Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.
Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15
Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59
Первый план настраивает воспринимающего на художественное про изведение как на своеобразную действительность. И чем сильнее выражена эта установка, тем ярче эмоциональная отзывчивость, тем активнее его сопереживание и соучастие в той жизненной коллизии, которую показал автор, тем очевиднее его «перенесение» в мир, показанный художником.
Полноценное действие второго плана, очевидно, связано прежде всего с уровнем эстетической грамотности воспринимающего, с запасом теоретико-искусствоведческих знаний и представлений об искусстве как особой форме художественного видения мира.
Если перестает действовать первый план, то видение воспринимающего теряет свою «стереоскопичность» и становится догматическим представлением о художественном объекте, начисто лишенным живого эстетического чувства. Отсутствие в эстетическом сознании индивида второго плана делает его эмпиричным, наивно-инфантильным, лишающим субъекта представлений об особой и сложной специфике искусства.
Художественное восприятие художественного произведения возможно лишь при условии одновременного действия двух планов. Создается тот объем видения, в котором только и возникает художественный эффект. Как только эта стереоскопичность видения разрушается и установка сознания становится «монокулярной», отношение к произведению искусства «вырождается» и теряет свою специфику.
Изучение художественного восприятия в нашем исследовании осуществлялось с помощью оригинальной методики, позволяющей экспериментально провоцировать работу основных его механизмов. Эту методику мы условно обозначили как «тест- корни».
Она состояла из набора шести
предметов различной
В представлениях многих художников, писателей, поэтов и ученых так называемые «корни» являются произведениями искусства или во всяком случае очень близким аналогом искусства. Хрестоматиен пример великого Леонардо да Винчи, который предлагал своим ученикам подолгу рассматривать пятна, выступающие от сырости на церковных стенах…
Широко известно высказывание ученого Р. Якобсона о художественной специфике рассматривания очертаний движущихся облаков, пятен, клякс, сломанных корней и веток, которые интерпретируются воспринимающим как изображения живых существ, пейзажей или натюрмортов, как произведения изобразительного искусства.
Французский поэт Поль Валери указывал на то, что имеются формы, вылепленные из песка, у которых совершенно невозможно выделить структуры, созданные человеком и морем. Французский ученый Л. Моль высказывает следующее предположение: «… степень ослабления эстетического восприятия не пропорциональна количеству разрушенных элементов соответствующего сообщения. Она определяется сложными законами, которые различны для сообщений различной природы от пятен Роршаха до скульптур, например, египетского сфинкса, черты которых разрушены временем».
Известный советский артист С. В. Образцов утверждает, что корни деревьев, сломанные ветки, узоры кристаллов на мраморных глыбах, наконец, сами каменные глыбы, «обработанные» природой, являются произведениями искусства, естественно, в восприятии людей с развитым художественным восприятием искусства. Он пишет: «Удивительными произведениями природы китайцы наслаждаются как произведениями искусства.
И наконец, известнейший у нас и за рубежом искусствовед Н. А, Дмитриева утверждает вслед за С. В. Образцовым, что нерукотворные произведения природы являются произведениями искусства в восприятии художественно развитых людей.
Художественный образ восприятия является «единицей», концентрирующей в себе все основные свойства отношения личности к искусству: в ней имеются так называемые диспозиционные компоненты: эмоциональность, активность и адекватность отношения; перцептивное «ядро», включающее «составные» художественного образа, и критерии оценки художественного объекта: эстетические, эмоционально- эстетические п эмоциональные.
В процессе восприятия человек познает предметы и явления окружающего мира в целом.
«В формировании целостного образа предмета решающая роль принадлежит устойчивому взаимодействию различных анализаторов, складывающемуся в процессе познавательной деятельности человека путем образования систем условных рефлекторных связей.
...Образ есть совокупность
последовательно совершающихся
и друг с другом
Построение... зрительного образа... можно сравнить... с построением изображения в телевизоре, когда электронный луч, обегая изображение, последовательно посылает электрические импульсы». (Е. В. Шорохова, В. М. Каганов, Философские проблемы психологии. В кн. «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», М, изд-во АН СССР, 1963, стр. 82.)
Для процесса восприятия характерна непрерывная связь, непрерывное взаимодействие анализаторов с раздражителями, непрерывная связь психического отражения с отражаемым предметом. Важную роль в этом процессе играет обратная связь.
Восприятие обычно носит сложный целостный характер.
В процессе восприятия отражаются предметы внешнего мира во всем многообразии их сторон и свойств. Даже отдельные изолированные предметы чаще всего воспринимаются на каком-либо фоне. Можно сказать, что восприятие отражает кусочек большой и сложной картины внешнего мира.
Описание картин природы нашими великими писателями А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, И. А. Тургеневым, Л. Н. Толстым показывает большую сложность ощущений, которые создают яркий образ восприятия раннего утра, летней ночи и т.п.
Восприятие не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами, или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда связано с прошлым опытом человека вообще, опытом восприятий в частности.
Большую роль играет в процессе восприятия узнавание, без узнавания фактически нет самого восприятия. В процессе узнавания (по И. М. Сеченову) человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним.
Пример: из-за поворота дороги выезжает автомашина. Мальчик кричит:
— Машина, машина!..
— Это «Москвич»!..
— Это наш «Москвич»! Папа приехал!
В некоторых случаях процесс узнавания возникает не мгновенно и человеку приходится присматриваться или прислушиваться для получения новых сведений от воспринимаемого.
В тех случаях, когда предмет
не узнается, процесс восприятия имеет
незаконченный характер. В этих случаях
человек ставит вопрос для более
или менее точного определения
того, что находится перед ним,
он строит различные предположения,
сравнивает воспринимаемый предмет
с целым рядом знакомых ему
ранее предметов. Сравнение неизвестного
с известным при наличии
Учащиеся IV класса в обвале крутого берега реки нашли топор каменного века. Никто из этих ребят никогда не видел такого предмета, а поэтому дети не могли узнать его.
Разгорелся горячий спор: «Это обыкновенный камень, который обточила вода».— «А почему там такая кругленькая дырка»?— «Кто эту дырку сделал?» —«Дырку сделали капли воды, которые долго капали в одно место». Для доказательства, что это простой камень, обработанный водой, дети стали искать в песке и глине похожие камни и сравнивать их с топором. Так учащиеся и не сумели разобраться в том, что перед ними находится продукт человеческого труда и орудие этого труда.
Прошлый опыт восприятий человека, знание воспринимаемых предметов направляют деятельность органов чувств (глаза, уха) на то, чтобы увидеть (или услышать) в воспринимаемом предмете уже известное, знакомое. Этим объясняется избирательность восприятия.
Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает; он не замечает те детали в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Это создает «индивидуальный подход» человека к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем прежде всего красоту людей, природы, формы линий и краски, композитор — красоту звуков, ботаник — особенности строения растений, инженер-конструктор — механические и физические закономерности и т. д.
Избирательность восприятия часто определяется тем, на что человек обращает свое внимание, что является «фигурой» в восприятии, а что «фоном», т. е. что является основным в восприятии человека в данный момент, а что — второстепенным.
Разговаривая на многолюдной улице со своим другом, вы видите в толпе только своего собеседника, а вся масса людей является для вас только фоном. Если же в толпе возникает какое-либо особое событие, то ваше внимание переключается, и вы уже меньше воспринимаете собеседника, а больше — окружающих.
Восприятие может определяться и характером деятельности человека, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: «Здесь все зависит от того, чему служит это восприятие. Я воспринимаю апельсин по одному, когда я покупаю его, по-другому, когда я ем его и по-третьему, когда я его рисую».
Установлено, что, выполняя рисунок с натуры карандашом, художник всю натуру видит с точки зрения ее изображения карандашом, не обращая никакого внимания на цвет и, наоборот, живописное изображение всегда требует анализа главным образом цвета натуры в процессе восприятия.
Учащиеся младшего школьного возраста лучше замечают яркие цветные пятна, ярко окрашенные предметы, большие предметы среди маленьких. Они лучше видят подвижные предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый учителем на доске, воспринимается младшими школьниками полнее и совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося, а тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается полнее. Разнообразные практические занятия на уроках труда всегда ведут к более глубокому восприятию, а следовательно, и познанию предметов и явлений.
Воспринимая предмет или явление, человек обычно одновременно осмысливает его, он сразу же («мысленно») относит его к определенной категории предметов, высказывает о нем те или иные суждения. Включение словесно-мыслительной деятельности в процесс восприятия содействует более полному и всестороннему познанию предмета восприятия.
Восприятие надо рассматривать как процесс, а не как законченную картину. Течение процесса восприятия можно представить себе так: «Что-то неясно вижу. Это картина... на картине изображены люди... они окружают стол, на котором кто-то пишет.., им весело, они смеются ...они одеты в старинные украинские костюмы ...это запорожцы пишут письмо турецкому султану. Картина Репина». (Протокольная запись процесса восприятия, специально очень замедленного одним экспериментальным приспособлением.) На этом примере мы видим постепенность развертывания процесса восприятия. Вначале — иррадиация — очень разлитое и смутное восприятие, потом концентрация — более четкое, но нерасчленное восприятие и, наконец, дифференциация — уточненное восприятие.
И. М. Сеченов различал два
вида восприятия — восприятие как
реакция схватывания и
Реакция схватывания направлена на то, чтобы только узнать предмет или определить какое-то его качество. Например, при переходе через улицу мы схватываем глазом («узнаем») бегущий на нас автомобиль, мгновенно определяем его расстояние от нас. Эти сведения о внешнем мире нам нужны для текущей ориентировки и дают об окружающем только самые отрывочные, неполные знания. Схватывающее восприятие преобладает у детей дошкольного возраста и у учащихся I—II классов.
Восприятие как реакция детального видения наблюдается при глубоком изучении, познании предметов окружающего нас мира. Реакция детального видения необходима для восприятия предмета с целью его изображения в рисунке или скульптуре, для восприятия плана или чертежа, по которым будет создаваться та или иная вещь.
Восприятие как реакция детального видения теснейшим образом связано с процессами мышления, т. е. процессами анализа и синтеза, со второй сигнальной системой, и является подлинно человеческим восприятием окружающего нас мира.
Особенности восприятия определяются
состоянием личности, которая воспринимает.
В состоянии эмоционального подъема,
радостного переживания у ребенка
восприятие обострено. Огорчение «застилает»
уши и глаза — ребенок ничего
не слышит и не видит. Общеизвестно,
что эмоционально-
Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства