Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Упражнение 9.ЕСЛИ БЫ Я ПИСАЛ КНИГУ 

Цели: Развитие способности  трансформировать характеристики знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и гибкости. 

Попросите детей  вспомнить, как выглядит слон Дамбо  из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими – либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися. 

Попросите детей  перечислить запомнившихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.). 

Нарисуйте на доске  или на плакате обычную собаку и попросите детей дорисовать ей что – либо выдающимися особенностями. Они могут нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д., также дать имя этой собаке. Имя, а не название. 

Дополнительные задания 

Можно сыграть с  детьми в «музыкальное рисование». Каждый ребенок рисует, пока играет музыка (магнитофон). Когда музыка останавливается, это означает, что ребенок должен перестать рисовать и предать свой листок соседу рядом или позади себя. Следующий ребенок добавляет что-то свое к этому рисунку, пока звучит музыка и т.д. Таким образом, получится коллективный рисунок необычного животного. 

Кроме этого, можно взять большой лист ватмана, и каждый ребенок внесет свою лепту в общий рисунок. Можно устроить соревнование между командами, где каждая будет создавать свое огромное необычное животное. Дети также могут приклеить к рисунку разные куски материала, пуговицы и т. д. Также можно обсудить с детьми. какие проблемы возникают у таких животных со своими родственниками и знакомыми. Пусть дети вспомнят историю слона Дамбо и его проблемы (сначала отрицательное отношение к нему из – за больших ушей). На подобных примерах дети смогут понять, что надо деликатнее относиться к людям, которые сильно отличаются от всех других. 

Упражнение 10. НОВАЯ  ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ 

Цели: Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов. Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое. 

Проведите с группой  беседу на тему, как можно использовать те или иные старые ненужные вещи новым  способом вместо того, чтобы их просто выбросить. Например, старые полиэтиленовые пакеты, спичечные коробки, бумажные пакеты из – под молока и т.д. Спросите у детей, видели ли они телевизионные передачи, где часто показывают, как можно по – новому использовать старые вещи (например, рубрика «Очумелые ручки» в передаче «Пока все дома»). Скажите детям, что если немного поработать со старой вещью, несколько изменить ее форму и размеры, скомбинировать с другими предметами, то можно создать какую – нибудь полезную или декоративную вещь. 

Дополнительные задания 

Попросите детей  принести старые пользованные вещи в  группу, такие как крышки от бутылок, пустые спичечные коробки, банки из – под кока –колы и т. д. Предложите им из всего этого сконструировать декоративный коллаж. 

Сыграйте с детьми в следующую игру: Разбейте их на две команды, которые напишут  название (или нарисуют) на половине бумаги по одной вещи, которые обычно выбрасывают. Теперь пусть они обменяются записками. Каждая команда должна придумать  как можно больше способов использования той вещи, которая нарисована (и название которой написано) на данной бумажке. За каждую идею дается 1 балл. Таким образом, команды должны несколько раз обменяться заданиями друг с другом. Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов. 

Упражнение 11. АКТИВНЫЕ БУКВЫ 

Цели: Развитие образной беглости. Развитие умения придумывать  глаголы, начинающиеся с определенной буквы. Развитие умения создавать характерные  образы активных букв. 

Напишите букву  «К» на доске или на плакате  и попросите детей угадать, что вы собираетесь делать. Скажите, что это действие будет начинаться с буквы «К». изобразите, что вы копаете. Если дети не догадаются, то скажите им. Изобразите еще какое – нибудь действие, которое начинается с буквы «К» (кидаете, катаетесь на чем – либо и т. д.). когда кто – нибудь из детей догадается, что вы изображаете. То пусть он встанет перед группой и изобразит какое – либо действие, начинающееся на букву «К». остальные же – попытаются угадать. Продолжите игру с другими согласными буквами. 

Дополнительные задания 

Предложите детям  просмотреть журналы и найти  там фотографии людей, которые выполняют  действия, начинающиеся с предложенной вами буквы. Можно сделать «настенную фреску» с изображением определенных буквы и рисунками детей или вырезками журналов. Можно устроить соревнование между командами, кто больше придумает действий, начинающихся с заданной буквы. 

Упражнение 12. ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ 

Цели: Умение проводить  классификацию предметов и действий. Развитие умения представлять мысли в структурированной форме. Развитие вербальной гибкости и беглости. 

Попросите детей  закрыть глаза и представить  себе далекую сказочную страну или  планету, где живут только дети. В  этом мире все придумано и сделано  только для них: все вещи, дома, развлечения и т.п. Попросите детей описать то, что они могут, обнаружить на этой планете и как это все, будет выглядеть. Ответы могут быть типа таких: магазины с игрушками и детской одеждой, маленькая мебель, детские зоопарки и цирки и т. д. Затем пусть они перечислят (а вы можете написать или нарисовать на доске) то, что нельзя будет найти на этой планете, так как эти вещи только для взрослых. В этом список могут войти сигареты, спиртные напитки, автомобили, университеты и т. д. 

Дополнительные задания 

Предложите детям перечислить телевизионные и радиопередачи, предназначенные только для детей и только для взрослых. Затем пусть они попробуют вспомнить передачи, которые интересны всем, и которые только определенным возрастным категориям (старшеклассникам, пенсионерам и т. д.). 

Можно разбить детей  на две команды, одна из них будет  изображать с помощью пантомимы  какую – либо деятельность, а  другая команда должна догадаться, для какой возрастной группы эта  деятельность подходит. Эти упражнения помогут детям понять что, в зависимости от возраста, людям предъявляются разные требования и ожидания. 

Упражнение 13. МАГИЧЕСКАЯ ДВЕРЬ 

Цели: Развитие воображения  и образного мышления. Формирование умения планирования. Развитие способности  к детальной разработке выбранной  темы. 

Прочитайте детям  первые страницы из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», где Алиса  попадает через кроличью норку в  нереальный, фантастический мир. Прочитайте им про необычных жителей, их особенности  и характерные черты. Прочитайте им также страницы из книг А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» или «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», где девочка Элли попадает в волшебную страну и сталкивается с говорящими животными и необычными персонажами. Пусть дети вспомнят (или расскажите тем, кто не знает) про Железного Дровосека и мудрого соломенного Страшилу. 

Дети и сами могут  рассказать вам о других подобных сказках с необычными странами и  героями. 

Подчеркните различия между этими волшебными, магическими  мирами, и нашей повседневной жизнью. Обсудите это. 

После этого попросите  детей нарисовать и, если смогут, описать  сказочную волшебную страну, которую  они придумают сами. 

Энтузиазм детей  при выполнении этого задания  будет в значительной мере зависеть не только от их воображения, но и от того насколько вам удастся «зажечь» учащихся этой идеей, расшевелить их энергию и фантазию. Предоставьте им возможность обменяться своим идеями и другой полезной информацией о магических мирах. 

Вы можете составить  список всех идей, которые дети придумают  для своих волшебных миров и расклассифицировать их вместе с детьми. один из них будут упоминаться часто, в большинстве случаев они относятся к характеристикам необычных животных и персонажей, некоторые будут совершенно уникальными. Позже можно будет рассказать об этом детям. 

Созданные детьми картины  фантастических миров можно вывесить на демонстративном стенде или составить  из них альбом, сделав для него твердую  обложку. 

Дополнительные задания 

Углублять это задание  можно в самых разных направлениях: от необычных рисунков до театральных представлений. Увлечение волшебными, магическими мирами, где нет ничего невозможного – огромный стимул для творчества. 

Вы можете дать детям  большие листы ватмана и краски и попросить их нарисовать красочные  картины своих фантастических миров. Они могут работать все вместе и сделать общую огромную, размером во всю стену, «фреску», где каждый будет рисовать свои уникальные детали общего фантастического мира. 

Дети могут сделать  кукол – персонажей своих необычных  миров – и затем группой показывать сценки (или целый спектакль), где эти персонажи будут демонстрировать свои магические способности. 

После решения эмпирических задач был осуществлен корреляционный анализ наличия и уровня значимости связи между показателями воссоздающего  воображения (словесного и изобразительного) и оригинальностью решения задач на изображение (творческого воображения) испытуемых. Для этого использовался метод ранговой корреляции Спирмена (rs). 

Корреляционный анализ — комплекс методов статистического  исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Корреляционными (лат. correlatio — соотношение, связь, зависимость) считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость, т. е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего. 

Корреляционный анализ выступает в качестве одного из вспомогательных методов решения теоретических задач психодиагностики и включает в себя комплекс наиболее широко применяемых статистических процедур при разработке тестовых и других психодиагностических методик, определения их надежности, валидности. Корреляционный анализ является одним из основных методов статистической обработки эмпирического материала в прикладных психодиагностических исследованиях. 

По существу, коэффициент  корреляции выражает степень соответствия или связи между двумя множествами  показателей 
 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
 

3.1 Особенности воображения  у детей дошкольного возраста 
 

На первом этапе  исследования изучались особенности  воображения у дошкольников из разных ДОУ. Мы получили данные об уровне развития воображения как воссоздающего, так и творческого. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка» представлены в таблице 1, а у дошкольников ДОУ «Гнездышко» в таблице 2. 
 

Таблица 1 Результаты исследования воссоздающего воображения  у дошкольников ДОУ «Снегурочка»№ 

Имя, ф. 

Воссоздающее воображение 

Уровень развития воображения 
 
 

словесное 

изобразительное  
 

Антон А. 

средний 

средний 

средний 

Анастасия А. 

низкий 

низкий 

низкий 

Андрей К. 

средний 

высокий 

средний 

Виктор Р. 

средний 

высокий 

высокий 

Дмитрий А. 

средний 

средний 

средний 

Евгений З. 

низкий 

низкий 

низкий 

Екатерина Г. 

средний 

высокий 

средний 

Земфир Я. 

средний 

средний 

средний 

Кристина Е. 

низкий 

средний 

низкий 

10 

Ксения М. 

средний 

средний 

средний 

11 

Мария Н. 

низкий 

низкий 

низкий 

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте