Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

12 

Николай Ф. 

высокий 

высокий 

высокий 

13 

Ольга Я. 

средний 

низкий 

низкий 

14 

Полина Н. 

средний 

средний 

средний 

15 

Римма Я. 

высокий 

средний 

высокий 

16 

Света О. 

низкий 

высокий 

средний 

17 

Сергей Н. 

средний 

средний 

средний 

18 

Тимофей О. 

средний 

средний 

средний 

19 

Тимур И. 

высокий 

средний 

высокий 

20 

Юрий Н. 

высокий 

высокий 

высокий 

21 

Яна Я. 

низкий 

низкий 

низкий 
 
 

Таблица 2. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Гнездышко»№ 

Имя, ф. 

Воссоздающее воображение 

Уровень развития воображения 
 
 

словесное 

изобразительное  
 

Алексей Р. 

высокий 

средний 

высокий 

Арина М. 

низкий 

низкий 

низкий 

Борис К. 

высокий 

средний 

высокий 

Виктория М 

средний 

высокий 

средний 

Вероника Ш 

средний 

высокий 

средний 

Галина И. 

низкий 

низкий 

низкий 

Георгий О. 

высокий 

высокий 

высокий 

Дмитрий Р. 

средний 

средний 

средний 

Егор К. 

высокий 

средний 

высокий 

10 

Елена И. 

средний 

низкий 

средний 

11 

Елена З. 

низкий 

низкий 

низкий 

12 

Ирина П. 

средний 

высокий 

средний 

13 

Константин 

средний 

высокий 

средний 

14 

Михаил О. 

средний 

средний 

низкий 

15 

Мария Л. 

высокий 

высокий 

высокий 

16 

Никита О. 

средний 

высокий 

средний 

17 

Олег Ш. 

низкий 

низкий 

низкий 

18 

Руслан Л. 

низкий 

средний 

средний 

19 

Света Д. 

средний 

высокий 

средний 

20 

Сергей К. 

низкий 

средний 

средний 

21 

Татьяна П. 

средний 

низкий 

низкий 

22 

Юлия Б. 

низкий 

высокий 

средний 

23 

Яна Х. 

высокий 

средний 

средний 
 
 

Исследование воссоздающего  воображение позволило выделить в обеих группах испытуемых детей, характеризующихся высоким уровнем  воображения в речевой деятельности (в таблицах выделены зеленым цветом) в ДОУ «Снегурочка» это – Николай Ф., Римма Я., Юрий Н., Тимур И.,; в ДОУ «Гнездышко» - Алексей Р., Борис К., Георгий О., Егор К., Яна Х., Мария Л. Рассказ этих дошкольников характеризуется высокой степенью правильности воссоздания образа; эмоциональной насыщенностью и образностью воссоздаваемой ситуации; выраженной оценочной позицией к персонажам и их действиям, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке; правильностью воссоздания эпизодов. 

Для Андрея К., Виктора  Р., Екатерины Г., Николая Ф., Светы О., Юрия Н., (ДОУ «Снегурочка» таблица 1) и Виктории М., Вероники Ш., Георгия О., Ирины П., Константина Г., Марии Л., Никиты О., Светы Д., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2) характерен высокий уровень воссоздающего воображения в изобразительной деятельности. При анализе рисунков этих детей ярко прослеживалось соответствие воссозданных образов и образам произведения (можно было легко определить, кто изображен на рисунке); воссоздаваемые образы отличались эмоциональной насыщенностью (яркие цвета, разнообразность деталей). 

Низкий уровень  развития воссоздающего воображения  в речевой деятельности диагностируется  у Анастасии А., Евгения З., Кристины Е., Марии Н., Светы О., Яны Я., (ДОУ  «Снегурочка», таблица 1) и Арины  М., Галины И., Елена З., Олега Ш., Руслана Л., Сергея К., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2); в изобразительной деятельности – у Анастасии А., Евгения З., Марии Н., Ольги Я., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1); Арины М., Галины И., Елены И., Елены З., Олега Ш., Татьяны П., (ДОУ «Гнездышко», таблица 2). Воссоздаваемые образы в обеих формах деятельности были ненасыщенны эмоционально; образы не соответствовали их аналогам в произведении, последовательность сюжета воспроизводилась неправильно; созданные образы отличались от образов в тексте; оценочное отношение не совпадало с той ролью, которую играет персонаж в сказке. 

Результаты выполнения методики, направленной на изучение общего уровня воссоздающего воображения  анализировалось по критериям содержания сказки и сюжету рисунка. 

Дети с высоким уровнем развития воссоздающего воображения (ДОУ «Снегурочка» - Виктор Р., Николай Ф., Римма Я., Борис К., Георгий О., Егор К., Мария Л.,) при выполнении методики рисовали и сочиняли одновременно. В рисунке, как правило, представляли сюжет, связанный с кульминацией или окончанием сказки. Рисунок и сказка детализированы, имеют композицию и определенную структуру. Персонажи и сюжет сказки не повторяют уже существующие. 

Дети с низким уровнем воссоздающего воображения (ДОУ «Снегурочка» - Анастасия А., Евгений З., Кристина Е., Мария Н., Ольга Я., Яна Я.,; ДОУ «Гнездышко» - Арина М., Галина И., Елена З., Михаил О., Олег Ш., Татьяна П.) при выполнении задания рисовали и рассказывали уже существующую, знакомую им сказку. При рисовании изображают отдельного героя. 

Анализ выполнения методик показывает, что для некоторых  детей выполнение второй методики оказалось  более сложным. Вероятно, это связано  с тем, что при выполнении данной методики необходимо задействовать  обе формы воссоздающего воображения: речевую и изобразительную. Кроме этого, необходимо создавать образы не на только что прослушанном материале, а создавать нечто новое и оригинальное. В тоже время, эту методику можно отнести именно на воссоздающее воображение, т.к. в большинстве случаев дети опирались на уже существующих сказочных героев (3 медведя, Красная шапочка, Незнайка, Золотая рыбка), изменяя и преобразуя сюжет самих сказок и добавляя новых героев. 

Проведем сопоставление  исследуемых групп дошкольников в зависимости от уровня развития воссоздающего воображения (рисунок 1). 
 
 
 

Рис. 1. Количество детей  с различными уровнями развития воссоздающего  воображения из ДОУ «Снегурочка  и ДОУ «Гнездышко» (в %) 
 

Отметим, что и  в обеих группах наблюдается  фактически одинаковое количество детей  с низким, средним и высоким уровнем развития воссоздающего воображения. Следовательно, мы можем говорить об однородности групп исследования до коррекционного воздействия по критерию уровня развития воссоздающего воображения. Следующая методика исследования была направлена на изучение оригинальности решения задач на изображение дошкольниками (творческое воображение). Ребенку необходимо было дополнить предложенные контуры рисунков так, чтобы получилась картинка, при этом оценивался уровень оригинальности и необычности образа. Результаты выполнения данного задания представлены в таблицах 3 и 4. По результатам выполнения методики коэффициент оригинальности был соотнесен с типами решения задач на воображения. По итогам все испытуемые были отнесены к трем группам. 
 

Таблица 3 Результаты исследования творческого воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка»№ 

Имя, Ф. 

Оригинальность решения  задач на изображение 
 
 

Тип 

Уровень 

Антон А. 

Средний 

Анастасия А. 

Низкий 

Андрей К. 

Средний 

Виктор Р. 

Высокий 

Дмитрий А. 

Средний 

Евгений З. 

Низкий 

Екатерина Г. 

Средний 

Земфира Я. 

Средний 

Кристина Е. 

Средний 

10 

Ксения М. 

Средний 

11 

Мария Н. 

Низкий 

12 

Николай Ф. 

Высокий 

13 

Ольга Я. 

Низкий 

14 

Полина Н. 

Средний 

15 

Римма Я. 

Средний 

16 

Света О. 

Средний 

17 

Сергей Н. 

Высокий 

18 

Тимофей О. 

Средний 

19 

Тимур И. 

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте