Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Средний 

20 

Юрий Н. 

Высокий 

21 

Яна Я. 

Низкий 
 
 

Таблица 4. Результаты исследования творческого воображения у дошкольников ДОУ «Гнездышко»№ 

Имя, Ф. 

Оригинальность решения  задач на изображение 
 
 

Тип 

Уровень 

Алексей Р. 

Высокий 

Арина М. 

Средний 

Борис К. 

Низкий 

Виктория М. 

Высокий 

Вероника Ш. 

Низкий 

Галина И. 

Средний 

Георгий О. 

Высокий 

Дмитрий Р. 

Низкий 

Егор К. 

Высокий 

10 

Елена И. 

Средний 

11 

Елена З. 

Низкий 

12 

Ирина П. 

Средний 

13 

Константин Г. 

Высокий 

14 

Михаил О. 

Низкий 

15 

Мария Л. 

Высокий 

16 

Никита О. 

Средний 

17 

Олег Ш. 

Средний 

18 

Руслан Л. 

Средний 

19 

Света Д. 

Средний 

20 

Сергей К. 

Средний 

21 

Татьяна П. 

Низкий 

22 

Юлия Б. 

Средний 

23 

Яна Х. 

Высокий 
 
 

1 группа (0 – 1 типы) – низкий уровень развития  творческого воображения: В ДОУ «Снегурочка»: Анастасия А., Евгений З., Мария М., Ольга Я., Яна Я., (всего 5 человек); в ДОУ «Гнездышко»: Арина М., Галина И., Дмитрий Р., Елена З., Михаил О., Татьяна П., (всего 6 дошкольников). Деятельность этих детей характеризуется тем, что ребенок либо не принимал задачу на построение образа воображения, т.е. дорисовывал рисунок рядом, не включая предложенный элемент, либо нарисованный объект отличался отсутствием дополнительных деталей, изображение отличается схематичностью. 

2 группа (2 — 4 типы) — средний уровень развития творческого воображения. В ДОУ “Снегурочка” таких дошкольников 12, в ДОУ “Гнездышко” - 10. В рисунках этих детей изображались один или несколько объектов, отличающихся разнообразием деталей, присутствием сюжета. 

3 группа (5 тип) —  высокий уровень творческого  воображения: в ДОУ «Снегурочка»  Виктор Р., Николай Ф., Сергей Н., Юрий Н. (всего 4 дошкольника); в  ДОУ “Гнездышко” - Борис К., Виктория  М., Георгий О., Егор К., Константин  Г., Мария Л., Яна Х. (всего 7 дошкольников). Предложенная фигура использовалась в рисунках в качестве второстепенного элемента для создания образа воображения. Проведем сопоставление исследуемых групп дошкольников в зависимости от уровня развития творческого воображения (рисунок 2) . 
 
 
 

Рис. 2. Количество детей с различными уровнями развитии творческого воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %) 
 

Отметим, что в  обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким уровнем развития творческого воображения. 

При этом в ДОУ  “Гнездышко ” гораздо больше дошкольников с высоким уровнем развития творческого  воображения и меньше - со средним. 

Если провести анализ общего уровня развития воображения (как  воссоздающего, так и творческого - сводные таблицы 5 и б), можно отметить, что для большинства детей уровень развития воссоздающего воображения определяет уровень развития творческого. 
 

Таблица 5 Результаты исследования воображения у дошкольников ДОУ “Снегурочка” 
 
 

Можно отметить, что  у Виктора Р., Николая Ф., Юрия Н. высокий уровень воссоздающего воображения сопровождается соответствующим уровнем развития воображения творческого. Эта же картина наблюдается и для остальных групп детей. Другими словами, мы подтверждаем одну из поставленных гипотез исследования: уровень развития воображения воссоздающего и творческого взаимозависим. 
 

Таблица 6 Результаты исследования воображения у дошкольников ДОУ “Гнездышко” 
 
 
 

Проведем сопоставление  исследуемых групп дошкольников в зависимости от общего уровня развития воображения (рисунок 3). 
 
 
 

Рис. 3. Количество детей  с различными уровнями развитии воображения  из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %) 
 

Отметим, что и  в обеих группах наблюдается  фактически одинаковое количество детей  с низким, средним и высоким  уровнем развития воображения. Следовательно, мы можем говорить об однородности групп исследования до коррекционного воздействия по критерию уровня развития воображения в целом. 
 

3.2 Влияние особенностей  воображения на развитие креативности  у дошкольников 
 

Результаты исследования творческих способностей представлены в таблицах 7 и 8. 

На данном этапе  исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной  деятельности. 

Результаты выполнения методики оценивались по двум параметрам - беглости и оригинальности. 

Вначале проводился анализ выполнения следующих субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация». В данных субтестах творческие способности  проявлялись в речевой деятельности. Необходимо отметить, что уровень выполнения данных субтестов несколько ниже, чем тестов на основе изобразительной деятельности. Это подтверждается сравнительным анализом средних величин по беглости и оригинальности. Если средние величины словесных субтестов по беглости находятся в диапазоне от 4,82 до 7,02, то по изобразительным субтестам - от 5,65 до 7,55. Причиной этого факта может служить более высокий уровень образного мышления у детей - дошкольников в сравнении со словесно-логическим. 

Кроме этого, в группе изобразительных субтестов выше количество оригинальных ответов (средние величины находятся в диапазоне от 1,90 до 5,39, в отличие от словесных субтестов - от 0,57 до 3,48). 

По результатам  выполнения словесных субтестов  можно выделить группу учащихся, характеризующихся низким уровнем развития креативности: в ДОУ “Снегурочка - Антон А., Анастасия А., Евгений З., Кристина Е., Ксения М., Мария Н., Ольга Я., Яна Я.; в ДОУ “Гнездышко ”: Арина М., Галина И., Дмитрий Р., Елена З., Михаил О., Татьяна П. У этих детей низкие результаты по беглости совпадают с фактическим отсутствием оригинальных ответов. 

Для некоторых дошкольников, которых мы условно относим к  группе детей со средним уровнем  развития творческих способностей характерны высокие показатели по беглости, но при этом практически отсутствуют оригинальные ответы по большинству субтестов. 

Для дошкольников из ДОУ “Снегурочка» 1: Виктора Р.., Николая  Ф.., Сергея Н., Юрия Н.; из ДОУ “Гнездышко” - Бориса К., Виктории М., Георгия О., Егора  К., Константина Г., Марии Л., Яны Х. характерны, как высокие показатели по беглости, так и наличие оригинальных ответов. Примеры предлагаемых оригинальных ответов на субтесты: 

«Использование предметов» (использование газеты), «Сцепить иголками и повесить вместо штор», «Обмотать ноги и использовать вместо носков», «Положить много, целую кипу на кровать и будет матрац» и др. 

«Заключение» (если животные и птицы смогут разговаривать  на человеческом языке): «Смогут выбираться в мэры города или президенты», «Птицы» будут доставлять заказы из магазинов по воздуху», «Все люди заболеют от зависти к птицам, что они могут летать», «Птицы, рассказали, откуда приходят облака». 

«Выражение» (составить  выражение по буквам В, М, С, К): «Выдра морская сказала «Каюк», «Вот мама стрелу купила». 

«Словесная ассоциация» (для слова книга): неузнанная книга, долго читаемая книга, свежеизданная  книга, заскучневшая книга. 

По результатам  выполнения субтестов в изобразительной  деятельности прослеживаются те же три  группы детей. Для дошкольников с высокими показателями по беглости и оригинальности характерно множество вариантов решений предлагаемых изобразительных задач. Кроме этого, в среднем такие дети давали по 2 оригинальных ответа. 

Дошкольники со средними показателями по беглости и оригинальности чаще всего или не давали оригинальных ответов или предлагали только один ответ, характеризующийся новизной и необычностью. В то же время общее количество предлагаемых решений могло достигать 1.0 — 12. 

Дети с низкими  показателями по беглости и оригинальности в среднем давали б — 7 вариантов решений изобразительных задач, некоторые из них мы можем отнести к оригинальным. 

Сравним обе исследуемые  группы дошкольников по результатам  исследования творческих способностей. Средние значения по показателю “беглость” представлены на рисунке 4, по показателю ‘оригинальность” - на рисунке 5. 
 
 
 

Рис. 4. Средние значения по показателю “беглость” для исследуемых  групп дошкольников 
 

Отметим значительное превышение интересующих нас значений, характеризующих дошкольников из ДОУ ‘’Гнездышко” над средними значениями, характеризующими дошкольников из ДОУ “Снегурочка”. Данная тенденция прослеживается и при сравнительном анализе результатов исследования по показателю оригинальности, причем как в словесных, так и в изобразительных субтестах (рисунок 5). 
 
 
 

Рис. 5. Средние значения по показателю “оригинальность” для  исследуемых групп дошкольников 
 

Следовательно, можно  сделать следующий вывод - дошкольники  из ДОУ “Гнездышко ” характеризуются  более высоким уровнем развития творческих способностей, чем их сверстники из ДОУ “Снегурочка” перед началом применения коррекционной программы. 

Несмотря на существующее изначально различие в уровне развития творческих способностей, по нашему мнению, “чистота” формирующего эксперимента не будет нарушена в том случае, если мы возьмем в качестве экспериментальной группы дошкольников из ДОУ “Снегурочка”, характеризующихся относительно низким уровнем развития творческих способностей и творческого воображения. 
 

3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности 
 

Предлагаемая в  данном дипломном проекте коррекционная  программа (модификация “Курса развития творческого мышления Ю. Б. Гатанова”) была апробирована в реальных условиях. 

В ДОУ “Снегурочка” были организованы и проведены 14 занятий  с дошкольниками (в течение 3 месяцев). Кроме этого, дошкольникам предлагались дополнительные домашние задания, результаты, выполнения которых затем использовались и в непосредственной работе с группой. 

По окончании занятий  было проведено контрольное исследование, позволяющее оценить эффективность  проведенной коррекционной работы. 

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте