Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:53, дипломная работа
Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1 Воображение как процесс
1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников
3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
m1 - число рисунков
с необычным использованием
m2 – число оригинальных
элементов рисунка, необычных
форм их расположения (1 случай
– 3 балла):
О = S m1+ S m2
Тест 6. «Эскизы»
Задача: в каждом
квадрате теста даны одинаковые фигуры
– круги. Каждый круг надо превратить
в изображение предмета.
Инструкция: добавь
любые детали к основному изображению
так, чтобы получились различные
предметы.
Время выполнения: 5
минут.
Результаты теста
оцениваются следующим образом:
а) беглость (Б):
n1 –число категорий
рисунков (лица, животные и т. д.)
(1 категория – 1 балл);
n2 – число рисунков,
где не используется круг (1 рисунок
– 1 балл);
Б =Sn1 - Sn2;
б) оригинальность (О)
m1- число оригинальных
рисунков (1 рисунок – 5 баллов);
m2- число оригинальных
подходов к исполнению –
О = S m1+ S m2.
Тест 7. «Спрятанная
форма»
Задача: найти различные
фигуры в сложном, малоструктурированном
изображении.
Инструкция: найти
как можно больше знакомых предметов
на рисунке.
Время выполнения: 3
минуты.
Оцениваются суммарно
беглость (1 ответ – 1 балл) и оригинальность
(1 ответ – 4 балла).
5. Программа развития
креативности детей
Цель коррекционной
программы – развитие креативности, включающей
в себя следующие способности:
1. Беглость – это
способность быстро
2. Гибкость – это
способность применять
3. Оригинальность
– это способность создавать
умные, уникальные и необычные
идеи и решения.
4. Способность к
детальной разработке – это
способность расширять, развивать, приукрашивать
и подробно разрабатывать какие-либо идеи,
сюжеты и рисунки.
Упражнения и задания
программы классифицируются следующим
образом: 1) соответственно этим способностям:
2) согласно видам представленной в упражнениях
информации (образной, семантической и
символической).
Хотя многие упражнения
и задания данного программы
достаточно известны, ценность их состоит
в том, что они подобраны и построены таким
образом, что позволяет в совокупности
эффективно развивать креативность.
Упражнение 1. РАЗДУМЬЯ
О СЛОВАХ
Цели: Развитие способности
генерировать множество ответов. Осознание
детьми, что люди по - разному реагируют
на одну и ту же ситуацию.
Необходимо наглядно
показать детям, что одинаковые слова
могут вызывать у людей разные
мысли. Например, произнести слово «мягкий»
и попросить каждого ребенка
сказать, о чем он думает, когда
слышит это слово. Необходимо записать
эти ответы на доске. Затем сделать то
же самое со словами «красивый» и «быстрый»
и обратить внимание детей на то, что каждый
из них думает о разном, хотя слышит одно
и то же слово.
Дополнительные задания.
Раздайте детям
старые ненужные журналы (для этого понадобится
также клей и ножницы). Пусть дети найдут
и вырежут картинки, которые связаны у
них со словом «быстрый», наклеят их на
чистый лист. Можно также сделать общую
для всей группы «настенную фреску» из
картинок на тему какого – либо слова,
например, «город», «спорт» и т.д.
Упражнение 2. ОТ ТОЧКИ
К ТОЧКЕ
Цели: Развитие способности
творить и созидать, работая в
условиях значительных ограничений. Развитие
гибкости при работе с образной информацией.
В начале детям показывается,
каким образом можно рисовать точками
(на доске или на плакате). Затем к доске
или к плакату вызывается кто-либо из детей,
чтобы соединить точки. Спросить у всей
группы, что они видят, на что это похоже.
Вызовите одного
из добровольцев к доске или плакату.
Пусть он поставит руку с мелом на второй
точке верхней линии. Попросите его, чтобы
он сделал 10 (или меньше) линий, соединяя
точки. Когда ребенок закончит рисовать,
он может, если захочет, заштриховать часть
рисунка. Спросите группу, что они видят,
на что похож этот рисунок. Попросите детей
предложить какие-нибудь названия для
рисунка.
Повторите это упражнение,
вызвав другого ребенка. Скажите
ему, что он может начинать с любой
точки, и не ограничивайте его
числом линий. Придумайте название получившемуся
рисунку вместе с группой.
Упражнение 3. ИСТОРИИ
И СКАЗКИ
Цели: Развитие вербальной
беглости. Развитие способности придумывать
альтернативные окончания для историй
и сказок.
Напомните или расскажите
детям какую – нибудь сказку,
например, «Волк и семеро козлят». Спросите
их, нравится ли им концовка. Если нет,
то обсудите другие варианты концовки.
Что бы, например, могло случиться, если
бы к козлятам в то время приехал в гости
и отдыхал на печке их добрый знакомый
пес – волкодав, или если бы пара козлят
в совершенстве владела приемами каратэ,
или если бы один из козлят нашел волшебную
палочку. Попросите детей придумать счастливое,
грустное или забавное продолжение. Если
дети будут изменять и развивать идеи
друг друга, то поощряете их в этом.
Упражнение 4. НАСТРОЕНИЕ
Цели: Развитие способности
придумывать разные ответы. Осознание
дошкольниками того, что разные ситуации
могут создавать одно и тоже настроение.
Перед этим заданием
подберите и затем прочитайте
небольшую историю (например, из «Денискиных
рассказов» В. Драгунского) или стихотворение,
которые навевают определенное настроение.
Спросите у детей, какая это история –
веселая или грустная? Учтите, что, вполне
вероятно, история, которая кажется грустной
или веселой большинству, не покажется
такой каждому ребенку. Обсудите эту историю
или стихотворение, но позвольте каждому
ребенку решить, являются ли они грустными
или веселыми именно для него. Попросите
детей нарисовать все то, от чего они становятся
счастливыми или грустными.
Дополнительные задания
Детей можно попросить
придумать и показать пантомимы
на тему, что делает их счастливыми
или грустными, а другие в это
время пусть пытаются угадать, что
это такое. Если дошкольники захотят,
то они могут нарисовать (или написать
с помощью взрослых) целые истории
на эту тему.
Упражнение 5. ПРАЗДНИК
Цели: Развитие умения
создавать дополнительный смысл
имеющимся объектам путем разработки
деталей. Развитие символической беглости
и гибкости.
Спросите у детей,
в каких случаях на столах появляются
торты. Обсудите, каким образом украшают
торт ко Дню рождения. Напишите вместе
с ними на доске или на плакате праздники
и особые дни и даты, которые можно было
бы отпраздновать с тортом.
Чтобы дети начали предлагать
нестандартные идеи, спросите их, как
можно было бы отметить покупку щенка
и как украсить торт по этому знаменательному
случаю. Например, разместить на торте
«косточки», сделанные из леденцов.
Дополнительные задания
Выберите какой
– нибудь особенный для вашей
группы день. Раздайте детям нарезанные
кусочки хлеба или булки. Пусть дети разобьются
на группы, и каждой группе выдайте «съестной
материал» для украшений и инструменты
для придания им нужной формы.
Можно также попросить
детей украсить подарки, которые
они сделают для своих
Упражнение 6. РАССКАЗ
ПО КАРТИНКАМ
Цели: Развитие воображения
и вербальной оригинальности. Развитие
способности придумывать истории на основе
определенной последовательности рисунков.
Вырежьте и принесите
в группу забавный рисунок из странички
юмора любого подходящего журнала
или газеты. Увеличьте его с
помощью проектора или
Дополнительные задания
Сделайте альбом
для сочинения историй по юмористическим
картинкам, комиксам и т. п. (где нужно
закрасить или вырезать подписи). Каждый
ребенок может с помощью этих рисунков
придумывать свои оригинальные истории
и ознакомиться с историями, сочиненными
другими детьми. Этот альбом должен состоять
из нескольких больших листов – конвертов.
На лицевой стороне конверта наклеены
рисунки, а внутрь конверта дети могут
положить свой рассказ (сочиненный самостоятельно
или с помощью родителей) или достать оттуда
истории, сочиненные другими.
Когда кто – нибудь
пожелает написать историю (сам, с помощью
воспитателя или родителей), то он
выбирает понравившиеся ему рисунки и
придумывает рассказ. Если надо разрешите
дошкольнику взять конверт с рисунками
на день или два домой. По мере того как
коллекция начнет расти, просматривайте
содержимое конвертов и читайте все истории,
которые туда были положены детьми. помогите
детям осознать разнообразие историй,
их разнонаправленность.
Можно также взять
юмористическую историю из трех картинок,
наклеить их на три различных листка
и попросить детей сочинить по
ним рассказ. Затем поменяйте порядок
картинок, чтобы получилось уже как бы
другая история, и попросите детей сочинить
новый рассказ.
Упражнение 7. НАРИСУЙ
ЛИЦА
Цели: Развитие умения
создавать имеющие смысл
Вырежьте из старых
журналов рисунки и фотографии людей
с разными настроениями. Покажите
эти картинки группе. Разместив их
на ватмане. Спросите, какие они, эти
лица: счастливые или грустные, и
т. д. Покажите лицо с веселым выражением.
Спросите детей, как и что нужно изменить
на картинке, чтобы превратить это лицо
в грустное. Подчеркните, что глаза и брови
так же хорошо, как и контуры рта, могут
передавать настроение человека.
Напишите на листке
бумаги (или на доске) слова «веселый»,
«сердитый», «грустный». Вызовите одного
из детей и попросите его встать перед
группой, взять в руки лист с надписью
«веселый» и изобразить веселое настроение.
Вызовите других детей и попросите их
изобразить другие настроения. Если в
группе есть зеркало, то дайте возможность
детям посмотреть на выражение своих лиц,
когда они хотят продемонстрировать, то
или иное настроение. Подчеркните, что
разные дети могут использовать разные
способы изображения настроения.
Дополнительные задания
Можно поиграть с
детьми в игру, где один из них будет изображать
то или иное настроение, а остальные попробуют
догадаться, что он изображает.
Упражнение 8. О ЧЕМ
ТЫ ДУМАЕШЬ?
Цели: Развитие образной
беглости и гибкости. Осознание детьми
того, что одно и то же событие
может иметь разные значения для людей.
Попросите каждого
ребенка представить, что сейчас
на улице солнечный день того времени
года, которое ему больше всего
нравится, и любой час дня, который
он предпочитает. Когда дети все
это представят, пусть возьмут
листы бумаги и напишут или нарисуют
на них то, что они хотели бы делать в это
воображаемое время.
Дополнительные задания
Обсудите с детьми,
как они чувствуют себя в солнечный
день и в дождливый день. Дети
увидят, что, возможно, не все чувствуют
себя радостно и весело в солнечный
день и грустно в дождливый.
Попробуйте сыграть
всей группой в то, что предложено
кем – то из детей в рисунках.
Например, если сейчас стоит солнечный
день, а Дима нарисовал на своем
рисунке игру в футбол, то пусть
группа сыграет в футбол.
Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте