Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, для  формирования креативности необходимо: 

отсутствие регламентации  предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения; 

наличие позитивного  образца творческого поведения; 

создание условий  для подражания творческому поведению  и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения; 

социальное подкрепление творческого поведения. 

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если … то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде. 

Основываясь на исследованиях  Богоявленской (3) и Матюшкина (28), согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний), можно утверждать: креативность как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды. 

Среда, в которой  креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью. 

(богатством возможностей), а следовательно, требует включения  механизмов воображения (активного, творческого). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; мновариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. 
 

ГЛАВА 2.Организация  и содержание исследования 
 

2.1 Организация исследования 
 

Исследование проводилось  в сентябре - октябре 2004 года. В исследовании приняло 44 дошкольника (21воспитанник  д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с  «Гнездышко»), в возрасте 6 лет. 

В исследуемую группу вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все  испытуемые воспитываются в русскоязычных  семьях, посещают обычные по образовательной  направленности группы. Анализ анамнестических  данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как прентального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы. 

Исследование проводилось  в четыре этапа. Задачи первого этапа: изучение особенностей воссоздающего  и творческого воображения у  дошкольников. Исследование проводилось  в индивидуальном режиме, в первую половину дня (с 10.00 до 12.00). На втором этапе  изучался уровень развития творческих способностей детей. На третьем этапе была разработана и апробирована в одной из групп коррекционная программа. Четвертый этап исследования заключался в оценке эффективности коррекционной программы. 

По итогам анализа  были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию, как воображения, так и творческих способностей. 
 

2.2 Методы исследования 
 

1.Изучение уровня  развития воображения (37). 

Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей. 

Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют. 

Обработка данных. При  анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения  и относят детей к одному из трех уровней. 

Высокий уровень. Сюжет  рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а  не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок  и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность. 

Cредний уровень.  Ребенок рассказывает модифицированный  вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки. 

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции. 

Подсчитав количество детей разных возрастных групп, относящихся  к каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях  в уровне развития воображения. 

2. Изучение оригинальности  решения задач на изображение  (творческое воображение) (37). 

Подготовка исследования. Подобрать 20 карточек с нарисованными  на них фигурами: контурное изображение  частей предметов, например ствол с  одной веткой, кружок – голова с  двумя ушами и т.д., и простые  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.). подготовить цветные карандаши, бумагу. 

Проведение исследования. Ребенок 6 – 7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилось какая-нибудь картинка. 

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности  изображения. Подсчитывают коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение. 

Нулевой тип. Характеризуется  тем, что ребенок еще не принимает  задачу на построение образа воображения  с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом  что–то свое (свободное фантазирование). 

тип – ребенок  дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей. 

тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 

тип – изображая  отдельный объект, ребенок уже  включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 

тип – ребенок  изображает несколько объектов по воображаемому  сюжету (девочка гуляет с собакой). 

тип – заданная фигура используется качественно по новому. 

Если в I – IV типах  она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.п.). то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения. 

3. Изучение воссоздающего  воображения в речевой и изобразительной  деятельности (37). 

Подготовка исследования. Приготовить рассказ Я. Тайца  «Зверь» и английскую народную песенку  в переводе С. Маршака «Кораблик»; листы бумаги, набор из цветных  карандашей. 

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально  с детьми 5 – 7 лет. Ребенку неторопливо  и выразительно читают текст и  говорят: «Опиши зверя, которого сложил Миша» (после чтения рассказа Я. Тайца) или «Опиши кораблик и его команду» (после чтения английской народной песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя, которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик и его команду». По окончании рисования его просят рассказать, что он нарисовал. 

Обработка данных. Воссоздающее воображение анализируют по показателям: 

степень соответствия воссозданных образов и их систем (описание и рисунки) образами произведения; 

оценочное отношение  детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую  играет персонаж в сказке (рассказе); 

эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций; 

степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете; 

степень отличия  созданных образов от данных в  тексте. 

Выясняют, в какой  форме, словесной или изобразительной, детям легче воспроизвести содержание из текста, в какой форме оно наиболее полно соответствует оригиналу. 

На основе этого  делают вывод о том, насколько  развито воссоздающее воображение  и как оно связано с творческим. 

Метод исследования детской креативности (предложена Е.Е. Туник) (19). 

Методика состоит  из 8 субтестов, в данном исследовании нами были использованы 7 субтестов. 

Тест 1. «Использование предметов» 

Задача: перечислить  как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных. 

Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать. 

Время выполнения: 3 минуты. 

Результаты оцениваются  по двум показателям: беглость ответов (1 ответ – 1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла) 

Тест 2. «Заключение» 

Задача: перечислить  гипотетические последствия ситуации. 

Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы  смогут разговаривать на человеческом языке. 

Время выполнения: 3 минуты. Оценивается так же, как  тест 1. 

Тест 3. «Выражение» 

Задача: придумать  предложение из четырех слов, в  котором каждое слово начинается с указанной буквы. 

Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в  котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти  буквы: В, М, С, К. 

Пример: Веселый мальчик смотрит кино. 

Время выполнения: 4 минуты. 

Результаты теста  оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений  и число слов, повторяющихся один раз – 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений – 4 балла за одно предложение). 

Тест 4. «Словесная ассоциация» 

Задача: привести как  можно больше определений для  общеупотребляемых слов. 

Инструкция: приведи  как можно больше определений  для слова «книга». 

Пример: красочная  книга. Какая еще бывает книга? 

Время выполнения: 3 минуты. 

Результаты теста  оцениваются по двум показателям: беглость – 1 балл, оригинальность – 4 балла. 

Тест 5. «Составление изображения» 

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ». 

Задание даются на отдельных  бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется». 

Время выполнение: 8 минут. 

Результаты теста  оцениваются следующим образом: а) беглость, гибкость (Б): 

n1 – число изображенных  предметов (1 предмет – 1 балл); 

n2 – число использованных  фигур (a, b, c, d) (1 фигура – 1 балл); 

n3 – число ошибок (1 ошибка – 1 балл); 
 

Б = Sn1 + Sn2 - Sn3 
 

(беглость равна  сумме баллов по первому и  второму показателям минус количество  баллов за ошибки); 

б) оригинальность (О): 

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте