Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Для упрощения анализа  использовались только средние величины, характеризующие группу в целом. Напомним, что до начала коррекционной работы и в экспериментальной и в контрольной группе прошло исследование особенностей воображения (воссоздающего и творческого) а также творческих способностей (проявляющихся на вербальном и изобразительном материале). 

Проведем сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по уровню развития воссоздающего воображения (рисунок 6). 

Отметим, что по итогам исследования (после проведения коррекционной  работы) в группе дошкольников из ДОУ  “Снегурочка” (экспериментальная  группа) существенно увеличилось количество ребят с высоким уровнем воссоздающего воображения (в сравнении с дошкольниками из ДОУ “Гнездышко’’). 
 
 
 

Рис. 6. Количество детей  с различными уровнями развития воссоздающего  воображения из ДОУ “Снегурочка” ДОУ “Гнездышко ” (в %) 
 

При этом в экспериментальной  группе значительно меньше детей  со средним и с низким уровнем  воссоздающего воображения. 

Следовательно, мы можем  сделать вполне обоснованный вывод, что проведенная коррекционная  работа повлияла на развитие воссоздающего воображения. 

Проведем сравнительный  анализ экспериментальной и контрольной  групп по уровню развития творческого  воображения (рисунок 7). 

Данные, представленные на рис. 7, убедительно иллюстрируют следующее - среди дошкольников из экспериментальной группы (ДОУ “Снегурочка”) больше детей с высоким и средним уровнем развития творческого воображения, при этом значительно меньше детей с низким уровнем. 
 
 
 

Рис. 7. Количество детей  с различные уровнями развития творческого  воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %) 
 

Отметим также, что  перед проведением коррекционных  занятий наблюдалось обратное соотношение - дошкольники из ДОУ “Гнездышко’’ характеризовались более высоким  уровнем развития творческого воображения, чем их сверстники из ДОУ “Снегурочка’. Следовательно, проведенное контрольное исследование позволяет нам говорить о высокой эффективности коррекционной работы в части развития творческого воображения. 

Проведем сравнительный  анализ экспериментальной и контрольной  групп по уровню развития творческих способностей (рисунки 8 и 9). 
 
 
 

Рис. 8. Среднее значение по показателю «беглость» для исследуемых  групп дошкольников 
 
 
 

Рис. 9. Средние значения по показателю “оригинальность” для  исследуемых групп дошкольников 
 

На данном этапе  анализируются два показателя - “беглость” и “оригинальность”. Данные, представленные на рисунках, позволяют говорить о более высоком уровне развития творческих способностей (как в части вербальной деятельности, так и изобразительной), характерном для испытуемых экспериментальной группы (ДОУ “Снегурочка”). При этом, до начала коррекционной работы наблюдалась обратная последовательность – дошкольники из ДОУ “Гнездышко ” во многом превосходили своих сверстников из ДОУ ‘’Снегурочка’’. 

Для того, чтобы определить зависимость между показателями воссоздающего и творческого воображения мы вычисляем коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для этого анализируем показатели из табл. 5-6 и из табл. 7-8 по «беглости» и «оригинальности» для каждой отдельной выборки детей-испытуемых (ДОУ «Снегурочка» и ДОУ «Гнездышко»). Для упрощения работы с нечисловыми показателями, представленными в табл. 5-6, мы перевели показатели уровней в числовые данные (3 – высокий уровень, 2 – средний уровень, 1 – низкий уровень). 
 

Таблица 9 Результаты детей по методикам (уровень воображения и «беглость») ДОУ «Снегурочка» 

Уровень развития воображения 

Развитие творческих способностей (показатель «беглость») 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

9. 

10. 

11. 

12. 

13. 

14. 

15. 

16. 

17. 

18. 

19. 

20. 

21. 

2 

1 

2 

3 

2 

1 

2 

2 

1 

2 

1 

3 

1 

2 

3 

2 

2 

2 

3 

3 

22 

24 

24 

67 

45 

32 

42 

39 

39 

38 

21 

55 

26 

57 

44 

47 

42 

49 

55 

62 

21 
 
 

Вычисления коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена осуществлялись по известному алгоритму. Для расчета коэффициента rs сначала требуется проранжировать индивидуальные значения испытуемых, полученных по сопоставляемым показателям. При ранжировании обычно рекомендуется меньшему значению приписывать меньший ранг. Но в нашем случае целесообразнее было начислять меньший ранг большему значению, чтобы сразу было видно, на каком месте по степени выраженности изучаемого показателя находится тот или иной испытуемый. 

После ранжирования индивидуальных показателей в двух сопоставляемых рядах переменных подсчитывалась разница между рангами по каждой строке (d). Затем эти разности возводились в квадрат (d2) и подсчитывалась их общая сумма (∑d2). Далее расчет велся по специальной формуле, в которую включались поправки на одинаковые ранги (Т), имеющиеся в каждом из сопоставляемых рядов переменных. И, наконец, полученное значение коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена сравнивалось с критическими значениями rs для данного объема выборки (n). В нашем случае, критические значения rs таковы: 
 

rs кр. 

Уровень статистической значимости 
 

0,44 

(р ≤ 0,05) 

Первая выборка  ДОУ «Снегурочка» (n = 21) 

0,56 

(р ≤ 0,01) 

Вторая выборка  ДОУ «Гнездышко» (n = 23) 

0,42 

(р ≤ 0,05) 
 

0,53 

(р ≤ 0,01) 
 
 

В результате вычисления коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена отдельно по каждой паре изучаемых показателей в двух выборках (ДОУ «Снегурочка» и ДОУ «Гнездышко») нами были выявлено, между сопоставляемыми показателями уровня развития воссоздающего воображения, творческого воображения (показатели «беглость» и «оригинальность») нами были выявлены достоверные корреляционные связи между всеми сопоставляемыми показателями. При этом каждая корреляционная связь достигает высокого уровня статистической значимости (Табл. 14). 
 

Таблица 14 Сводная  таблица результатов корреляционного  анализа

Выборка 

Сопоставляемые показатели 

Значение rs 

Уровень статистич. значимости 

ДОУ «Снегурочка» 

Уровень развития воссоздающего  воображения и творческого воображения (показатель «беглость») (ВВ и ТВ б) 

0,7051 

(р<0,01) 
 

Уровень развития воссоздающего воображения и творческого воображения (показатель «оригинальность») 

(ВВ и ТВ о) 

0,6772 

(р<0,01) 
 

ДОУ «Гнездышко» 

Уровень развития воссоздающего  воображения и творческого воображения (показатель «беглость») 

(ВВ и ТВ б) 

0,7721 

(р<0,01) 
 
 

Уровень развития воссоздающего воображения и творческого воображения (показатель «оригинальность») 

(ВВ и ТВ о) 

0,6242 

(р<0,01) 
 
 
 

Следовательно, мы можем  статистически обоснованно говорить об эффективности модифицированной в данной дипломной работе коррекционной программы в части развития творческих способностей. Тем самым мы подтверждаем одну из гипотез исследования. 
 

Выводы 
 

Таким образом, проведенное  исследование позволило подтвердить, что воображение дошкольника  отличается от воображения взрослого. У дошкольников видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, как не бывает. дошкольник легко объединяет разные преставления и не критически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в дошкольном возрасте. дошкольник не создает ничего принципиально нового, но новизна образов имеет значение только для самого ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, а иногда замысел рождается после действия. Ребенок фантазирует, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс создания новых ситуаций. 

В дошкольном возрасте большинство детей характеризуется  низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как  в вербальной, так и в изобразительной деятельности. дошкольники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью. 

Была выявлена взаимосвязь  в развитии двух видов воображения  у дошкольников - воссоздающего и  творческого. 

Воссоздающее воображение  в процессе вербальной деятельности менее продуктивно у дошкольников, чем воображение в процессе изобразительной  деятельности. 

Особенности деятельности, в которой дошкольникам необходимо использовать воображение, влияют на формирование творческих способностей в контексте  данного вида деятельности. 

Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, влечет за собой и непременное развитие общих творческих способностей. 

Уже в раннем детстве  возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что  делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания (35). 

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. 

Важным моментом в развитии воображения ребенка  служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми  предметами с закрепленными функциями  предметы неспецифические, полифункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (35). 

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте