо каждый из этих видов содержит элементы
другого.
Воссоздающее воображение
развертывается на основе описания, рассказа,
чертежа, схемы, символа или знака.
Имеет в основе создание тех или иных образов,
соответствующих описанию. Человек наполняет
исходный материал имеющимися у него образами.
Творческое воображение
предполагает самостоятельное создание
образа, вещи, признака, не имеющих аналогов,
новых, реализуемых в оригинальных и ценных
продуктах деятельности.
При этом различаются:1)объективная
новизна - если образы и идеи оригинальны
и не повторяют чего – либо, имеющегося
в опыте других людей;2)субъективная
новизна – если они повторяют
ранее созданные, но для данного
человека являются новыми и оригинальными.
Творческое воображение
нередко выступает как временно
исполняющее обязанности
Процессы воображения,
как и мышления, памяти и восприятия,
имеют аналитико-синтетический
Сущность воображения,
если говорить о его механизмах,
- преобразование представлений, создание
новых образов на основе имеющихся.
Воображение – это отражение реальной
действительности в новых, непривычных,
неожиданных сочетаниях и связях. Синтез
представлений в процессах воображения
осуществляется в различных формах:
агглютинация –
соединение несоединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предметов;
гиперболизация, или
акцентирование – увеличение или
уменьшение предмета, изменение качества
его частей;
заострение –
подчеркивание каких-либо признаков;
схематизация –
сглаживание различий предметов
и выявление черт сходства между ними;
типизация – выделение
существенного, повторяющегося в однородных
явлениях и воплощение его в конкретном
образе.
По степени выраженности
активности различаются воображение
пассивное и активное (включает творческое
и воссоздающее воображение).
Пассивное воображение
характерно созданием образов, которые
не воплощаются в жизнь; программ,
которые не осуществляются или вообще
не могут быть осуществлены. Воображение
выступает при этом как замена
деятельности, ее суррогат, из-за которого
человек отказывается от необходимости
действовать. Пассивное воображение может
быть:1)преднамеренным – создает образы
(грезы), не связанные с волей, которая
могла бы способствовать их воплощению
в жизнь; преобладание в процессах воображения
грез свидетельствует об определенных
дефектах развития личности; 2) непреднамеренное
– наблюдается при ослаблении деятельности
сознания, при его расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне.
Учитывая специфику
предмета данного дипломного исследования,
проанализируем особенности развития
активного (как воссоздающего, так и творческого)
воображения в дошкольном возрасте.
1.2 Основные направления
развития воображения в
Начало развития
детского воображения, как правило,
связывается с окончанием периода
раннего детства, когда ребенок впервые
демонстрирует способность замещать одни
предметы другими и использовать одни
предметы в роли других (символическая
функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной
дальнейшее развитие воображение получает
в играх, где символические замены совершаются
довольно часто и с помощью разнообразных
средств и приемов.
Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте