Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.
Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15
Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59
В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке XVIII-XIX вв. доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб - символ Солнца в вышивке центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине - в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые в симметричные 3-частные композиции, а в центральных районах - в ряды 3-полосных фризов. В вологодских вышивках часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей XVII в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокаильными завитками; счётная вышивка постепенно сменяется «свободным» тамбурным швом. В вышивке южных районов (главным образом в воронежской) со 2-й половины XIX в ¬
господствует яркая полихромия; плотное, «ковровое» шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного.
Со второй половины XIX в. история искусства вышивания выходит на новый этап развития. Возникают артели и первые кооперативные объединения вышивальщиц. В некоторых местах целые села живут этим промыслом. В результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.) возник ряд народных вышивных промыслов. Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивки для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. Фигурные композиции приобретают обобщенность и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент - плоскостно-силуэтную трактовку.
Художественной вышивкой
начинают интересоваться собиратели-коллекционеры
и ученые-этнографы, усилиями которых
устраиваются первые выставки прикладного
искусства и кустарных
С развитием фабричного производства во 2-й половине XIX в. народная вышивка переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой, она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам.
В вышивке ХХ в. сохраняются
направления и особенности
мотивов советские художники находили оптимальные варианты разработки произведений декоративно-прикладного искусства, отвечавшие требованиям того времени. Вместе с творческим использованием фольклорных основ создавались изделия, которые изображали приметы нового в жизни советского народа. В 1920-1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми на них самолетами, тракторами, парашютами, аэропланами и даже государственными символами - пятиконечной звездой, серпом и молотом. Эти изделия не имеют художественной ценности. Вместе с тем они, бесспорно, являются уникальными историческими экспонатами первых десятилетий советской власти.
В 30-е гг. модным было использование народных элементов в городском костюме. Вышивальные мастерские создавали изделия, расшитые разнообразными узорами, но они стоили дорого. Но внедрение нового вышивального оборудования привело к тому, что к концу 30-х г. многие артели резко сократили выпуск изделий с ручной вышивкой. Сложнейшие узоры были заменены простыми рисунками, выполняемыми машинным способом.
В эти же годы руководители
вышивальных производств
В вышивальный промысел приходили художники и мастера, получившие образование в профтехучилищах, Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина или Институте художественной промышленности ¬(с 1939 г. - НИИ художественной промышленности). К началу 40-х годов вышивальные промыслы стали средоточием народных традиций.
Нападение фашистской Германии прервало мирный творческий труд людей. В книгах по истории отмечено, что отступая с захваченных территорий нашей страны, они оставляли после себя разрушенные города, села, промышленные объекты, вывозили с собой культурные ценности.
После Великой Отечественной
войны возродилось народное хозяйство.
Начался новый период в истории
декоративно-прикладного
Продолжается процесс сближения профессионального и народного искусства, начавшийся еще в довоенные годы. Укрепляется творческое содружество художников и народных мастеров, в результате которого появляются совместные разработки проектов декоративной вышивки.
В истории 40-50-х годов отмечено,
что инициатива в художественной
вышивке переходит к
50-е гг. характеризуются
массовым увлечением ручной
История декоративно-прикладное искусство 60-х годов еще более, чем раньше, использует традиции народного творчества. Художники, изучая народное творчество, пытаются понять его суть и закономерность развития, освоить эстетические принципы. Создаются наилучшие условия для развития художественной промышленности и народного искусства. Вышивальные промыслы совершенствовали приемы вышивания, использовали местные народные узоры и сумели сохранить ассортимент изделий, традиции и приемы вышивки. В 1960 году на Всероссийской выставке изделий художественных промыслов экспонировалось более 1500 вышитых изделий. Среди них было немало настоящих произведений декоративно-прикладного искусства.
В 70-е гг. интерес к вышивке ослабевает, но фольклорный стиль остается модным. Вышивка была уместна даже на джинсовых моделях хиппи.
В конце прошлого столетия в производство внедряется компьютерное вышивальное оборудование. В продаже появляется большое количество изделий с машинной вышивкой растительного орнамента. Часто шелковыми однотонными узорами отделывают женскую одежду. Однако в большинстве моделей народный колорит просматривается очень редко.
В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием современных отделочных материалов, придает шарм современному костюму, подчеркивает индивидуальность. Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Орнаментированный рушник – неотъемлемый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д. Украшение рушников – неисчерпаемая сокровищница народной фантазии.
Но основная работа
по развитию и популяризации
вышивок сосредоточивается в
наше время в художественно-
На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.
Особенности русской вышивки
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб – «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного
орнамента видное место занимает
«мировое дерево» - дерево жизни. Распространенным
мотивом лицевых вышивок
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
В русской народной вышивке, как старинной, так и современной, можно выделить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит. Счетную вышивку выполняют по хлопчатобумажной или льняной ткани полотняного переплетения (в прошлом – по холсту, вытканному самой же мастерицей из конопли или льна). Для счетной вышивки ткань служила фоном, а поэтому она почти была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора. Строчевая вышивка выполнялась по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по основе и утку.
Расположение узора и
приемы вышивки были органически
связаны с формой одежды, которая
шилась из прямых кусков ткани. Швы
выполнялись по счету нитей и
назывались счетными. Ими украшались
оплечья, концы рукавов, разрез на груди,
подол передника, низ одежды, а
также располагались вдоль
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Историки разделют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам: северную и среднерусскую. Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. Вышивка северных областей - характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства