Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Развитие воображения  тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. 

Следует помнить  и о том, что основу для воображения  создают разнообразные, богатые  представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ. 

Важно научить ребенка  формулировать различные по степени  сложности замыслы и реализовывать  их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная  формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень. 

Формирование критичности  мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. 

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры (35). 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Абрамова Г.С.  Возрастная психология. — М., 1998. 

2. Батищев Г.С. диалектика творчества. — М., 1984. 

3. Богоявленская  д.Б. Интеллектуальная активность  как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 1983. 

4. Богоявленская  д.Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 

5. Венгер Л.А. Педагогика  способностей. — М., 1973. 

6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. 

7. Выготский Л.С.  Лекции по психологии. — СП6., 1997. 

8. Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 

9. Годфруа Ж. Что  такое психология. В 2 т. — М.: Мир, 1992. 

10. Дружинин В.Н.  Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. 

11. Дружинин В.Н., Хазратова  Н.В. Экспериментальное наследование  формирующего влияния микросреды  на креативность //Психологический  журнал. - 1994, № 4. 

12. Дружинин В.Н.  Экспериментальная психология. —  М., 1997. 

13. Дьяченко О.М., Кириллова  А.И. О некоторых особенностях  развития воображения. //Вопросы  психологии. — 1980, Г92. 

14. Лейтес Н.С. Способности  и одаренность в детские годы. — М., 1984. 

15. Лук А.Н. Проблемы  научного творчества//Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИ-ОН АН СССР, 1983. 

16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. 

- М., 1987. 

17. Мухина В.С. Возрастная  психология. — М., 1998. 

18. Обухова Л.Ф., Чурбанова  С.М. Развитие дивергентного мышления  в детском возрасте. — М., 1995. 

19. Ончарова Р.В.  Справочная книга школьного психолога.  — М., 1996. 

20. Одаренные дети/Под  ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. — М., 1991. 

21. Петровский А.В.  Способности//Введение в психологию. - М., 1995. 

22. Проблемы способностей/Под  ред. В.Н.Мясищева. — л., 1962. 

23. Перкинс Д.Н.  Творческая одаренность как психологическое  понятие//Общественные науки за  рубежом. Р.Ж.Сер. Науковедение. —  1988, 94, с.88 — 92. 

24. Психология. Словарь./Под  ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.  — М., 1990. 

25. Психология одаренности  детей и подростков/Под ред.  Н.С.Лейтеса. — М., 1996. 

26. Психология дошкольника.  Хрестоматия ./Сост. Г.А.Урунтаева.  — М., 1998. 

27. Развитие и диагностика  способностей.//Под ред. В.Н.Дружинина,  В.В.Шадрикова. — М.: Наука, 1991. 

28. Развитие творческой  активности школьников./Под ред.  А.М.Матюшкина. - М., 1991. 

29. Рекомендации по  выявлению умственно одаренных  детей дошкольного возраста./Под  ред. О.М.Дьяченко, А.И. Булычевой.  — М., 1996. 

30. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии. — СП6.: Питер, 1999. 

31. Способности и  интересы. Сб./Под ред. Н.Д.Левитова, В.А.Крутецкого. — М., 1962. 

32. Склонности и  способности /Под ред. В.Н.Мясищева. — Л., 1962. 

33. Способности и  склонности. Комплексные исследования.//Под  ред. Э.А.Голубевой. М., 1989. 

34. Суходольский Г.В.  Основы математической статистики  для психологов. — л., 1972. 

35. Урунтаева Г.А.  Дошкольная психология. — М., 1998. 

36. Урунтаева Г.А.  Диагностика психологических особенностей  дошкольников. Практикум. — М., 1998. 

37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М., 1998. 

38. Хьелл Л., Зиглер  д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997. 

39. Чудновский В.З.  Воспитание способностей и формирование  личности. — М., 1986. 

40. Чудновский В.З., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание? — М., 1990. 

41. Шадриков В.д.  Способности, одаренность, талант//Развитие  и диагностика способностей. —  М.: Наука, 1991. 

42. Штерн В. Одаренность  детей и подростков и методы  ее исс

http://www.bestreferat.ru/referat-107884.html

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте