Восприятие вышивки как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.

Содержание работы

Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15

Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами  роспись и набор. В некоторых  районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные  мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др. Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с «отметками», то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название «репей» или «орепей». Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Фон просматривается, как и сам  орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент. В южных районах её применяли  главным образом для украшения  женской одежды и полотенец.

Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской  полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, «косичка», «козлик», крест, счетная гладь, мережки.

В настоящее время русская  народная вышивка во многом утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.

 

Таким образом, вышивка - это  украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами  или сюжетными рисунками при  помощи нитей (шелковых лент, бисера и  других материалов) и иглы (вышивальной  машины). В разные времена, в зависимости  от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С  усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство  вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов. Но несмотря на огромное многообразие мотивов, стилей и техник, постоянным остается требование к знаниям основных швов и приемов вышивки, которые так или иначе лежат в основе всех известных техник с небольшими изменениями, а также знание современных материалов и тканей, используемых современными техниками вышивания.

Вышивка выполняется ручным и машинным способом. Особым видом  вышивки является аппликация, в которой  узоры образуются наложением кусочков цветной ткани или кожи и закреплением их на основном материале (фоне) петельным  или гладьевым швом, а иногда шнуром. Огромный интерес  ¬вызывает техника вышивки шелковыми лентами, бисером, золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями, смешанными техниками и др.

Далее рассмотрим приемы ручной и машинной вышивки, золотого шитья.

Ручная вышивка

Ручная вышивка производится на пяльцах (прямоугольных с подставкой или круглых). Для вышивания используют иглы, ножницы, проколки, наперсток, крючок и шило, а для шитья металлическими нитками - еще специальную катушку (витейку), на которую навивается металлическая нитка во избежание ее потемнения. Ручная вышивка выполняется разнообразными приемами - швами, которые делятся на две основные группы: 1) сквозные (ажурные) - строчка, при которой видоизменяется структура ткани; 2) собственно вышивка по целой ткани, без нарушения ее строения.

Вышивки делятся на свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).

К свободным вышивкам принадлежат  «тамбур», «ришелье», белая гладь.

Счетные вышивки включают большое количество разных швов; некоторые  из них (строчевые) требуют предварительного разрежения ткани и своими легкими, прозрачными узорами напоминают кружево, а другие - типа ковровых - украшают поверхность ткани. Для выполнения строчки из ткани выдергиваются нити в одном или двух направлениях по утку и основе, Строчка имеет несколько разновидностей: мережка, строчка-перевить, цветная перевить, строчка-вырезы, гипюры, стяги и другие более сложные швы. Белая сквозная строчка - один из исконных видов народной русской вышивки (рис.2.)

 

Вышивки по поверхности ткани  выполняются крестом, полукрестом (эта вышивка иначе называется «росписью»), различными видами глади - простой счетной, со стежками в один центр и др.

Конечно, это деление условно. Во многих вышивках различные виды швов соединены. Есть даже специальные  швы, соединяющие свободный, рисуемый от руки контур и счетные швы. Это  «спис», «владимирский шов», «олонецкий шов по письму» и др.

Рисунок с геометрическими  формами выполняется преимущественно  счётной вышивкой (отсчётом нитей  полотна), а криволинейный рисунок - «свободной» вышивка (по нанесённому  заранее контуру).

Мережка - один из видов строчки, для которого выдергивание производится в одном направлении. Оставшиеся не выдернутыми нити ткани забираются иголкой по счету и перевиваются рабочей ниткой согласно выбранному узору. Особенным разнообразием узоров, изяществом выполнения отличается мережка.

Мережка применяется при  подрубке изделий, а также как  способ соединения отдельных частей композиции вышивки и как маскировка соединительных швов. Для строчки  других видов ткань выдергивается  в двух направлениях. Образовавшаяся клетчатая сетка перевивается нитками: белыми (строчка-перевить), цветными (цветная перевить), по этой сетке наносится узор.

Цветная перевить выполняется  по выдернутой сетке. Затем цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, и за счет смены цветных нитей  вырисовываются очертания ромбов, квадратов, птиц с пышными хвостами, растительных мотивов, коней и многих других мотивов. В цветной перевити главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего.

Вышивка по целой, ненарушенной поверхности ткани имеет следующие  разновидности: роспись, крест, набор, гладь, владимирский шов, тамбур, аппликация и др. Эти разновидности вышивки  образуются на многочисленных элементарных швах: стебельчатом, гладьевом, тамбурном, в елочку и т. д.

Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу  и сплошь застилающими узор. Основные приемы - счетная гладь и свободная  гладь - двусторонний шов по направлению  нитей ткани. Применяется в основном для вышивания столового белья, мужских рубашек, женских блузок и платьев. Распространена почти  повсеместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основы вышивания

 
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают  по основе и утку, намечают на ней  расположение узора, затем переводят  узор. После этого ткань запяливают. Для того чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по ее следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом. 

Часто вдоль подвернутого края скатерти или салфетки выполняют  узор в виде полоски (см. украшающие швы на второй стороне обложки). Такими же полосками плоскость изделия  может делиться на квадраты или прямоугольники, в которых вышивают основной узор. Прежде чем переводить узор, на ткани  намечают расположение этих полос и  выдергивают по одной нити из ткани. В результате плоскость изделия  будет разделена на квадраты или  прямоугольники. После этого основной узор переводят на ткань, располагая его между линиями, полученными  от выдернутых нитей. По их следу, после  того как будет вышит основной узор, выполняют один из швов. 

Если узор геометрический, а ткань имеет четкое переплетение нитей, то его можно выполнять  по счету нитей ткани. При вышивке, не связанной со структурой ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется  перевод рисунка на ткань. 

Вышивку предметов одежды (блузки, платья) удобнее всего выполнять  на ткани до ее раскроя или на раскроенных деталях. В первом случае на ткани намечают контуры деталей  изделия по выкройкам, затем переводят  узор и вышивают его. 

Несложные узоры можно  вышивать на готовом изделии. В этом случае узор переводят, подкладывая  под ткань лист плотной бумаги или деревянную доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Виды швов

НАЧАЛЬНЫЕ ШВЫ

Швы бывают разные в зависимости от их назначения. Так, имеются швы: соединяющие, они  соединяют две части ткани  вместе; закрепляющие, ими подрубают  ткань, чтобы нити не высыпались; украшающие, которые служат и для соединения и для закрепления, а также  для украшения работы.

Шов «вперёд иголку». Это самый лёгкий шов. Иголку с ниткой пропускают в материю через 2-4 нити, всё время вперёд от последнего стежка. Шить вперёд иголкой, можно набирая сразу на иглу несколько стежков, протаскивая потом через них нитку. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва. Этот шов применяется при намётке, при обведении контура рисунка.

В вышивании шов  «вперёд иголку» используют как  вспомогательный (настил, обводка контура) и как самостоятельный, декоративный.

Если менять длину  стежков и расстояние между ними, увеличивать количество рядов, добавлять  разноцветные нити – можно создать  множество вариантов шва для  оформления одежды и предметов быта (салфеток, скатертей и пр.)

Ряды стежков  «вперёд иголку» можно оформить цветными нитками, сначала на ткани  по линии рисунка стежками вперёд иголку прошиваются параллельно  друг другу 2 – 3 и более рядов  стежков. Затем цветной ниткой обвивают, создавая новые узоры.

Одноцветные и разноцветные орнаментные полосы узоров, выполненные  стежками «вперёд иголку» в горизонтальном или вертикальном направлении, очень  напоминают узоры ткачества. Одноцветные  узоры вышиваю одновременно по всей длине справа налево или сверху вниз и снизу вверх. На левой стороне  ткани полосы будут иметь узор, негативный лицевому. Это одна из древних техник народного вышивания. В России такие вышивки называют “наборы” и “бранки”, на Украине – “занызування”, “заволикання”, “затягування”, в Белоруссии – “нацяг”, “нацягання”.

Узоры создаются  чередованием стежков разной длины, проложенных в несколько продольных или поперечных рядов (соответственно узору). Узоры нужно подбирать  так, чтобы стежки были не очень длинными, не цеплялись и не вытягивались в  процессе пользования, стирки и глажки. В народных вышивках такие узоры  выполнялись преимущественно красными нитками или с незначительным добавлением синих или чёрных. Ими украшали рукава, воротники и  низ рубах, фартуки, наметки.

Швом «вперёд  иголку» можно вышить цветы и  листья только по контуру или зашив  всю площадь рисунка. Украсить одежду, проложив толстыми нитками стежки на воротнике, вдоль линий швов, на карманах, вышить салфетку, диванную подушку, панно  и плакетку.

Смёточные стежки (а, б) применяются при временном соединении двух или более слоёв ткани. Длина стежков от 0,7 до 3 сантиметров, расстояние между ними – 2 – 5 миллиметра.  

 

Прокладочные стежки (в) употребляются при прокладывании намётки и обозначении центральных линий изделия. Длина стежков 1 – 2 сантиметра на расстоянии 0,5 – 1 сантиметра.  

 

Сборки (г) выполняются стежками шва «вперёд иголку» в один или два параллельных ряда стежков. Чем короче стежки и меньше расстояние между ними, тем равномернее будет сборка. 

 

 

Шов «за иголку» применяется при шитье более плотных тканей. Проколов ткань иглой, на неё набирают, предположим, 4 нити ткани и протаскивают через них иглу с ниткой. Затем прокалывают ткань сзади второго прокола иглы, на половине первого стежка, т.е. иглу, вкалывают на второй нити, и набирают 6 нитей: 2 за иглой и 4 впереди. Следующий стежок опять будет состоять из 2 нитей за иглой и 4 нитей впереди. Величина стежков зависит от толщины ткани. В лицевой стороны он напоминает шов «вперёд иголку», а с изнанки «стебельчатый». Стежками «за иголку» и «назад иголку» вышивают бисерный шов, или «насыпь», в виде очень мелких точек, применяемых в «белой глади».  

 

 

 

Шов «строчкой» предназначен для плотного соединения ткани. Выполняют этот шов так: набирают иглой 2-3 нити, протаскивая нитку, и снова прокалывают ткань, вводя иглу в место первого прокола. На иглу набираю не 2-3, а 4-6 нитей, то есть одинаковое количество нитей за иглой и впереди неё. С правой стороны ткани этот шов даёт сплошные ровные стежки, как при шитье на машине, с левой напоминает шов «за иголку». В шитье, «строчка», применяется для соединения изделий, а в вышивании – при обшивке контуров узоров, для настила и декоративных стежков.  

 

Петельный шов, как можно судить по названию, применяется для обмётывания петель, им можно подрубить края ткани, а также вышивать. Лицевые и изнаночные стежки здесь расположены перпендикулярно к краю ткани. Шьют слева направо, при этом край ткани находится внизу. В начале работы делается прокол с изнаночной стороны на лицевую, т.е. «к себе», а все остальные проколы уже пойдут с лицевой стороны на изнанку. После первого прокола направляют нитку вниз, придерживая её большим пальцем левой руки, делают прокол с лицевой стороны на изнанку и направляют острие иголки в образовавшуюся петлю. Иглу протаскивают через петлю и тянут нитку вниз и на себя. Петля затягивается на краю материала.

Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства