Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В первой половине дошкольного
детства у ребенка преобладает
воссоздающее воображение, механически
воспроизводящее полученные впечатления
в виде образов. Это могут быть впечатления,
полученные ребенком в результате непосредственного
восприятия действительности, прослушивание
рассказов. Сказок, просмотра видео –
и кинофильмов. В данном типе воображения
еще мало точного сходства с реальностью
и нет инициативного, творческого отношения
к образно воспроизводимому материалу.
Сами образы воображения такого типа восстанавливают
действительность не на интеллектуальной,
а в основном на эмоциональной основе.
В образах обычно воспроизводится то,
что оказало на ребенка эмоциональное
впечатление. Вызвало у него вполне определенные
эмоциональные реакции, оказалось особенно
интересным. В целом же воображение детей
– дошкольников является еще довольно
слабым (43).
Маленький ребенок,
например трехлетка, не в состоянии
еще полностью восстановить картину
по памяти, творчески ее преобразовать,
расчленить и использовать как фрагменты,
из которых можно сложить что-либо новое.
Для младших детей – дошкольников характерно
неумение видеть и представлять вещи с
точки зрения, отличной от их собственной,
под иным углом зрения. Если попросить
ребенка – шестилетку расположить предметы
на одной части плоскости так же, как они
расположены на другой ее части, повернутой
к первой под углом в 900, то это обычно вызывает
большие трудности для детей данного возраста.
Им сложно мысленно преобразовывать не
только пространственные, но и простые
плоскостные изображения. В старшем дошкольном
возрасте, когда появляется произвольность
в запоминании, воображение из репродуктивного,
механически воспроизводящего действительность
превращается в творчески ее преобразующее
(или творческое). Оно соединяется с мышлением,
включается в процесс планирования действий.
Деятельность детей в результате приобретает
осознанный, целенаправленный характер.
Главным видом деятельности, где проявляется
творческое воображение детей, совершенствуются
все познавательные процессы, становятся
сюжетно – ролевые игры.
Воображение, как
и всякая другая психическая деятельность,
проходит в онтогенезе человека определенный
путь развития. О.М. Дьяченко показала,
что детское воображение в своем развитии
подчинено тем же самым законам, каким
следуют другие психические процессы
(13).
Ранее проведенные
исследования О.М.Дьяченко позволило
выделить в процессе функционирования
воображения дошкольника два основных
этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого
продукта; 2) создание некоторого плана
– замысла реализации этой идеи. Оба эти
этапа появляются уже к концу дошкольного
детства. Поэтому особенно важно рассмотреть,
в чем заключается специфика средств,
с помощью которых происходит становление
целостного процесса воображения на протяжении
всего дошкольного возраста.
Трудность анализа
этого процесса, на наш взгляд, заключается
в том, что существует два вида
и, соответственно, два основных направления
в развитии воображения. Условно, их можно
назвать «аффективное» и « познавательное»
воображение. Анализ аффективного воображения
можно обнаружить в работах З. Фрейда и
его последователей, где указывается,
что воображение и творчество являются
выражением бессознательных конфликтов,
которые прямо связаны с развитием врожденных
тенденций (10).
В этих исследованиях
было показано, что воображение может
выступать в качестве защитного
механизма личности, была выделена
такая функция воображения, как
разрешение возникшего противоречия во
взаимодействии «я» и среды. Причем защита
«я» может осуществляться двумя путями:
через овладение субъектом своими переживаниями
при обыгрывании, выражение их творческих
продуктах и через построение идеального
«я», идеальной ситуации, компенсирующей
реальный неуспех.
Другое направление
в развитии воображения – исследования
Ж.Пиаже «познавательного»
По мнению О.М. Дьяченко,
два основных вида воображения (аффективное
и познавательное) сосуществуют в
развитии ребенка. Имеют разные задачи
и разны тенденции в реализации
(13).
Основная задача
познавательного воображения –
это специфическое отражение
объективного мира, преодоление возникших
противоречий в представлениях ребенка
о действительности, достраивание и
уточнение целостной картины
мира. С помощью воображения дети
могут либо творчески овладевать схемами
и смыслами человеческих действий, либо,
отталкиваясь от отдельных впечатлений
действительности, строить целостный
образ какого-либо события или явления.
Аффективное воображение
возникает в ситуациях
По результатам
исследований, проведенных О.М.Дьяченко,
во всех возрастных группах можно
найти детей с преобладанием
либо познавательного, либо аффективного
воображения.
Первый этап в развитии
воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам.
В этом возрасте как раз и происходит разделение
воображения на познавательное и аффективное,
связанные с двумя важнейшими новообразованиями
возраста. С одной стороны, это отделение
ребенком себя от предмета, от действия
с предметом и отсюда – направленность
его на овладение новыми действиями и
предметами, а в случае невозможности
прямого овладения обращение к предметам
– заместителям (В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин).
С другой – выделение своего личного «я»,
переживание своей отдаленности от окружающего
мира (Р. Бернс, В.С.Мухина).
Отметим, что, вероятно,
именно аффективное воображение
связано с самого начала с использованием
символов. В отличии от положительных
эмоций, связанных в сознании ребенка
с конкретными событиями действительности,
источник негативных переживаний по ряду
причин ребенком не осознается, что ведет
к использованию символов для выражения
своих отрицательных переживаний. Первоначально
эти символы заимствуются детьми, а затем
создаются самостоятельно.
Второй тип защиты
личности с помощью воображения
– это создание воображаемой ситуации,
снимающей фрустрацию (10).
В случае угрозы образу
«я» ребенок строит воображаемую
ситуацию, которая снимает эту
угрозу. В ней он получает позитивный
материал для поддержания образа «я» в
тех случаях, когда он не может согласовать
образ «я» с требованиями реальности.
С этим механизмом связаны рассказы –
фантазии детей о том, что они самые сильные,
что они кого – то самого сильного в группе
победили и т.п.
Как мы уже говорили
выше, процесс воображения включает
в себя два этапа; 1) порождение идеи;
2) составление плана ее реализации.
Процесс порождения идеи связан, прежде
всего, с переструктурированием
образов (слово также включается
в этот процесс). В исследованиях
О.М.Дьяченко было показано, что для развития
воображения решающими факторами оказываются
многоконтекстность использования слова
и широта содержания таких факторов слово
не имеет фиксированного содержания, а
позволяет гибко манипулировать с ним.
Относительно процесса
порождения плана реализации идеи можно
полагать, что планирование связано,
прежде всего, с планирующей функцией
речи. Однако так же, как речевые
процессы включается в этап порождения
идеи продукта воображения, образные процессы
могут включаться в планирование целостного
продукта. План может быть представлен
как цепочка образов, моделирующая основное
содержание. С возможностью планирования
у ребенка прямо связан уровень умения
создавать целостные произведения.
Есть основания
полагать. Что на описываемом этапе (2,5
-3 года) специфической особенностью использования
образа при порождении идеи воображаемого
продукта является построение этого образа
действием «опредмечивания». Отдельные
впечатления от действительности достраиваются
до некоторого предметного целого, причем
занимают в этом целом центральное положение.
Например, при дорисовывании неопределенных
изображений дети превращают квадрат
в дом, телевизор, будку для собачки и т.п.
поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно
вариативен (отсутствие стабильной общей
деятельности), их образы могут отличаться
значительной оригинальностью. «Опредмеченный»
образ становится первой ступенью в овладении
средствами воображения как высшей психической
функции, так как возможность его использования
позволяет ребенку направлять свое воображение
на решение стоящей перед ним задачи.
Что касается планирования
продуктов воображения, то оно практически
отсутствует в этом возрасте. Воображение
«творит» только идею, а ее сукцессивное
разворачивание обычно лишь воспроизводит
знакомую схему с большей или меньшей
устойчивостью. Предложение заранее составить
план деятельности, а потом действовать
по нему нередко приводило к разрушению
деятельности, переходу на низшую ступень
или отказу от нее. Так, в эксперименте
с дорисовыванием неоконченных изображений
детей младшей группы просили сначала
рассказать, что они нарисуют. А потом
уже рисовать. Оказалось. Что практически
все дети, успешно выполнявшие задание
на дорисовывание без предварительного
планирования, или отказались от нового
задания, или спустились на более низкий
уровень его выполнения (изображение геометрических
фигур или рисование рядом с фигурой -
эталоном) (13).
Второй этап в
развитии воображения – возраст
4 -5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен
на освоение норм. Прежде всего, социальных,
а также правил и образцов деятельности.
Взрослые, чувствуя новые возможности
ребенка, ведут его обучение и воспитание
в основном через образцы, которым ребенок
должен следовать.
Частично с общей
направленностью детей этого возраста,
частично с особенностями педагогических
воздействий связано то, что уровень творческого
воображения в этом возрасте снижается
(19).
В этом возрасте, по
данным работы психологической консультации
(13), у здоровых детей снижается
чистота возникновения устойчивых страхов
и обычно аффективное воображение здорового
ребенка возникает в связи с переживанием
им реальной травмы. Устойчивые внутренние
конфликты чаще всего проявляются в построении
элементарных замещающих воображаемых
ситуаций: дети начинают придумывать истории
про плохого мальчика, который вместо
них делает все шалости, выдумывают себе
друзей и т.п.
Познавательное воображение
ребенка связано с бурным развитием
в этом возрасте ролевой игры, рисование,
конструирования. Но оно носит при
этом без специального руководства в основном
воспроизводящих характер, так как ребенок
4 – 5 лет нацелен на следование образцам.
Отклонения от образцов в процессе овладения
ими возможны, но они обыгрывающий. Часто
случайный, ненаправленный характер. Особенности
использования образа при порождении
идеи продуктов воображения состоят в
том, что образ, как и более младших детей,
строится путем использования действий
«опредмечивания», но затем уже дополняется
разнообразными деталями. Слово может
включаться в этот процесс, вызывая или
фиксируя стоящую за ним цепочку представлений
или обобщений.
К 4 – 5 годам в
процессе воображения включается специфическое
планирование, которое можно назвать
ступенчатым. Ребенок планирует
один шаг своих действий, выполняет
их, видит результат и затем планирует
следующий шаг. Это проявилось в экспериментах
О.М.Дьяченко на дорисовывание, когда ребенка
просили сначала рассказать, что он нарисует,
а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте
такое предложение. Как правило, разрушало
деятельность, то с 4 – 5 лет дети переходят
к ступенчатому планированию. Дети называют
один шаг своего плана (например: «я здесь
нарисую домик»), довольно точно реализуют
его (обычно дают схематическое изображение
домика), а потом, увидев результат. Начинают
от него пошагово выстраивать цепочку
преобразований (дополняют изображение
деталями, рисуют рядом что – нибудь еще
и т.п.). иногда такое ступенчатое планирование
отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую
домик», - «А теперь трубу и окошечки»,
затем – «Рядом с домиком девочку нарисую»
и т.п.
Возможность ступенчатого
планирования приводит детей к возможности
направленного словесного творчества.
Когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая
события одно за другим. Но чаще всего
ребенок берет за основу план- схему
знакомой сказки, модифицируя сами содержательные
моменты (например, заяц и лиса строят
избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей
и снега и т.п.).
Третий этап в
развитии воображения дошкольника
– возраст 6 – 7 лет. В этом возрасте
ребенок уже усваивает основные
образцы поведения и деятельности и получает
свободу в оперировании, ими. В принципе
он уже способен отходить от усвоенных
стандартов, комбинировать их, используя
при построении продуктов воображения.
Аффективное воображение
ребенка направлено, с одной стороны,
как ив предыдущем возрасте, на изживание
полученных психотравмирующих воздействий
путем их многократного варьирования
в игре, рисовании и других творческих
видах деятельности. С другой стороны,
в случае устойчивого конфликта с реальностью
дети нередко обращаются к замещающему
воображению. Именно в этом возрасте начинают
обычно существовать выдуманные миры
с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности
для этого создает и развитие умения действовать
в образном плане, развитие интерноризованного
воображения. Так, В.С. Мухина описывала
игру своего сына, когда он молча в течение
часа лежал среди расставленных игрушек,
а на вопрос о том, что он делает, ответил,
что играет с ними, представляя все, что
они делают. Творчество ребенка, особенно
в этом возрасте, часто носит проективный
характер, символизирует устойчивые переживания.
Например, в консультационном обследовании
мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации
гиперопеки, при выполнении задания на
рисование выдуманного животного рисует
Змея Горыныча с шипами на голове (19). На
вопрос экспериментатора о назначении
шипов мальчик отвечает, что это Змей Горыныч
отрастил себе, чтобы ему на голову не
садились.
Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте