Восприятие вышивки как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.

Содержание работы

Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15

Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

Ножницы

Должны быть маленького размера с загнутыми концами. Они служат для отрезания рабочей от вышиваемого изделия. Необходимы также Большие ножницы с прямыми концами для обработки края изделия, разрезания ткани, мотков ниток.

 

Пяльцы

 Большинство  рукодельных работ выполняются  в пяльцах. Они значительно  облегчают работу и улучшают  ее качество. Основное назначение  пяльцев - это держать материал  в натянутом состоянии. Они  могут быть круглыми и квадратными.  Первые обычно употребляются  для мелких работ и для вышивки  на машине, вторые - для больших.  Круглые пяльцы состоят из  двух обручей - большего и меньшего (меньший должен свободно входить  в больший).

Натянуть материал на круглые пяльца очень просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большое кольцо, нажимают, и ткань натянута. При запяливании ткани в круглые пяльца надо следить за тем, чтобы материал натянулся туго,  для этого меньшее кольцо рекомендуется обертывать узкой полоской марли или мягкой ткани. Удобно для работы иметь несколько пялец разных диаметров.

В настоящее время  в продаже есть деревянные, металлические  и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими  считаются деревянные пяльца, т. к. металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при упоре (закреплении) и на ткани после запяливания остаются темные круги, а пластмассовые непрочны.

 

Уменьшение (увеличение) рисунка

 Если размер  вышиваемого изделия больше или  меньше понравившегося Вам рисунка,  его приходится увеличивать или  уменьшать. Сделать это можно  следующим образом. Нужный рисунок  расчерчивают на равные квадраты. Чем меньше квадраты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже уменьшенное или увеличенное в нужное число раз (в два, три, четыре раза).

В полученные клетки переносят линии соответствующих  клеток оригинала. При аккуратной работе получается точная (уменьшенная или  увеличенная) копия рисунка. Очень  важно при этом приеме увеличения или уменьшения рисунка вычерчивать  точные квадраты-клеточки, иначе контуры  рисунка узора будут 

искажены.

 

Перевод рисунка на ткань

Каждая работа требует  предварительной подготовки, и чем  аккуратнее эта подготовка, тем лучше  работа, тем она точнее и красивее. Для вышивки прежде всего надо уметь переводить рисунок на материю, уметь скопировать его, уметь увеличивать и уменьшать соответственно размеру вышиваемого изделия.

 

Перевод рисунка на бумагу

На рисунок накладывают  тонкую бумагу и прикрепляют все  это булавками или кнопками к  гладкой доске (или к столу) с  четырех сторон. Затем обводят  не слишком острым карандашом контуры  рисунка.

Вместо тонкой бумаги можно взять лист обыкновенной писчей бумаги, смазать его растительным маслом и дать бумаге немного просохнуть, стерев излишек масла тряпочкой. Такой бумагой можно пользоваться для перевода рисунка.

 

Перевод рисунка на прозрачную ткань

На легкие прозрачные и полупрозрачные материалы рисунок  можно переводить следующим образом. Прежде всего обвести тушью все контуры рисунка, затем приметать рисунок к изнанке ткани и прикрепить ткань вместе с рисунком к доске кнопками. После этого развести в блюдце немного темной краски индиго, подбавив в нее щепотку сахарного песку и столько же гуммиарабика (в мелком порошке, как и индиго).

Полученной смесью обвести тонким пером или очень  тонкой кисточкой весь контур рисунка, просвечивающего с лица материи. Делать это надо очень внимательно  и осторожно, чтобы краска не расплывалась и не испортила ткани (хотя при  стирке от такой краски не остается и следа).

 

Перевод рисунка на ткань через  копировальную бумагу

Самый распространенный способ перевода рисунка на ткань—это  перевод через копировальную  бумагу.

На гладкую деревянную доску (или на стол) кладут материю, затем копировальную бумагу, а  сверху—рисунок, все это прикрепляют  к доске кнопками и затем аккуратно, не слишком острым карандашом, обводят  контуры рисунка. При этом не следует  сильно опираться рукой на переводимый  рисунок во избежание образования  на ткани пятен от копировальной  бумаги.

 

Перевод рисунка на ткань посредством  прокалывания контура

Рисунок переводят  на лист белой бумаги. Затем кладут бумагу на стол, покрытый сукном (или  каким-либо мягким материалом), и аккуратно  прокалывают иголкой или булавкой дырочки по всему контуру переведенного  рисунка. Под рисунок перед прокалыванием  можно положить несколько листов бумаги, и тогда получится несколько  экземпляров рисунка. Все прокалываемые  дырочки должны быть по возможности  на равном расстоянии одна от другой. Когда  рисунок переведен, его протирают  с обратной стороны наждачной  бумагой, чтобы уничтожить выпуклости от проколов. Затем полученный рисунок  кладут поверх материи и посредством  куска ваты, сукна или шерсти наносят  на рисунок порошок: толченый уголь (для светлых тканей) или мел (для  темных); порошок сквозь дырочки  в бумаге попадает на материю. Сняв рисунок, по образовавшимся точкам прорисовывают  контур узора.

 

Прометка рисунка через папиросную бумагу

Для перевода рисунка  на шерстяные и блестящие шелковые ткани можно указать еще следующий  простой прием. Рисунок переводят  на тонкую папиросную бумагу, приметывают  ее к материи и аккуратно прошивают  все контуры мелкими, частыми  стежками, захватывая материю. Затем  бумагу обрывают и получают на материи  прометанный рисунок; по окончании  вышивки нитки наметки выдергивают.

 

Увеличение и уменьшение рисунка

Иногда требуется  увеличить или уменьшить рисунок, приспособляясь к размеру куска  материи. Для этого берут лист разлинованной на квадраты бумаги (или  сами разлиновывают ее) и переводят  на эту бумагу нужный рисунок. Затем  берут другой лист бумаги и также  разлиновывают ее на квадраты, но здесь  квадраты должны быть уменьшены или  увеличены, смотря по заданию, например, на 1/3, на 1/4 или на 1/2 против квадратов  на первом листе. Сторона квадрата, равная 18 мм, при уменьшении на 1/3 будет  равна 12 мм, при увеличении же на 1/3 — 24 мм. Затем рисунок перерисовывают квадрат за квадратом, уменьшая или  увеличивая линии, смотря по заданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Вышивка является одним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в  котором изображение выполняется  с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

Вышивка - это искусство  украшения ткани стежками, которые  обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими  материалами, развивая и совершенствуя  свое искусство, черпая вдохновение  в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить  память о событиях частной или  общественной жизни, для выражения  разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или  восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного  золотого шитья накапливались с  течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё - лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сохранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Уникальные вышитые изделия  часто экспонируются в выставочных  залах, музеях и являются ярким доказательством  творческого потенциала народа.   Ознакомиться с коллекциями народного  искусства вышивки можно в  художественных и краеведческих  музеях нашей страны: например, Государственном  Историческом музее и Музее народного  искусства  в Москве, Государственном  музее этнографии и Государственном  Русском музее в Санкт-Петербурге,  Историко-художественном музее-заповеднике  Сергиева Посада и других. Сравнивая  современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

Как уже говорилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства  России. Продолжая исторически сложившиеся  виды традиционного мастерства, вышивка  развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого  промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой  интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства  делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.

 

                                            Список литературы

1. Арнхейм P. Искусство и визуальное восприятие. M.: Прогресс, 1974.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.

3. Беджанов Ю. К. Народное декоративно-прикладное искусство, 1993. —35 с.

4. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977

5. Вышивка: история и современность - http://www.myjane.ru/

6. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М., 1974, 28

7. Выготский JI.С. Педагогическая психология. М., 1996.

8. Галерея вышитых работ http://www.catty.ru/index_.php?form=left&href=30

9. Даглдиян. Декоративная композиция. Ростов-на-Дону.1. Феникс».2008.. 10.Декоративное искусство СССР. 1958. №1

11. Декоративное искусство. М.: Академия художеств СССР. 1972.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000. —440 с.

13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. -Мн.: Харвест, 2004. 576с. -Библиотека практической психологии. 229-230, 401, 402, 403.с.

14. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности М., 1959.

15. Кошелева C.B. Педагогическая психология, СПб,2005. 21 с.

16. Краткий психологический словарь. /Ред. — сост. Л. А. Картенко. Под общей ред.А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону. 1998.-366-367 с.

17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения . М., 1983.

18. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. док. психол. наук. М., 1994.

19. Общая психология: Курс лекций/ Сост. Е.И.Рогов. М., 1995. - 448 с.

20. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К. В. Сельченок. Мн., 1999.

21. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К.В.Сельченок. -Мн.:Харвест, 1999. 752 е.

22. Рогов Е.И. Общая психология. Ростов-на-Дрну, 1997. 355 с.

23. Символы и цвета в вышивке. - http://koluba04.com.ua/?q=node/10

 

 


Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства