Восприятие вышивки как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.

Содержание работы

Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15

Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Очень важно не быть безразличным в процессе восприятия. Надо научить  ребят смотреть и слушать окружающее с удивлением, замечать в окружающем необычное, значительное и красивое. Известный актер и режиссер С. Образцов говорил о том, что надо уметь видеть, «как, выбравшись из блюдечка с вареньем, муха лапками умывается».

Важно научить детей глубоко  и полно воспринимать предметы или  явления при самом первом знакомстве с ними. Иначе при повторном  восприятии чувство «знакомости» предмета может сделать его для учеников внутренне не нужным и при восприятии предмета дети не станут его целенаправленно разглядывать.

Чем более глубоким является первое восприятие предмета или явления, тем больше будет знать ребенок. Наблюдения показывают, что ежедневно  просматривая подряд многие телепередачи, учащиеся привыкают смотреть на окружающее более поверхностно, процесс восприятия как бы «притупляется». Так же отрицательно действует на детей слишком частое посещение кино. Детям можно разрешать  смотреть телепередачи и посещать кино по возможности более редко (один или два раза в неделю).

Восприятие тогда активный процесс, когда в ходе или в  результате психического процесса у  человека возникает интерес, когда  затронута вся личность, когда  у человека появляется стремление раздумывать  над воспринимаемым.

Глубокое познание окружающего  возможно только при участии волевых  усилий познающего. Недаром говорят, что природа не открывает своих  тайн тому, кто у нее их не выспрашивает.

Важно вызывать у школьников горячий интерес к познанию, стремление узнавать новое — тогда появляется у учащихся жажда учиться.

Страсть к познанию рождает  горячую любовь к предметам познания. Так появляются в школе ребята — страстные энтузиасты своего дела. Любители природы, которые всегда и  везде интересуются явлениями природы, изучают насекомых, птиц, растения, ведут опытническую работу. Такие  учащиеся всегда готовы воспринимать, замечать все, что их интересует.

Готовность восприятия —  ценнейшее психическое состояние, способствующее развитию познавательных, мыслительных способностей учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологическая характеристика восприятия цвета

 

Цвет воспринимается не только глазом, но и кожей человека", - писал один из основателей отечественной  психологии А. Н. Леонтьев. Современные  исследования, проведенные в международной  академии энергоинформационных наук под  руководством академика Е. В. Безносюка, подтвердили это.

Удивительно, но факт, что  цвет одежды влияет на нас двояко. Во-первых, в результате его наблюдения; во-вторых, через его ощущение кожей.

Поэтому цвет нижнего белья  не менее важен для организма  человека, чем цвет верхней одежды.

Познакомимся с общим  воздействием конкретных цветов.

Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, несколько успокаивает.

Серый - нейтральное воздействие, несколько угнетает, но не раздражает.

Чёрный - помогает сосредоточиться, понижает давление и угнетает.

Желтый - стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры, поднимает давление.

Желто-оранжевый - стимулирует, согревает, активизирует.

Оранжевый - стимулирует, согревает, возбуждает, усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему.

Оранжево-красный - бодрит, вызывает сексуальное возбуждение, активизирует, в большом количестве утомляет.

Красный - возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит. Повышает давление, но в большом количестве подавляет деятельность нервной системы.

Розовый - стимулирует, успокаивает, бодрит.

Фиолетовый - одновременно и успокаивает, и чуть бодрит, увеличивает выносливость. В большом количестве может угнетать.

Лиловый - успокаивает и способствует погружению в себя.

Пурпурный - более возбуждает, чем успокаивает. Эффект возбуждения зависит от доли красного

Багряный - более успокаивает, чем возбуждает. Эффект успокоения меньше, чем у чисто фиолетового.

Голубой - снижает чувствительность, уменьшает боль, имеет антисептический эффект.

Синий -понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы, концентрирует внимание.

Сине-зеленый - сдерживает, успокаивает.

Серовато-голубой - нейтрализует, охлаждает.

Бирюзовый - охлаждает, освещает.

Зеленый - понижает давление, поднимает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизовать волю.

Желто-зеленый - успокаивает, бодрит, освежает, раскрепощает и обновляет.

Лимонный - бодрит, успокаивает, охлаждает.

Охра - умеренно стимулирует.

Коричневый - смягчает возбудимость.

 

Из представленных данных очевидно, что желто-красная гамма тонизирует и стимулирует жизнедеятельность организма, а холодные цвета успокаивают и сдерживают.

Воздействие цвета проявляется  не только в физиологических реакциях организма, но и в появлении собственно осознаваемых человеком ощущений конкретного  цвета, его насыщенности (например, ярко-красный, бледно-голубой и пр.) И более сложных ощущениях (теплоты, тяжести, влажности и др.).

Некоторые цвета вызывают почти одни и те же ощущения у  разных людей: "чистота" - белый, "гигиена" - светло-голубой, "гордость" - темно-синий, "украшение" - серый, "роскошь" - фиолетовый, "смирение" - темно-зеленый, "равнодушие" - светло-зеленый, "движение" - красный, "новость" - розовый, "вкусный" - оранжевый, "наслаждение" - каштановый, "свежесть" - желтый, "тяжесть" - черный и т. Д.

Исследования показали, что  цвета вызывают ощущения различных  форм.

Так теплые цвета вызывают ощущения "остроты", "резкости", а холодные цвета ощущения "мягкости" и "округлости".

Важно отметить, что цвет вызывает ощущения "тепла" или "холода", "вкуса" и "запаха".

Сложные ощущения можно оценить  по шкалам: "теплые - холодные", "легкие - тяжелые", "сухие - влажные", "активные - пассивные", "громкие - тихие", "близкие - далекие", "мягкие - твердые", "сужающие - расширяющие", "фактурные - независимые", "круглые - острые".

Рассмотрим, как распределяется цветовая палитра по указанным ощущениям.

"Теплые" - цвета в красно-оранжево-желтой палитре.

"Холодные" - фиолетово-синевато-зеленые.

Не вызывают ощущения теплоты  или холода ахроматические цвета: белый, серый, черный. Но добавление ничтожного оттенка какого-либо цвета, делают их либо теплыми, либо холодными.

"Легкие" - светлые цвета, особенно светлые оттенки холодных цветов.

"Тяжелые" - темные цвета, особенно темные теплые цвета.

"Сухие" - теплые цвета, особенно темно-охристый и темно-коричневый.

"Влажные" - холодные светлые тона.

"Активные" - светлые, чистые, теплые тона, самый активный - оранжевый.

"Пассивные" - ненасыщенные цвета холодной части спектра. Самый пассивный - бледный зелено-голубой, в сумерках его активность повышается.

"Громкие" - яркие, чистые и теплые цвета.

"Тихие" - холодные, ненасыщенные.

"Близкие" - теплые цвета; все яркие, чистые и насыщенные при дневном освещении.

 

В сумерках картина меняется. Возникает эффект пуркинье, который заключается в определенном изменении яркости цветов при ослаблении освещенности. Например, зеленый и голубой становятся более яркими, чем красный и желтый той же насыщенности. Поэтому в сумеречном освещении "близкими" цветами становятся холодные цвета.

 

При создании имиджа также  необходимо учитывать различную  различимость цвета при изменении  освещенности. Согласно этого эффекта красный цвет, бросающийся в глаза при дневном освещении, ночью становится черным и почти невидимым. С одеждой светло-голубого цвета - все наоборот, она становится очень заметной в вечернее время. Для различимости одежды в любое время суток рекомендуется сочетать различимые и неразличимые цвета в одном костюме.

Если выделить фактор "заметности" в проблеме имиджа, то необходимо отметить, что цвета имеют различную  степень заметности. В тех случаях, когда не стоит задача создания выделяющегося  имиджа, требуется особо тщательно  выбирать тон одежды. Так, для пожилых  людей рекомендуется использовать даже днем приглушенный красный, строго подбирая его оттенки, так как  цвет обладает способностью бросаться  в глаза при дневном свете.

 

Далекие - малонасыщенные и особенно холодные цвета при дневном освещении, при сумеречном - теплые цвета.

Мягкие - холодные и светлые.

Твердые - теплые и темные.

Распространяющиеся - холодные и светлые, белый.

Концентрирующиеся - теплые и темные, особенно красный, желтый и черный.

Фактурные - оттеняют фактуру ткани теплые, средне насыщенные и серые.

Независимые - скрывают фактуру ткани холодные, насыщенные, белый и черный.

Округлые - теплые цвета.

Острые - холодные.

Веселые - теплые, светлые, чистые цвета.

Печальные - холодные и темные.

 

Теперь представим картину  типичных сложных ощущений по конкретным цветам:

Белый - легкий, не плотный, холодный.

Серый - неопределенный, мягкий.

Черный - тяжелый, сухой, жесткий, плотный.

Желтый -легкий, теплый, сухой, неплотный.

Оранжевый - теплый, сухой, громкий, неплотный, выступающий, легкий.

Красный - тяжелый, теплый, сухой, громкий, кричащий, близкий.

Оранжево-красный - теплый, легкий, сухой.

Розовый - легкий, теплый, сухой.

Синий - тяжелый, холодный, влажный, тихий, далекий, жесткий, плотный.

Серовато-голубой - холодный.

Голубой - легкий, прохладный, влажный, далекий, прозрачный, нематериальный, тихий, свежий.

Зеленый - прохладный, влажный, тихий, плотный, тяжелый, освежающий.

Пастельно-зеленый - мягкий.

Лимонный - свежий, кислый, прохладный, влажный.

Оливковый - мягкий.

Бирюзовый - холодный.

 

Желто-зеленый-легкий, прохладный, неплотный, выступающий, резкий, ядовитый.

Бежевый - легкий, теплый, сухой, неплотный, мягкий.

Охристый - теплый, сухой, близкий, жесткий, плотный, средне легкий.

Коричневый - тяжелый, теплый, влажный, плотный, жесткий.

Пурпурный - тяжелый, теплый.

Фиолетовый - тяжелый, далекий, жесткий, сухой.

Лиловый- горький.

Лимонный - ассоциируется с лимоном, психологические характеристики: незрелый, молодой.

Охра - психологические характеристики: близкий, материальный.

Коричневый - ассоциируется с землей и психологическими качествами: уюта, пассивности, надежности, консервативности.

 

Кроме того, нельзя забывать о культурно-исторических традициях  и национальных предпочтениях цвета.

 

Психологические особенности восприятия образа

 

Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью  четырех основных механизмов: художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «концепцию восприятия»; способствующего «раскодированию» художественно-образного языка произведения искусства; эмоционально-эмпатического  «вхождения» в произведение искусства, сопереживания, соучастия; ощущения художественной формы и чувства эстетического  наслаждения.

Интегрированное действие всех четырех механизмов осуществляется с помощью художественного воображения, которое способствует катарсическим процессам.

Специфическая особенность  художественного восприятия заключается  в особом отношении механизмов, его  осуществляющих.

Художественный образ  восприятия имеет субъективно-объективную  природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания  уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного  произведения, музыкальной культуры, пластических форм, живописного создания. Объективность художественного  образа не исключает, а предполагает активность воспринимающего, трактующего  по-своему созданное художником.

Если художественный образ  читателя, зрителя, слушателя окажется равным тому, что предполагает автор  произведения, то следует думать, что  подобный образ-клише не более, чем репродукция.

Если же формирование образа восприятия происходило вне тех  рамок и «силовых линий», которые  предлагает автор произведения, то созданное воображением воспринимающего  будет граничить с эксцентрическими, произвольными представлениями, минующими  суть художественного произведения и граничащими с аберрацией.

Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства