Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Влияние  воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрастеНазвание: Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Раздел: Рефераты по психологии

Тип: дипломная работа Добавлен 11:05:11 23 мая 2010 Похожие работы

Просмотров: 62 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ  НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 

1.1 Воображение как процесс 

1.2 Основные направления  развития воображения в дошкольном  возрасте 

1.3 Предпосылки возникновения  творческих способностей в дошкольном  возрасте 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1 Организация исследования 

2.2 Методы исследования 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

3.1 Особенности воображения  у детей дошкольного возраста 

3.2 Влияние особенностей  воображения на развитие креативности  мышления у дошкольников 

3.3 Взаимосвязь воображения  и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности 

ВЫВОДЫ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

Введение 
 

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных  открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать. В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения. 

Кроме того, общий  уровень психологической культуры нашего общества крайне низок. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей. 

Кроме этого существуют еще и сугубо теоретические проблемы исследования и развития творческих способностей. В настоящее время в мире существует множество подходов к исследованию воображения, объяснению, происхождению и его развития. Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк). Некоторые считают. Что развитие творческих способностей является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В российской психологии развитие творческих способностей связывают, прежде всего, с развитием воображения (Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн). Взаимообусловленность воображения и творчества являются предметом многих научных исследований. Однако, учитывая существующие проблемы в исследовании и развитии творческих способностей можно утверждать, что существующее научное знание не обладает необходимой полнотой. 

Данное дипломное  исследование предполагает проведение формирующего эксперимента, подтверждающего  существование взаимной детерминации воображения и творческих способностей. 

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей. 

Согласно В.Н.Дружинину (10, с.217), развитие творческой способности  не специализированной по отношению  к определенной области человеческой жизнедеятельности наиболее успешно  протекает в 3 - 5 лет. Соответственно, объектом дипломного исследования являются дети дошкольного возраста. 

В ходе исследования предполагалось подтвердить (опровергнуть) следующие гипотезы: развитие творческого  воображения зависит от уровня развития воображения воссоздающего. В свою очередь, высокий уровень развития творческого воображения является непременным условием развития общих творческих способностей. Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, приведет к повышению творческих способностей дошкольников. 

Для подтверждения  или опровержения поставленных гипотез предполагается решить следующие задачи исследования: 

Изучение научной  литературы по вопросам взаимообусловленности  творческого воображения и творческих способностей. 

Изучение особенностей воображения у детей дошкольного  возраста. 

Изучение общих творческих способностей у детей дошкольного возраста. 

Выявление взаимосвязи  между уровнем развития особенностей воображения и творческих способностей. 

Разработка и применение специальной коррекционной программы, с дальнейшей оценкой ее эффективности. 

В ходе проведения исследования, были использованы методики, направленные на изучение воссоздающего и творческого  воображения, а также методика на изучение детских творческих способностей. При разработке коррекционной программы  использовались некоторые упражнения, предложенные Ю.Б.Гатановым в «Курсе развития творческого мышления». 

Анализ полученных результатов позволил подтвердить  выдвинутые гипотезы, по результатам  исследования были разработаны рекомендации по развитию воображения и креативности у детей дошкольного возраста. 
 

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ  НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 
 

1.1 Воображение как  процесс 
 

В современной российской психологии воображение понимается как психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений (24). 

В нем своеобразно  и неповторимо отражается внешний  мир, оно позволяет программировать  не только будущее поведение, но и  представлять возможные условия, в  коих это поведение будет осуществляться. 

Воображение выражается: 1. в построении образа средств и  конечного результата предметной деятельности субъекта; 2. в создании программы  поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3. в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4. в создании образов, соответствующих описанию объекта. 

Воображение традиционно  рассматривается как самостоятельный  процесс, однако, по мнению Р. С. Немова оно занимает промежуточное положение  между восприятием и мышлением. 

Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение вступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. 

Ценность воображения  – в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в том – ограниченность воображения. 

Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. 

Приятно различать  два вида воображения – воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. 

Воссоздающее воображение  развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. 

Творческое воображение  предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. 

При этом различаются:1)объективная  новизна - если образы и идеи оригинальны  и не повторяют чего – либо, имеющегося в опыте других людей;2)субъективная новизна – если они повторяют  ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. 

Творческое воображение  нередко выступает как временно исполняющее обязанности логического  мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений – как бы вычерпывает  знания из предметов и явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и указывая факты в систему, которая служит в качестве временных «лесов», пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве. 

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. 

Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: 

агглютинация –  соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; 

гиперболизация, или  акцентирование – увеличение или  уменьшение предмета, изменение качества его частей; 

заострение –  подчеркивание каких-либо признаков; 

схематизация –  сглаживание различий предметов  и выявление черт сходства между ними; 

типизация – выделение  существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. 

По степени выраженности активности различаются воображение  пассивное и активное (включает творческое и воссоздающее воображение). 

Пассивное воображение  характерно созданием образов, которые  не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение  выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть:1)преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. 

Учитывая специфику  предмета данного дипломного исследования, проанализируем особенности развития активного (как воссоздающего, так и творческого) воображения в дошкольном возрасте. 
 

1.2 Основные направления  развития воображения в дошкольном  возрасте 
 

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов. 

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте