Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра естествознания
Специальность:050703 «дошкольная педагогика и психология»
Дипломная работа
формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы
Автор:
Куликова О.П.
студентка 3 курса, 33 группы
заочной формы обучения
Научный руководитель:
кандидат биологических наук, доцент Саакян С.А.
Допущена к защите
________________г.
Заведующий кафедрой
_________________
Тверь 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ………………………………………………………………
1.1 Современное экологическое образование
как актуальное направление дошкольной
педагогики………………………………….......
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности
детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми
среднего дошкольного возраста…………………………………………………………
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ
ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Приложение 1. Методика О.Соломенниковой «Диагностика экологических
знаний дошкольников»…………………………
Приложение 2. Таблицы результатов диагностики……………………………….
Приложение 3. Конспекты занятий, наблюдений……………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Обострение экологической
обстановки в стране и в нашей
области обуславливается
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания [7].
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовании РФ» (30.03.1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений [47].
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического образования – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера [44,с.18].
Экологические знания становятся основой экологического образования [44,с.33].
По мнению С.Н.Николаевой, содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. [38,с.25].
Экологические знания, по мнению С.Н.Николаевой – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относиться и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы [34, с.3].
Знания не самоцель в
экологическом воспитании, но они
необходимое условие выработки
такого отношения к окружающему
миру, которое носит эмоциональный-
В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования [29].
Проблемам формирования экологических знаний дошкольников посвящены исследования Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др. [41].
Одно из главных условий, для организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях является соответствующая эколого-развивающая предметная среда [4].
Любая эколого-развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль [4].
Уголок природы достаточно традиционный элемент эколого-развивающей среды дошкольных учреждений нашей страны, однако сегодня его функциональные назначения, оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования [49].
Уголок природы ориентирован
в первую очередь на обеспечение
оптимальных условий для
В научных трудах П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и других, уделяется достаточного много внимание теоретическим и практическим аспектам построения уголка природы в образовательном учреждении: однако не до конца раскрыта специфика и технология его организации [41].
Кроме того, в теории и практике экологического образования выявилось противоречие между реальными возможностями уголка природы в формировании экологических знаний детей дошкольного возраста и использованием его потенциала в образовательном учреждении [41].
В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы.
Решение данной проблемы определило цель исследования: теоретически и опытно-экспериментально обосновать возможность формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы.
Объект исследования процесс формирования экологических знаний у дошкольников.
Предмет исследования уголок природы как средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагает целенаправленное и методически грамотное использование уголка природы в формировании экологических знаний дошкольников, позволит сформировать экологические знания у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом,
предметом и гипотезой
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, позволяющих судить об их готовности в восприятию экологических знаний;
3) проанализировать и выявить используемые методы и формы работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста;
4) выявить уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста;
5) разработать методику использования уголка природы в формировании экологических знаний;
6) проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ программ и пособий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ); обобщение, сравнение);
- эмпирические (диагностика, педагогический эксперимент);
- статистические.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (59 наименований) и два приложения. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 5 рисунками.
В ведении определены актуальность проблемы и темы исследования, цель, объект, предмет и гипотеза исследования; сформулированы задачи.
Глава I «Теоретические основы использования уголка природы в процессе формирования экологических знаний» посвящена теоретическому изучению вопроса, с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего дошкольного возраста.
В главе II «Использование уголка природы для формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста в ходе эксперимента» мы на практике апробируем гипотезу нашего эксперимента и доказываем ее обоснованность.
В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы основные выводы.
Экспериментальная база: МДОУ «Детский сад №12» г. Усть-Катав Челябинской области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 16 детей в возрасте 4 – 5 лет.
Рекомендации. Разработанную методику использования уголка природы в формировании экологических знаний, включающую в себя описание различных эколого-педагогических мероприятий, можно рекомендовать для использования с детьми среднего дошкольного возраста.
При этом необходимо учитывать следующие:
1.Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.
2.Тему, цели и задачи эколого-педагогических мероприятий.
3. Календарную
4.Содержание программы дошкольного образовательного учреждения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны [47].
Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались в 1977 году на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время все еще находится в стадии становления [47].
Отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического образования [46].
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовании РФ» (30.03.1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений [47].