Восприятие вышивки как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.

Содержание работы

Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15

Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

  

 

 

  

 

 

 Петельным швом можно вышивать контурные линии узора, использовать его в сочетании с другими  швами. 

 

 

  

 

 

   

Шов «козлик» часто встречается в русских вышивках. По внешнему виду он представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне изделия и два ряда мелких параллельных стежков на изнанке. Вышивать начинают снизу вверх или «от себя», стежки делают «от себя», а иглу направляют всё время «на себя». Шьют следующим образом: проколов по левой стороне ткань и набрав на иглу 2-3 нити ткани, протаскивают иглу «на себя», откидывают нитку назад и прокалывают по диагонали по правой стороне ткани параллельно первому ряду. Набирают то же количество нитей (2-3), так, чтобы стежок одной стороны получился между двух стежков другой стороны. 

 

Применяют «козлик» в шитье при подшивке изделий  и в вышивке. «Козлик», вышитый  цветными нитками в 2 – 3 и более  рядов, называется «бархатным». Он требует  удачного сочетания и строгого их чередования.  

Шов «штопка» очень простой в исполнении, применяемый в починке изделий и имеет несколько разновидностей. Наиболее простой способ штопки – переплетение продольных и поперечных нитей под прямым или косым углом – применяется и в вышивании. 

 

Техника «штопки» широко известна в вышивках многих народов  Ближнего Востока, Азии и Европы. 

 

Сначала вдоль повреждённого  места изделия или будущей  вышивки накладываем продольные стежки через одну продольную нить (при штопке) или по узору. Разноцветными  нитками техникой штопанья можно  вышить цветы, листья, отдельные фигуры на панно и ковриках, подушки. 

Штопка «петлями» применяется в ремонте вязаных вещей и в вышивании отдельных деталей узоров свободного рисунка. Сначала обшиваем контур дырочки или узора стежками шва «вперёд иголку». Затем закрепляем рабочую нить выше дырочки слева направо и прошиваем первый ряд, петельками слева направо, набирая на иголку рабочую нить и край ткани. Второй и последующие ряды делаем так: перекрываем дырочку рабочей ниткой справа налево и прошиваем второй ряд петелек слева направо, набирая на иголку нижний край предыдущего ряда петелек и рабочую нить. 

 

ДЕКОРАТИВНЫЕ  ШВЫ

В традиционных народных и современных вышивках применяется  много декоративных швов, украшающих одежду, бельё, рушники, изделия бытового назначения и интерьера. Наряду со старинными способами накладывания стежков  в два приема появились новые, более лёгкие техники исполнения в один приём. Появились разновидности  швов, отличающиеся большей декоративностью.

 

Стебельчатый шов получил своё название потому, что им обычно вышивают стебельки цветов. Стебельчатым швом пользуются, например, вышивая переход от тонкой части стебля к утолщённой. Очень часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Шьют им назад иголкой, т.е. каждый стежок делают отступя назад. Вколов иглу в ткань, набирают от 2 до 4 нитей на иглу, протаскивая нитку, и, отступя, снова вкалывают иглу и набирают на неё количество нитей, равное первому стежку. Иголка со вторым стежком должна выйти из ткани в середине предыдущего стежка, лицевые стежки идут в одном направлении, заходя один за другой, справа или слева, в зависимости от назначения шва. Соблюдение равной величины стежков и обязательное выведение иглы при втором, третьем и последующих стежках в середине предыдущего стежка делают шов красивым.  

 

Шов «цепочкой» представляет собой ряд петель, выходящих одна за другой. Такой шов называют ещё «тамбурным». Исполняется он следующим образом. Шьют «на себя». Иглу выводят с ниткой на лицевую сторону. Положив нитку петлёй и придерживая её большим пальцем левой руки, вводят иглу с лица на изнанку предыдущий прокол и направляют по изнанки вниз на 3-4 нити. Новый прокол на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Получается петелька с ниткой посередине. Этот шов рекомендуется для отделки верхнего платья и трикотажных изделий. 

 

Тамбурные швы имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, похожих на большой барабан – «тамбур», - применявшихся для вышивания больших шёлковых ковров и покрывал. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еще в начале нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируется V – III столетиями до нашей эры. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX столетия были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов. 

 

«Цепочку», или тамбурный  шов, в народных вышивках применяли  сначала для вышивания контуров узоров, а с середины XIX столетия разными вариантами тамбурных швов украшали рушники, скатерти, одежду, головные уборы и т. п. многие народы нашей  страны. 

 

Сложный тамбур образует два параллельных переплетённых ряда цепочек. Выполняется сверху вниз слева направо. Этот шов применяется в народных вышивках прибалтийских народов. А делают его так: 1-й ряд – закрепляют нитку слева в точке 1 и вводят иглу в точку 2 наверху. Повернув иглу под тканью влево острым концом, выводят её в точке 3 на лицевую сторону. Затем делают длинный дугообразный стежок в точку 4 и выводят иглу в точке 5. Потом вкалывают иглу справа в точке 6 и выводят наискось на противоположной стороне в точке 7. 

 

Второй ряд начинают из точки 7, переплетая стежки первого  ряда в левой и правой части, как  показано на схеме, вводят иглу справа в точку 8 и переходят в точку 9 на новый вышивальный ряд. Так продолжаем работу до необходимой длины. 

 

Шов «петля в прикреп» создан на основе тамбурного шва и состоит из ряда изолированных петель, расположенных по узору. Множество узоров можно получить из тамбурной петли, придавая ей различные положения. Можно закрепить петлю коротким или длинным стежком, внутри больших петель сделать петли поменьше, закрепить верх петли двумя прикрепами.

В зависимости от назначения изделия, фактуры ткани, выбранного узора подбирается толщина  ниток. 

 

Для того чтобы сделать  петлю, нужно закрепить нитку  на изнанке и вывести её на лицевую  сторону (1), отбросить вниз, придерживая  большим пальцем левой руки. Затем  вводим иголку сверху вниз рядом с  закреплением нитки (2) и выводим  её на лицевую сторону острием  вниз (3) на расстоянии в зависимости  от величины петли. Закрепляем петлю  на ткани стежком любой длины.   

 

Шов «полупетля» состоит из незамкнутых петель равной длины и ширены. Имеет много вариантов и применяется в оформлении одежды и предметов быта. 

 

 

 

Шов «ёлочка» по технике выполнения похож на шов «полупетля». Вышивают его сверху вниз, на себя. Этот шов также имеет много вариантов, от самых простых до сложных. «Ёлочка» может быть одинарная (а), двойная (б), тройная (в), ломаная (г) и прямая, с перевивами (д), ветвистая (е) и т. п. Применяется при декорировании одежды и бытовых вещей.  

 

Для «одинарной ёлочки»  закрепляем нитку в ткани слева  и отбрасываем вниз, придерживая  большим пальцем левой руки. Вводим иголку вправо в ткань немного  ниже точки 1 и выводим в точке 3. Затем вводим иголку слева в  точку 4 и выводим её в точке 5. Чередуя стежки, то справа, то слева, получаем «ёлочку». Если центральный стежок сделаем не по прямой, а положим его то вправо, то влево, получим «ломаную ёлочку». 

 

Потайной шов

Такой шов используется, когда изделие почти готово и нужно аккуратно зашить отверстия, оставленные для выворачивания и набивки. Сначала делают прокол со стороны изнанки и протягивают иглу на лицевую сторону одной из деталей. Далее по лицевой стороне другой детали выполняется один стежок шва "вперед иголку", затем делается такой же стежок на первой детали и нить хорошо затягивается. Стежки должны быть небольшими.

 

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ

Гладью называется вышивка, при исполнении которой  формы рисунка покрываются плотными стежками. Гладь используется, когда  вам надо вышить цветочек-лепесточек, в общем, для рисунков растительного  характера. Существует много техник выполнения глади. Это: «вперёд иголку», «строчка», «стебельчатый», «цепочка», и специальные – прямая и косая гладь, гладь с перехватами, «верхошов» и много других. 

 

Гладь бывает односторонняя  и двусторонняя, плоская (без настила) и выпуклая (по настилу), прорезная, «точная» или «счётная» и «свободная»  или «рисованная», одноцветная и  многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения. 

 

Счётная гладь бывает одно- и двусторонней. Это одна из наиболее древних техник вышивания. Характерной её особенностью есть то, что вышивание ведётся по счёту нитей ткани параллельными стежками, удалёнными друг от друга на одну нить. В зависимости от положения стежков гладь бывает прямая и косая. В прямой глади стежки кладутся вдоль ниток ткани по горизонтали и вертикали, а в косой – с различным наклоном. 

 

Односторонняя счётная  гладь выполняется по лицевой  стороне ткани, а на изнанке остаются мелкие (в одну нитку) стежки по контуру  узора, а двусторонняя настилается  одновременно сверху и снизу. 

 

Счётную гладь широко применяют для украшения женских  и мужских рубах, одежды, бытовых  изделий. Она используется в сочетании  с другими техниками: крестом, косичкой, полукрестом, строчевыми швами. К её разновидностям относятся шнурочек, валик, атласник, листочки, зубчики и т. д. 

 

«Звёздочки» и «выколы» также относятся к строчевым швам. 

 

 

  

 

Гладь свободная  без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Стежки нужно накладывать следующим образом: мелкие листики вышивают косой гладью, плоды – прямой. В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора и в лепестках цветов – от края к центру узора, в листьях – от края к середине, по направлению прожилок. Иногда контур листьев зашивают не полностью. 

 

 

  

 

 

 

Штриховая, или лёгкая, гладь состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно- или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались. 

 

 

 

Гладь «в прикреп» применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке. Вышивают стежками «верхошва» (односторонней глади),которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или  направлению нитей в ткани.  

 

При втором способе  сначала заполняют всю площадь  узора длинными стежками глади, а  затем поверх них на расстоянии 5 – 10 миллиметров прокладывают поперечные или косые ряды ниток – прикрепок.  

 

«Верхошов» – гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьётся большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру и обратно, на небольшом расстоянии. На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки кладут по форме узора: в цветах – от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках – и с наклоном. 

 

Большие закруглённые детали вышивают гладью «восьмёрка».

«Верхошов», являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстёра Владимирской области РСФСР. Они обогатили «верхошов» яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «Владимирское шитьё». 

 

Владимирский шов - это декоративный односторонний шов. На изнанке имеются лишь некоторые переходы по контуру рисунка. Вышивается толстыми нитками (мулине в 6 ниток). Основной цвет этой вышивки – красный. Стежки располагаются по направлению листика, или лепестка или круга. Иногда середина цветка украшается крупными декоративными сетками. Для заполнения сетками рабочую нитку натягивают от контура одной стороны до контура другой по горизонтали и по вертикали, получается клетка. На скрещиваниях нитки закрепляют различными стежками. 

 

Художественная  цветная гладь 

 

Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность  этой вышивки состоит в том, что  стежки делаются не прямые, как в  белой глади, а косые. Эта гладь  шьётся без настила, не высокой, а  плоской гладью (двусторонняя). 

 

Если лист или  цветок довольно большой, то не следует  делать длинных стежков, а вышивают более короткими стежками, сначала  одним цветом, а затем другим, более темным или светлым. Иглу лучше  не вкалывать в ранее сделанный  стежок, чтобы не было резкого перехода одного цвета в другой. 

 

Атласная гладь.

Для этой глади нужно  брать нитки мулине или шелк. В  иглу лучше вдевать одну нитку: чем  тоньше нитка, тем лучше ложится  рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся  плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один на другой. 

 

Каждый последующий  стежок делают, вкалывая иголку около  середины соседнего стежка немного  отступая назад, под нитку только что сделанного стежка. Направление  стежков должно идти обязательно  по жилкам листка, лепестка. Когда на листке или лепестке начинается закруглённая часть, то по линии выгиба нужно увеличить  число стежков для того, чтобы  не получилась длинная косая или  прямая линия от края к середине. Эти добавочные стежки по краю делают, возвращаясь назад от середины листика  к внешнему краю. На правой стороне  ткани получается ровная блестящая  поверхность рисунка, а на левой  стороне беспорядочно разбросаны маленькие  стежки. 

Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства