Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие воображения
тесно связано с освоением законов
родного языка. Слово дает возможность
ребенку представить и преобразовать
предмет в его отсутствие.
Следует помнить
и о том, что основу для воображения
создают разнообразные, богатые
представления, собственный опыт дошкольника.
Задача взрослого состоит в том, чтобы
научить ребенка способам и средствам
преобразования, развивать его комбинаторные
способности. Освоение способов создания
образов происходит при разрыве реальных
связей, путем включения объектов в несвойственные
им ситуации, наделения несвойственными
функциями и соединения разнородных объектов
в новый образ.
Важно научить ребенка
формулировать различные по степени
сложности замыслы и
Формирование критичности
мышления («Так бывает или нет?») тоже
вносит свой вклад в развитие воображения,
определяя критическое отношение и к образам
своей фантазии.
Руководство воображением
требует от взрослого создания проблемных
ситуаций, которые не имеют однозначного
решения и ситуаций, когда средства
решения не определены. Е.Е. Кравцова
показала, как меняется позиция взрослого
в общении с ребенком в целях развития
воображения. В младшем дошкольном возрасте
целесообразно занять позицию незнающего,
неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов
к ребенку расшатать шаблоны, показать,
что одна и та же задача может решаться
по-разному. В 4-5 лет стимулом является
соревнование со сверстниками, которым
руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?»,
«Кто придумает иначе, чем у товарища?»
А для старшего дошкольника следует создать
такие условия, чтобы он сам встал в обучающую
позицию, особенно в отношении младших
детей, рассказывая им сказки, показывая
инсценировки, организуя игры (35).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С.
Возрастная психология. — М., 1998.
2. Батищев Г.С. диалектика
творчества. — М., 1984.
3. Богоявленская
д.Б. Интеллектуальная
4. Богоявленская
д.Б. Пути к творчеству. — М.,
1981.
5. Венгер Л.А. Педагогика
способностей. — М., 1973.
6. Выгодский Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте. — М.,
1991.
7. Выготский Л.С.
Лекции по психологии. — СП6., 1997.
8. Гильбух Ю.3. Внимание:
одаренные дети. — М., 1991.
9. Годфруа Ж. Что
такое психология. В 2 т. — М.:
Мир, 1992.
10. Дружинин В.Н.
Психология общих способностей. — СПб.:
Питер, 1999.
11. Дружинин В.Н., Хазратова
Н.В. Экспериментальное
12. Дружинин В.Н.
Экспериментальная психология. —
М., 1997.
13. Дьяченко О.М., Кириллова
А.И. О некоторых особенностях
развития воображения. //Вопросы
психологии. — 1980, Г92.
14. Лейтес Н.С. Способности
и одаренность в детские годы.
— М., 1984.
15. Лук А.Н. Проблемы
научного творчества//Сер.
16. Мелик-Пашаев А.А.,
Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству.
- М., 1987.
17. Мухина В.С. Возрастная
психология. — М., 1998.
18. Обухова Л.Ф., Чурбанова
С.М. Развитие дивергентного
19. Ончарова Р.В.
Справочная книга школьного
20. Одаренные дети/Под
ред. Г.В.Бурменской и В.М.
21. Петровский А.В.
Способности//Введение в
22. Проблемы способностей/Под
ред. В.Н.Мясищева. — л., 1962.
23. Перкинс Д.Н.
Творческая одаренность как
24. Психология. Словарь./Под
ред. А.В.Петровского, М.Г.
25. Психология одаренности
детей и подростков/Под ред.
Н.С.Лейтеса. — М., 1996.
26. Психология дошкольника.
Хрестоматия ./Сост. Г.А.Урунтаева.
— М., 1998.
27. Развитие и диагностика
способностей.//Под ред. В.Н.
28. Развитие творческой
активности школьников./Под
29. Рекомендации по
выявлению умственно одаренных
детей дошкольного возраста./
30. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. — СП6.:
Питер, 1999.
31. Способности и
интересы. Сб./Под ред. Н.Д.Левитова,
В.А.Крутецкого. — М., 1962.
32. Склонности и
способности /Под ред. В.Н.
33. Способности и
склонности. Комплексные исследования.//
34. Суходольский Г.В.
Основы математической
35. Урунтаева Г.А.
Дошкольная психология. — М., 1998.
36. Урунтаева Г.А.
Диагностика психологических
37. Урунтаева Г.А., Афонькина
Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.
— М., 1998.
38. Хьелл Л., Зиглер
д. Теории личности. — СПб.: Питер,
1997.
39. Чудновский В.З.
Воспитание способностей и
40. Чудновский В.З.,
Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание?
— М., 1990.
41. Шадриков В.д.
Способности, одаренность,
42. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исс
http://www.bestreferat.ru/
Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте