Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.
Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15
Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59
Русская гладь
Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Многотонная гладь
Обычно вышивают
растительный орнамент, эту вышивку
рекомендуется выполнять в
Декоративные сетки дополняют и украшают узоры «верхошва». Выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров. Контур сетки обшивается стебельчатым швом или закрывается стежками цветка. Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор.
ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ С НАСТИЛОМ
Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была более высокой, выпуклой.
Одной из разновидностей этой техники является белая гладь.
Белая гладь с настилом (бельевая)
Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белями нитками по белому льняному полотну постельное и столовое бельё. Отсюда и пошло её название «бельевая гладь». Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть её «белой гладью», «высокой» или «бродери».
Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперёд иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и настилают гладь в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки – мулине или шёлк. Вышивают на тонких тканях – батисте, маркизете, крепдешине и других.
Чтобы научиться вышивать бельевой гладью, надо ознакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки.
«Шнурочек» (а). Используется для оформления одежды. Выполняется стежками двусторонней глади, слева направо.
«Узелки» (б). Обшитая ровным гладьевым или стебельчатым швом форма заполняется следующим образом: рабочая нитка, появляясь на поверхности, накручивается на иглу один или два раза и возвращается обратно к тому месту, откуда вышла. При вкалывании иглы узелок надо придерживать пальцем, пока рабочая нитка притянет его к материи. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев.
«Горошинки» или «пышечки» (в). Начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку горошинки, а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и с другой стороны. Контур обшивается швом «вперёд иголку», делается настил, затем вышивается гладь.
«Листик» или «лапочки» (г). Контур рисунка обшивается швом «вперёд иголку», затем делается настил. Настил кладётся вдоль листика, а сверху накладывают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в противоположном настилу направлении.
«Цветочек» (д). Сначала выполняется дырочка, затем обшивается контур цветка, делается настил и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.
«Листик в раскол» (е). Раскол – это значит, что листик делится на две части. Начинают листик, как обычно: намётывают край, кладут настил, но на месте, где должен быть раскол, делают два параллельных стежка. Сначала гладью заполняют целую часть листика, а, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, вкалывая иглу между параллельными стежками. После того как одна сторона вышита, переходят ко второй.
«Дырочки» прокалывают толстой штопальной иглой и обмётывают тонкой катушечной ниткой.
«Россыпь». Делается мелкими стежками «назад иголку». Как узелки, так и россыпь заполняют форму, начиная от краёв, параллельно очертаниям.
«Косая гладь» (а, б) предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров.
«Резаный листик» (в) выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом насыпью. Контур половинки, вышитой гладью, обшивают шнурочком, строчкой или стебельчатым швом.
Подкладной шов или «восьмерка»
«Фестоны» (д) вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. Фестоны в зависимости от назначения изделия делают круглыми, острыми, зубчатыми.
«Ажурные сетки» (е) применяются для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
«Прорезная гладь» – сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочки», «калачик», «листик», «спецнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходима тонкая и прочная ткань, лучше льняная, а нитки мулине.
Сначала обводят контур швом «вперёд иголку», затем делают надрез вдоль листка и обшивают так: игла выходит с изнанки из разреза, а с лицевой стороны вкладывается в материал, получается узкий шов «закрутка».
Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной намётки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один - два ряда стежками шва «вперёд иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком, в 1-2 миллиметра шириной.
При вышивании «дырочек» диаметром до 10 миллиметров в центре её острыми концами ножниц разрезают ткань навкрест (а). С помощью иглы подгибают ткань на изнанку (по намётке) и обшивают через край гладьевым шнурком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
При выполнении «калачика» (б) его контура обшивают в 2-3 раза. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
«Листик», или «челнок» (в), обшивается шнурочком по контру, под который забирается разрезанная ткань.
ВЫШИВКА КРЕСТОМ
Техника вышивания «крестом», или «крестиком», и «полукрестом» - одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но большего распространения достигла во второй половине прошлого столетия.
Шов “крест” появился в русской народной вышивке под влиянием городских печатных картинок во второй половине XIX века. В наше время этими швами украшают детскую одежду, женские платья и блузки, салфетки, скатерти, вышивают ковры и панно, сумки, диванные подушки и другие изделия.
Шов выполняется по счёту нитей ткани или по специально изготовленной канве и по контурам, обозначенными точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному крестику. Во время работы необходимо следить за одинаковым направлением верхних стежков. Чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка.
“Крест” состоит из двух перекрещивающихся стежков, расположенных под прямым углом друг к другу.
Бывает «крест» двусторонний и
Наиболее распространена более лёгкая вышивка односторонним “крестом”. При её выполнении существует основное правило – все верхние стежки крестиков должны быть параллельны друг другу. Кроме того, изнаночная сторона вышивки должна быть такой же аккуратной, как и лицевая, поэтому и стежки на изнанке так же должны быть направлены в одну сторону. Особенно это важно при изготовлении скатертей, столешниц, салфеток или элементов одежды.
Приступая к вышивке, не беритесь сразу за большие и сложные работы, для начала взять маленькую картинку и на ней освоить тонкости техники вышивания крестом.
Шов «полукрест» или «роспись»
Сначала швом вперёд иголку слева направо обводят контур узора и мелкие детали на внешней стороне контура. Затем обратным ходом выполняют детали узора, расположенные внутри контура.
К разновидностям «полукреста» относятся ломаные линии – пилочка, кривулька, лапки, кустики, чешуйка клетка, шашечка и др.
Ажурный, кружевной
узор из тонких, идущих в разных направлениях
линий применяется для обводки
контура узоров, служит дополнением
к основному узору и
На основе шва
«роспись» создано много
«Пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода, так и одним ходом. Она может быть в один, два или три ряда.
Шов «мудрёный» выполняется стежками полукреста. В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.
Последовательность исполнения показана цифрами.
«Косой крест» выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях (а, б) в два приёма в народных вышивках и в один приём в современных (в, г).
Крест «разреженный», или «через один», был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия. Ажурные узоры, вышитые чёрными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка», или «фальшивое кружево».
Выполняется в два способа: в один приём и в два приёма (а, б). Второй способ двусторонний и применяется в вышивке на прозрачных тканях (в блузках) и на рушниках, занавесках.
Крест двухрядный представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке. Примеряется в оформлении краёв изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнить узор в сочетании с другими швами.
Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных (горизонтального и вертикального) стежков. Вышивается в один и два приёма, применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом.
Двойной крест или Болгарский состоит из четырёх перекрещивающихся стежков – двух по диагонали и двух по основе и утку. Делают каждый крестик полностью. Сначала обыкновенный крестик, затем после второго стежка иглу вкалывают на середину между двух верхних проколов, делают долевой стежок сверху вниз и также поперечный слева направо.
Применяют в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.
Косичка, Разновидность шва «косой крест» является дополнением к другим счётным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают «косичку» слева направо из разносторонних или удлинённых крестиков. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла кладут направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (а, б). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины (в, г).
Плетёнка (д) выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины и применяется как дополнение к другим швам.
Вышивки крестом и полукрестом очень популярны у многих народов. Варианты этих швов используются в декоративном оформлении предметов быта.
Вышивка крестом очень популярна и сейчас. Ею украшают одежду и предметы быта, применяя старинные, традиционные и новые, современные узоры.
Иглы
В зависимости от вида ткани для ручной вышивки применяются разные виды игл.
Иглы для вышивания по редким тканям (редина, художественный холст, рогожка и др.) можно применять специальные для штопки и вышивальные N 1 и 2. Они средней длины с большими ушками. Считать и отделять нити ткани такими иглани очень удобно. Для вышивания на тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) лучше использовать тонкие иглы, так как толстые в местах проколов будут оставлять отверстия.
Напёрсток
Напесток применяется только при ручном вышивании для проталкивания иглы через ткань. Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от проколов иглой, помогает делать твердые и четкие проколы ткани. Наперсток может быть металлический или пастмассовый, но обязательно должен быть подобран по размеру пальца (не сдавливать и не спадать с него).
Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства