Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

Наблюдение 7. «Как плавают рыбки?»

 

Цель: уточнить представления детей о приспособительных особенностях передвижения рыб в воде (рыбки плавают легко, быстро, в разных направлениях, у них всегда спина сверху, брюшко снизу, так плавать им помогают вытянутое и скользкое тело, заостренная голова, плавники; рыбки легко поворачиваются в разные стороны – им помогает хвост с плавником; больные рыбки плавают медленно, неровно, качаются и заваливаются на бок, таких рыбок надо лечить).

Во время наблюдения воспитатель может использовать рыбку-игрушку, чтобы лучше рассмотреть с детьми части тела рыбки, показать ее движения. В конце наблюдения воспитатель предлагает всем спеть песню «Рыбка» (муз. М.Красева, сл. М.Клоковой).

Рыбка плавает в водице,           Рыбка, рыбка-озорница,

Рыбке весело играть.                 Мы хотим тебя поймать…

 

Наблюдение 8. «Какие разные у нас рыбки»

 

Цель: учить детей сравнивать разные виды рыбок – по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.

Во время наблюдения воспитатель задает вопросы: «Рыбки в аквариуме одинаковые или разные? Чем они различаются?  Какие гуппи? Какие меченосцы? Какие рыбки большие, а какие маленькие? Одинакового ли цвета? Где плавают?» Вопросы могут быть другими в зависимости от видового состава аквариумных рыб. Правильные ответы детей воспитатель поощряет.

 

Занятие « Путешествие  в царство комнатных растений»

 

Задачи: закрепить знания названий комнатных растений, отличительные особенности внешнего вида; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Оборудование: комнатные растения (бегония, фикус); Карлосон (игрушка).

 

Ход занятия

Загадка

 «На окошках растут – людям радость несут». (Цветы)

Проблемная  ситуация

Устранение беспорядка в уголке природы, устроенного Карлсоном. Карлсон прилетел в группу и увидел комнатные растения. Очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними, он не знает, а потому одни из них он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…

- Ой –ой-ой, Карлосон, что бы ты сейчас мог натворить! Ты разве не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

- Ребята, оказывается,  Карлосон думал, что растения  – это игрушки. И с ними  можно обращаться, как с игрушками.  А вы согласны с ним? Нет?  Тогда расскажите Карлосону, зачем  у нас в группе столько цветов.

Изучение строения растений

- Карлосон видит, что цветочки у нас разные. И листики у них разные, и на одних только листики, а на других и цветочки есть. А почему?

- Карлосон, а наши цветочки  имеют и разные названия.

- Ребята, а вы знаете, как называются цветы в уголке  природы? А вот на этой полочке?

Рассказы Карлосону  о цветах (сравнение по форме, размеру, окраске листьев). Воспитатель предлагает детям рассказать, какие растения есть у них в группе. Дети называют комнатные растения. Карлосон удивляется, как дети различают растения. Ему  кажется, что они все одинаковые. Воспитатель предлагает детям научить Карлосона различать растения и предлагает ему выбрать любое, которое ему больше всего нравиться. Карлосон выбирает бегонию.

Воспитатель выставляет на столик бегонию и фикус, рассказывает, как называется каждое растение, из каких частей состоит. Карлосон спрашивает у детей, зачем растениям нужен корень и почему он его не видит. Дети объясняют. Воспитатель обобщает: фикус и бегония похожи тем, что у них, как и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает подумать, чем различаются эти растения и как научить Карлосона распознавать фикус и бегонию.

Игра «Какого  растения не стало?»

На столик выставляется три или четыре растения. Дети запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть  глазки и убирать одно из растений. Дети отрывают глаза и вспоминают, какое растение стояло еще. Игра повторяется 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Пальчиковая гимнастика

«Цветок» - различные положения пальцев рук имитируют разные виды цветов. 
Занятие «В гостях у курочки Рябы (знакомство с коровой, козой и свиньей)»

 

Задачи: познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнить представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

Оборудование: фартук, головной платок, небольшое ведро, метла, сено, курочка ряба (игрушка бибабо), 1—2 вареные картофелины, кормушка, 2—3 ветки с дерева.

 Организация. Занятие проводится на большом свободном пространстве группового или другого помещения. В одном углу устраивают избушку, где живут дед и баба (из сказки «Курочка Ряба»). В разных местах сооружают сараи для коровы с теленком, козы с козлятами и свиньи с поросятами. Животные, изображенные на картинах, «стоят» в сараях.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что в гости на занятие пришла курочка Ряба. Спрашивает, помнят ли они сказку и чем знаменита курочка. Затем говорит, что курочка хочет показать, где она живет с дедом и бабой, какой у них замечательный скотный двор и как много там домашних животных.

«Дети, я буду бабой, и  мы вместе с курочкой все вам покажем»,— говорит воспитатель и надевает фартук и платок. Затем, постоянно привлекая к разговору курочку, воспитатель в роли бабы показывает дом, где они живут с дедом (дед ушел на рыбалку), и сараи с домашними животными. Открывая сарай с коровами, воспитатель задает вопросы:

 «Кто там стоит?  Как называется взрослое животное, а как — детеныш? Как вы узнали, что это корова? Что у коровы на голове? Что на ногах? Какой у нее хвост? Зачем ей вымя? Чем теленок отличается от коровы?»

Курочка комментирует некоторые моменты: «Корова очень большая, я ее боюсь. Когда она ходит по двору, я убегаю, чтобы она на меня не наступила». Или: «Я вот не знаю, зачем корове вымя. А может ли корова нести яички?»

Баба рассказывает ребятам, как она каждый день ухаживает за коровой, и просит их помочь: подмести в сарае, дать корове сена, напоить ее из ведра. Затем ведет ребят к сараю с козами. Дети рассматривают козу и козлят, баба задает им примерно такие же вопросы и еще просит сказать, чем козлята отличаются от козы и чем коза отличается от коровы. Когда дети говорят, что у козы на голове, курочка вставляет: «А есть ли у козы на голове гребешок? У нашего петуха Пети есть красивый красный гребешок!»

Баба делает ей ласковое замечание: «Курочка, ты думаешь, что у всех животных все так же, как у кур? Вовсе нет, все разные. И каждый приносит свою пользу. Сейчас дети тебе скажут, несет ли коза яички. Конечно, нет! А что коза дает? Молоко! Да еще какое вкусное! Козье молоко очень полезно для здоровья, особенно детям. Мы сейчас быстро уберем в сарае, и я подою козу».

Дети помогают подмести сарай, дать козе сена и веток, а баба, взяв ведро, «доит» козу. Затем просит ребят сложить из рук стаканчики и разливает в них молоко. Дети пьют. Курочка разочарованно спрашивает: «А мне?» «Ты ведь молоко не пьешь, на тебе зернышек»,— говорит баба и сыплет ей зерно, а курочка клюет.

Затем все идут к третьему сараю, рассматривают свинью с поросятами, выясняют, чем она отличается от козы, коровы. Считают поросят. Баба рассказывает, что свинья ест все: и овощи, и фрукты, и зерно, и  остатки еды. Режет на мелкие кусочки вареную картофелину, кладет ее в кормушку и просит ребят поставить в сарай. Курочка заявляет, что она тоже любит картошку. Баба дает ей немного поклевать.

В завершение занятия баба предлагает ребятам и курочке отгадать загадки.

Спереди — пятачок,

Сзади — крючок,

Посередине — спинка,

На спинке — щетинка. (Свинья.)

Голодна — мычит,

Сыта — жует,   

Малым ребяткам

Молочка дает.

(Корова.)

У кого рога длинней хвоста?

(Коза.)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова.)

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце.

(Поросенок.)

Идет, идет, бородой трясет,  

«Ме-ме-ме, дай-ка  вкусной  мне-е-е». (Коза.)

                            Клохчет, квохчет,

                            Травки просит:

                             Детей созывает,

                            Всех под крыло собирает.

                                                (Курица с цыплятами.) 

Услышав последнюю загадку, курочка встрепенулась: «Это же про меня, про меня! Когда у меня бывают цыплята, я кудахчу, и они сразу бегут прятаться под мое крыло! Это про меня!»

Баба и дети хвалят курочку за то, что она отгадала загадку. На этом занятие заканчивается. Воспитатель до конца дня оставляет картины в группе.

В свободное время  воспитатель продолжает чтение рассказов Е. Чарушина по теме занятия.

Коза

Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка  покормит и напоит. А если хозяйка  замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде  рассады съест, в саду кору с яблони сдерет! Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего.

 

 

Занятие «У нас в гостях кролик»

 

Задачи: познакомить детей с новым для них животным – кроликом, особенностями внешнего вида и повадках кролика; уточнить представления о кролике; учить устанавливать связи между характером движения животного и строение его конечностей; активизировать словарь, мышление; дать знания о пользе кролика; воспитывать желание заботиться о животных.

 

Оборудование: кролик, корм для кролика (морковка), картинка «Кролики».

Словарная работа: кролик, заяц, задание, передние ноги.

 

Ход занятия

Загадка

Длинное ухо, комочек  пуха,

Прыгает ловко, грызет морковку.

(Кролик или  заяц)

Знакомство  с кроликом

Воспитатель  приносит в группу кролика и спрашивает детей:

- Кто это? Правильно,  это кролик, он живет дома, а  не в лесу, как заяц.

Воспитатель держит зверька  на полу (если животное спокойно себя ведет). В начале занятия не следует торопить детей с вопросами,  надо дать им возможность рассмотреть кролика.

Рассматривание  кролика.

Затем педагог спрашивает:

- Как он выглядит?

- На кого похож кролик?

- Какая у него шерстка? 

- Какие глазки?

- Какие ушки у кролика,  длинные или короткие?

- Лапки?

- Как он передвигается?

- Чем кролик питается? Угощение кролика.

Затем педагог берет  зверька на руки, гладит его и  предлагает каждому ребенку погладить, при этом показывает, как правильно  надо делать. Если дети боятся, не надо настаивать. После этого воспитатель  спрашивает, какая у кролика шерсть, и помогает выразить словом ощущения детей (мягкая, пушистая, теплая). Затем опускает кролика на пол, манит его морковкой, чтобы он подвигался, спрашивает ребят: «Что кролик передвигается? Правильно. Прыгая».

После этого кролика  кормят: воспитатель или кто-нибудь из детей ставит ему блюдце седой.

«Что делает кролик? –  спрашивает воспитатель. – Как он ест? Грызет (закрепить слово); послушайте все, как он грызет».

Если дети были на занятии  достаточно активны, хорошо отвечали на вопросы, можно на этом окончить занятие. Если же воспитателю не удалось «разговорить» ребят, он может подвести итог: «Вот какой у нас кролик красивый, у него черные глаза…», т.е. дать краткое описание животного.

В конце занятия воспитатель  говорит детям: «Этого кролика зовут  Пушок, он живет в старшей группе, дети хорошо за ним ухаживают. Он у нас побудет немного, мы возьмем его с собой на прогулку».

Пальчиковая игра «Кролик»

Маленький зверек по имени  Кролик

Всех нас смеяться заставил до колок:

Прыгал за белкой, за уткой  скакал,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его  уши торчали!

Мы хохотали, душив  нем не чая,

Но на опушке, заметив  лису,

Он подмигнул нам  и скрылся в лесу.

Большой и  указательный пальцы обеих рук сомкнуты в кольцо и поднесены к глазам – изображают кролика. Остальные  пальцы соединены и вытянуты вверх. Движения пальцами можно совершать по сюжету стихотворения.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы