Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Следовательно, для
формирования креативности необходимо:
отсутствие регламентации
предметной активности, точнее – отсутствие
образца регламентированного поведения;
наличие позитивного
образца творческого поведения;
создание условий
для подражания творческому поведению
и блокированию проявлений агрессивного
и деструктивного поведения;
социальное подкрепление
творческого поведения.
Креативность является
свойством, которое актуализируется лишь
тогда, когда это позволяет окружающая
среда. Его можно рассматривать как свойство,
формирующееся по принципу «если … то…».
В повседневной жизни, как показывают
многочисленные исследования, происходит
подавление креативных свойств индивидуума.
Это может быть объяснено тем, что креативность
предполагает независимое поведение,
сотворение единичного, в то время как
социум заинтересован во внутренней стабильности
и непрерывном воспроизведении существующих
форм отношений, продуктов и т.д. Поэтому
формирование креативности возможно лишь
в специально организованной среде.
Основываясь на исследованиях
Богоявленской (3) и Матюшкина (28), согласно
которым творчество можно определить
как некий выход за пределы (наличной
ситуации либо имеющихся знаний), можно
утверждать: креативность как глубинное
свойство выражается в оригинальном видении
проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд,
осуществлять системное непрямое формирующее
воздействие, а такому требованию отвечает
воздействие через определенный комплекс
условий микросреды.
Среда, в которой
креативность могла бы актуализироваться,
обладает высокой степенью неопределенности
и потенциальной
(богатством возможностей),
а следовательно, требует
ГЛАВА 2.Организация
и содержание исследования
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось
в сентябре - октябре 2004 года. В исследовании
приняло 44 дошкольника (21воспитанник
д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с
«Гнездышко»), в возрасте 6 лет.
В исследуемую группу
вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все
испытуемые воспитываются в русскоязычных
семьях, посещают обычные по образовательной
направленности группы. Анализ анамнестических
данных позволяет говорить об отсутствии
органических поражений нервной системы
как прентального, так и перинатального
характера, все дети соматически здоровы.
Исследование проводилось
в четыре этапа. Задачи первого этапа:
изучение особенностей воссоздающего
и творческого воображения у
дошкольников. Исследование проводилось
в индивидуальном режиме, в первую
половину дня (с 10.00 до 12.00). На втором этапе
изучался уровень развития творческих
способностей детей. На третьем этапе
была разработана и апробирована в одной
из групп коррекционная программа. Четвертый
этап исследования заключался в оценке
эффективности коррекционной программы.
По итогам анализа
были разработаны рекомендации для воспитателей
по развитию, как воображения, так и творческих
способностей.
2.2 Методы исследования
1.Изучение уровня
развития воображения (37).
Необходимые материалы:
листы бумаги, набор цветных карандашей.
Проведение исследования.
Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку
(какую он захочет и про кого захочет).
Напоминают, что в книгах к каждой сказки
обычно есть картинки. Ребенку предлагают
придумать свою сказку и нарисовать к
ней одну картинку. А потом надо будет
рассказать свою сказку. Если ребенок
начинает рисовать или рассказывать знакомую
сказку, инструкцию повторяют.
Обработка данных. При
анализе не отмечают качества самого
рисунка и изложения, а обращают
внимание только на уровень воображения
и относят детей к одному из
трех уровней.
Высокий уровень. Сюжет
рисунка и сказки совпадает. Дети
рисуют и сочиняют одновременно, а
не пытаются после рисования что-нибудь
придумать по детали рисунка. В рисунке,
как правило, представлен один из
существенных моментов сказки. Рисунок
и сказка структурно оформлены (имеют
выраженную композицию и детализированы).
Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности
не повторяют знакомые ребенку сказки.
Дети планируют свою деятельность.
Cредний уровень.
Ребенок рассказывает
Низкий уровень. Дети
рисуют и рассказывают знакомую сказку
даже после повторения инструкции.
Подсчитав количество
детей разных возрастных групп, относящихся
к каждому из трех уровней, делают
вывод о возрастных различиях
в уровне развития воображения.
2. Изучение оригинальности
решения задач на изображение
(творческое воображение) (37).
Подготовка исследования.
Подобрать 20 карточек с нарисованными
на них фигурами: контурное изображение
частей предметов, например ствол с
одной веткой, кружок – голова с
двумя ушами и т.д., и простые
геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник и т.п.). подготовить цветные
карандаши, бумагу.
Проведение исследования.
Ребенок 6 – 7 лет просят дорисовать
каждую из фигур так, чтобы получилось
какая-нибудь картинка.
Обработка данных. Выявляют
степень оригинальности, необычности
изображения. Подсчитывают коэффициент
оригинальности каждого ребенка, который
равен количеству рисунков, не повторяющихся
у него и не повторяющихся (по характеру
использования заданного эталона для
дорисовывания) ни у кого из детей группы.
Коэффициент оригинальности соотносят
с одним из 6 типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется
тем, что ребенок еще не принимает
задачу на построение образа воображения
с использованием заданного элемента.
Он не дорисовывает его, а рисует рядом
что–то свое (свободное фантазирование).
тип – ребенок
дорисовывает фигуру на карточке так,
что получается изображение отдельного
объекта (дерево), но изображение контурное,
схематическое, лишенное деталей.
тип – также изображается
отдельный объект, но с разнообразными
деталями.
тип – изображая
отдельный объект, ребенок уже
включает его в какой – нибудь
воображаемый сюжет (не просто девочка,
а девочка, делающая зарядку).
тип – ребенок
изображает несколько объектов по воображаемому
сюжету (девочка гуляет с собакой).
тип – заданная фигура
используется качественно по новому.
Если в I – IV типах
она является основной частью картинки,
которую рисовал ребенок (кружок
– голова и т.п.). то теперь фигура
используется как один из второстепенных
элементов для создания образа воображения.
3. Изучение воссоздающего
воображения в речевой и
Подготовка исследования.
Приготовить рассказ Я. Тайца
«Зверь» и английскую народную песенку
в переводе С. Маршака «Кораблик»;
листы бумаги, набор из цветных
карандашей.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально
с детьми 5 – 7 лет. Ребенку неторопливо
и выразительно читают текст и
говорят: «Опиши зверя, которого сложил
Миша» (после чтения рассказа Я. Тайца)
или «Опиши кораблик и его команду»
(после чтения английской народной
песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя,
которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик
и его команду». По окончании рисования
его просят рассказать, что он нарисовал.
Обработка данных. Воссоздающее
воображение анализируют по показателям:
степень соответствия
воссозданных образов и их систем
(описание и рисунки) образами произведения;
оценочное отношение
детей к действиям персонажей,
совпадающее с той ролью, которую
играет персонаж в сказке (рассказе);
эмоциональная насыщенность
воссоздаваемых образов и образных ситуаций;
степень правильности
воссоздания последовательности эпизодов
в сюжете;
степень отличия
созданных образов от данных в
тексте.
Выясняют, в какой
форме, словесной или изобразительной,
детям легче воспроизвести
На основе этого
делают вывод о том, насколько
развито воссоздающее воображение
и как оно связано с
Метод исследования
детской креативности (предложена Е.Е.
Туник) (19).
Методика состоит
из 8 субтестов, в данном исследовании
нами были использованы 7 субтестов.
Тест 1. «Использование
предметов»
Задача: перечислить
как можно больше способов применения
предмета, отличающихся от обычных.
Инструкция: газета
используется для чтения, ты можешь придумать
другие способы ее использования, что
из нее можно сделать.
Время выполнения: 3
минуты.
Результаты оцениваются
по двум показателям: беглость ответов
(1 ответ – 1 балл) и оригинальность
ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла)
Тест 2. «Заключение»
Задача: перечислить
гипотетические последствия ситуации.
Инструкция: вообрази,
что случится, если животные и птицы
смогут разговаривать на человеческом
языке.
Время выполнения: 3
минуты. Оценивается так же, как
тест 1.
Тест 3. «Выражение»
Задача: придумать
предложение из четырех слов, в
котором каждое слово начинается
с указанной буквы.
Инструкция: сочини
предложение из четырех слов, в
котором каждое слово начинается
с указанной буквы. Вот эти
буквы: В, М, С, К.
Пример: Веселый мальчик
смотрит кино.
Время выполнения: 4
минуты.
Результаты теста
оцениваются по двум показателям: беглость
(число правильно составленных предложений
и число слов, повторяющихся один
раз – 1 балл и за каждое предложение);
оригинальность и точность (число оригинальных,
правильно построенных предложений –
4 балла за одно предложение).
Тест 4. «Словесная ассоциация»
Задача: привести как
можно больше определений для
общеупотребляемых слов.
Инструкция: приведи
как можно больше определений
для слова «книга».
Пример: красочная
книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения: 3
минуты.
Результаты теста
оцениваются по двум показателям: беглость
– 1 балл, оригинальность – 4 балла.
Тест 5. «Составление
изображения»
Задача: нарисовать
заданные объекты, пользуясь определенным
набором фигур: каждую фигуру можно использовать
несколько раз; можно менять размеры фигур,
их положение, но нельзя добавлять другие
фигуры. Дается пример: «ключ».
Задание даются на отдельных
бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».
Время выполнение: 8
минут.
Результаты теста
оцениваются следующим образом:
а) беглость, гибкость (Б):
n1 – число изображенных
предметов (1 предмет – 1 балл);
n2 – число использованных
фигур (a, b, c, d) (1 фигура – 1 балл);
n3 – число ошибок
(1 ошибка – 1 балл);
Б = Sn1 + Sn2 - Sn3
(беглость равна
сумме баллов по первому и
второму показателям минус
б) оригинальность (О):
Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте