Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тверской государственный  университет»

Педагогический факультет

Кафедра естествознания

Специальность:050703 «дошкольная  педагогика и психология»

 

 

 

Дипломная работа

 

формирование  экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством  использования уголка природы

 

 

Автор:

Куликова О.П.

студентка 3 курса, 33 группы

заочной формы обучения

Научный руководитель:

кандидат биологических наук, доцент Саакян С.А.

 

Допущена к защите

________________г.

Заведующий кафедрой

_________________

 

 

Тверь 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

 

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной  педагогики…………………………………..............................9

 

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

 

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

 

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

 

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

 

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний

у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

 

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

 

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

 

Заключение…………………………………………………….................................80

 

Список литературы…………………………………………………………………

 

Приложения…………………………………………………………………………

Приложение 1. Методика О.Соломенниковой «Диагностика экологических

знаний дошкольников»……………………………………………

Приложение 2. Таблицы результатов диагностики……………………………….

Приложение 3. Конспекты  занятий, наблюдений……………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования

Обострение экологической  обстановки в стране и в нашей  области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования  подрастающего поколения. [3].

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания [7].

С выходом  в свет законов  РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовании РФ» (30.03.1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений [47].

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического образования – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера [44,с.18].

Экологические знания становятся основой  экологического образования [44,с.33].

По мнению С.Н.Николаевой, содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. [38,с.25].

Экологические знания,  по мнению С.Н.Николаевой – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относиться и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы [34, с.3].

Знания не самоцель в  экологическом воспитании, но они  необходимое условие выработки  такого отношения к окружающему  миру, которое носит эмоциональный-действенный  характер и выражается в форме  познавательного интереса, гуманистических  и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы [34,с.3].

В связи с этим интеграция экологических  знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования [29].

Проблемам формирования экологических знаний дошкольников посвящены исследования Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др. [41].

Одно из главных условий, для организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях является соответствующая эколого-развивающая предметная среда [4].

Любая эколого-развивающая предметная среда состоит из разнообразных  элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль [4].

Уголок природы достаточно традиционный элемент эколого-развивающей среды дошкольных учреждений нашей страны, однако сегодня его функциональные назначения, оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования [49].

Уголок природы ориентирован в первую очередь на обеспечение  оптимальных условий для организации  экологически грамотного взаимодействия и общения детей дошкольного  возраста с миром природы. Вместе с тем правильная организация и оборудование уголка природы позволяет в полной мере обеспечить  одну из  систем мероприятий,  необходимых для результативной экологической работы с детьми  дошкольного возраста [49].

В научных трудах П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и других,  уделяется достаточного много внимание теоретическим и практическим аспектам построения уголка природы в образовательном учреждении: однако не до конца раскрыта специфика и технология его организации [41].

Кроме того, в теории и практике экологического образования выявилось противоречие между реальными возможностями уголка природы в формировании экологических знаний детей дошкольного возраста и использованием его потенциала в образовательном учреждении [41].

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы.

Решение данной проблемы определило цель исследования: теоретически и опытно-экспериментально обосновать возможность формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы.

Объект исследования процесс формирования экологических знаний у дошкольников.

Предмет исследования уголок природы как средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования предполагает целенаправленное и методически грамотное использование уголка природы в формировании экологических знаний дошкольников, позволит сформировать экологические знания у  детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2) изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, позволяющих судить об их готовности в восприятию экологических знаний;

3) проанализировать и выявить  используемые методы и формы работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста;

4) выявить уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста;

5) разработать методику использования уголка природы в формировании экологических знаний;

6) проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанной методики.

Методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования, анализ программ и пособий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ); обобщение, сравнение);

- эмпирические (диагностика, педагогический эксперимент);

- статистические.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (59 наименований) и два приложения. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 5 рисунками.

В ведении определены актуальность проблемы и темы исследования, цель, объект, предмет и гипотеза исследования; сформулированы задачи.

Глава I «Теоретические основы использования уголка природы в процессе формирования экологических знаний» посвящена теоретическому изучению вопроса, с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего дошкольного возраста.

В главе II «Использование уголка природы для формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста в ходе эксперимента» мы на практике апробируем гипотезу нашего эксперимента и доказываем ее обоснованность.

В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы основные выводы.

Экспериментальная база: МДОУ «Детский сад №12» г. Усть-Катав Челябинской области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 16 детей в возрасте 4 – 5 лет.

Рекомендации. Разработанную методику использования уголка природы в формировании экологических знаний, включающую в себя описание различных эколого-педагогических мероприятий, можно рекомендовать для использования с детьми среднего дошкольного возраста.

При этом необходимо учитывать  следующие:

1.Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.

2.Тему, цели и задачи эколого-педагогических мероприятий.

3. Календарную последовательность  эколого-педагогических мероприятий.

4.Содержание программы дошкольного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики

 

Еще лет двадцать назад  об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны [47].

Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались в 1977 году на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время все еще находится в стадии становления [47].

Отдельные требования к  экологическому воспитанию дошкольников сформулированы в книге «Аттестация  и аккредитация дошкольных образовательных  учреждений» (раздел «Развитие экологической  культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического образования [46].

С выходом  в свет законов  РФ «Об охране окружающей природной  среды» и «Об образовании» и постановление  «Об экологическом образовании  обучающихся в образовании РФ» (30.03.1997 №4/1-6) экологическое образование  постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений [47].

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы