Восприятие вышивки как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.

Содержание работы

Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15

Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

В XIII в. в Англии была популярна  роскошная вышивка серебром, золотом  и шелком с изображениями переплетающихся  растительных узоров. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна  вышивка «белым по белому», появившаяся  в XIII-XIV вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в XV-XVI вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивка крючком).

В эпоху Возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо  Медичи, дан был такой сильный  толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими  достигла совершенства. В этот период вышивка отличается высоким техническим  совершенством и художественной тонкостью. Картины для вышивки  выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли, Рафаэль и др.).

Во Фландрии появляются вышитые  алтарные пелены с заключёнными в  широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка  сближается с алтарным образом, со станковой  картиной. В эпоху барокко и  раннего классицизма сюжетная вышивка  всё чаще имитирует шпалеры или  гротесковые настенные росписи  дворцов, и, хотя в этот период создаются  такие первоклассные ансамбли вышивки, как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме, вышивка  ¬постепенно деградирует, становясь к середине XIX в. главным  образом средством воспроизведения  популярных картин.

Достижения сюжетной Вышивки  быстро усваивались и перерабатывались в узорной Вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в XVII-XVIII вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной вышивки, которая  вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и  поддавалось переработке в близком  им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для  народного искусства этих стран  узоры стали с XVIII в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому», а в скандинавских странах, кроме  того, в технике, навеянной английским церковным шитьём XVI в. и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити.

Сначала узоры для вышивки  переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко  представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более доступными, они собирались и издавались в  специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан  был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти. В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. В вышивке появляются растительные орнаменты - ритмическое чередование элементов или группы элементов. Особенно широко орнаменты используются для украшения одежды, белья, скатертей, салфеток и т.п.

 

Вышивки каждого народа имеют  свои национальные особенности, свои характерные  узоры, в которых отражаются представления  народа об окружающем его мире, природе, и проявляются его художественные вкусы.

 

История художественной вышивки России

 

В истории России известно много археологических доказательств  давности и распространенности народного  обычая вышивать одежду. При раскопках алтайских курганов были найдены хорошо сохранившиеся вышитые изделия, относящиеся к IV-III вв. до н.э. В скифских захоронениях на  ¬территории Северного Кавказа обнаружены остатки вышитой шерстяными и металлическими нитями одежды изготовленной на 2 века раньше.1В Черкасской области был найден клад, датированный VI ст. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, - так одевались крестьяне. Еще один исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X ст. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки  очень высоко ценилось. Археологические  раскопки подтверждают широкое распространение  вышивки в древнем Киеве: на фибулах  и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в  Андреевском монастыре, школу, где  молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

При раскопках во Владимирской области обнаружены вышивки X-XI в. В  Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.

Творческое общение с  другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Руси. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с XII в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Но в своей основе вышивка оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт  ¬ сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, который пребывал в 1412 и 1421 гг. на территории Руси, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканный орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.

Традиции вышивального искусства  постоянно развивались, в XIV-XVII веках  вышивка приобретает ещё более  широкое распространение в украшении  костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании  с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей  и бояр. Для шитья XIV-XVII вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова - Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Арабский путешественник и писатель Павел Алеппский, который в 1654 и 1656 гг. ехал в Москву и обратно, описывал историю, где у дочерей уманских мещан и киевских вельмож головные уборы расшиты золотой ниткой.

Ранее вышивание было в  основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. C XVII в. этот вид рукоделия входит в  разряд  ¬обязательных занятий  крестьянских девушек. Приёмы древнерусского шитья золотом и жемчугом на церковных  облачениях начинают с XVIII в. применяться  в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок.

В условиях патриархального  уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство  вещей домашнего обихода изготовлялось  преимущественно хозяином и его  семьей. Почти в каждом доме ткали  полотно и шили из него одежду, украшая  ее вышивкой.

На Руси издревле вышивка  была одним из самых любимых и  распространенных видов народно-прикладного  творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.

В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные  покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели  новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и  иконы. Особенно ценными считались  изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу  несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось  идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

 

Каждая вышивка имела  свое назначение. Вышивки на рубахах  располагалась на местах соприкосновения  тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого  ¬смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

В деревнях женщины украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать заcтилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца - "убрусы", так же их вешали на окна и божницу.

Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они  щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Одежда была своеобразной характеристикой  уменья девушки, ее трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Конечно, не все  девушки в то время имели возможность  приобретать одежду из тонкого полотна; бедные одевались в сорочки из грубого полотна, по украшению их одежда уступала одежде более богатых.

Домашняя вышивка в  русской деревне была всецело  женским делом. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством своих  матерей начинали постигать это  рукоделие. Они с детства уже  готовили себе приданое к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные  подарки для родственников и  гостей жениха. Накануне свадьбы при  всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного, это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.

Постепенно домашнее рукоделие  перешло в ремесло. Вышитые изделия  продавались на ярмарках, создавались  мастерские, где вышитое изделие  можно было заказать. Так вышивка  разделилась на крестьянскую (народную) и ¬городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера – вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам - сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.

Народная вышивка, в отличие  от городской, была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.  В процессе работы мастерицы отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.

В XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но частично шли и на продажу.

Вышивкой занимались женщины  всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно  было увидеть пяльцы с начатой  работой. Во всех институтах, пансионатах  и сиротских заведениях девочек  обучали навыкам шитья, так как  рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли  получать заказы на работу. В XIX в., создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. «Писать» в древности  означало «украшать» и «изображать». В языке народной вышивки, кроме  орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет  ¬воспринимался как символ света и неба, означал  «светить», «сиять», «блестеть». Красный  цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом (например, красный угол). В старину  верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали  его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых  выезжает Солнце.

Относительное постоянство  основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления  в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного  или религиозного искусства, Но эти  новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству  страны, и органически включались в традиционные композиции.

Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства