Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Занятие "Овощи  и фрукты на нашем столе"

Задачи: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

Оборудование: натуральные плоды овощей и фруктов, среди которых обязательны кочан капусты, по 4—5 штук моркови, свеклы, антоновских яблок; принадлежности для приготовления салата; картины «Сад», «Огород».

Организация: занятие проводится непосредственно перед обедом и заканчивается во время обеда, меню которого составлено специально (салат витаминный, овощной суп или щи, овощное рагу или солянка, компот из свежих фруктов).

Ход занятия

1-я часть. Дети вспоминают, как недавно собирали урожай на огороде. Затем рассматривают картины «Сад» и «Огород» (сначала одну, затем другую).

Воспитатель уточняет: сад — это место, где выращивают плодово-ягодные деревья и кустарники, а на огороде на грядках выращивают разные овощи. Дети рассказывают об изображенном на картинах, воспитатель помогает им вопросами, дает пояснения.

2-я часть. На столе педагога вперемешку разложены плоды овощей и фруктов.

Воспитатель организует игру в загадки: один ребенок уходит за дверь, все договариваются, какой  плод загадают и что про него можно рассказать, не называя. Ребенок входит и выслушивает коллективный рассказ. Отгадав, находит плод на столе, показывает всем. Если дети затрудняются называть характерные признаки плодов, воспитатель помогает, дополняет описание.

В целом должно сложиться  полное описание растения, например про грушу: «Мы загадали то, что растет в саду. Она растет на деревьях. Она большая, круглая и немного продолговатая, сладкая и очень вкусная. Бывает желтая или зеленая, бывает твердая или мягкая. Спелая, она всегда мягкая и сочная. Из нее можно сделать компот, ее можно сушить на зиму. Ее все любят».

Таким же образом загадывают еще несколько фруктов.

3-я часть. Приготовление витаминного салата.

Воспитатель сообщает, что  из овощей и фруктов готовят разные блюда. Предлагает во время обеда  внимательно посмотреть, что приготовили повара.

Рассказывает: «Из свежих плодов часто делают салаты. Вы уже знаете, что в них много витаминов, которые полезны для здоровья. Особенно полезны морковь, свекла, яблоки. Поэтому салат, который мы с вами будем сейчас готовить, называется «Витаминный».

Воспитатель напоминает, что при приготовлении еды нужна аккуратность: чистые руки, чистая посуда, овощи и фрукты моют и чистят. Грязные овощи и фрукты опасны, с ними в организм человека может попасть инфекция, которая вызовет серьезную болезнь.

Дети моют руки. Воспитатель  распределяет работу: один ребенок  режет капусту, другие трут морковь, свеклу, третьи режут (трут) яблоки. Измельченные продукты складывают в блюдо. Воспитатель  добавляет подсолнечное масло, сахар, немного соли, перемешивает. Раскладывает салат на блюдца к обеду.

4-я часть. Во время обеда идет уточнение: из каких продуктов приготовлено каждое блюдо.

Воспитатель поясняет: «Салат — это холодное блюдо, его едят вначале. Овощи и фрукты в нем  свежие, невареные. Овощной суп —  горячее блюдо, его варят. Овощи в нем вареные. Овощное рагу тоже горячее блюдо, все овощи в нем тушеные. Рагу подают на второе. Компот варят из фруктов, добавляя сахар. Потом компот остужают. Его пьют на третье в завершение обеда».

В процессе обеда воспитатель  уточняет, чем отличаются на вкус и цвет сырые капуста и морковь от вареных; одинаковые ли на вкус яблоки в компоте и яблоки свежие; из каких овощей приготовлены суп, рагу.

Вечером воспитатель  дает детям задание: поговорить с  мамами и выяснить, что они заготовили на зиму; рассмотреть эти заготовки; если можно, принести немного в детский сад, чтобы показать ребятам и угостить их.

На следующий день в свободное время воспитатель  проводит разговор о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму. На накрытом столе выставляется все, что принесли дети. Все вместе пробуют и высказывают свое мнение о заготовках.

 

Занятие « Водное царство  уголка природы»

 

Задачи: уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточник знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбки живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налита вода). Сформировать понятие «рыбы» (это животное, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнивать по памяти. Оживить интерес к аквариуму.

 

Оборудование: аквариум с рыбками; корм для рыбок; цветная бумага; ширма.

 

Ход занятия

Загадка

«Дом стеклянный, в  нем жильцы – все отличные пловцы».

 

 Игра «Хорошо  – плохо» 

Дети аргументируют, почему рыбкой быть хорошо или плохо.

 

Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель заранее подготавливает цветочную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.

Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известны детям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или: «Почему всех их называют одним словом – «рыбы»? При затруднении задает вопросы: «Где живут? Как передвигаются? Чем покрыто тело?»

Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб – под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб живет, в аквариуме?»

Беседа «Условия содержания аквариумных рыбок»

- Какая вода у нас  в аквариуме? (Чистая, прозрачная).

- Рыбки любят чистую, прозрачную воду. Для этого за  ней  надо ухаживать. А как?  Менять в аквариуме воду.

Обратите внимание на то, что в аквариуме имеются  растения. Они нужны для питания  рыбкам, они необходимы и для пополнения кислородного запаса в аквариуме, чтобы рыбки могли жить и дышать. Рыбки в зарослях водорослей любят отдыхать.

Рыбок необходимо правильно  кормить. А что едят рыбки? Как  вы думаете, где нужно брать корм для рыбок? Да, обитателям аквариума нужен специальный корм. Его продают в зоомагазине. Сами рыбешки маленькие, а много ли им требуется корма? Да, рыбок кормить нужно умеренно. Корма надо брать совсем немного и тщательно перетирать его, чтобы не было комочков. Корм насыпают в специальные кормушки. Он почти весь остается на поверхности, и рыбки подплывают к кормушке и начинают заглатывать крошечные частички корма (во время беседы и рассказа воспитатель демонстрирует процесс кормления рыбок).

- Давайте мы  выберем  ребят, которые сегодня покормят наших рыбок. (Кормление рыбки).

 

Игра-митация «Мы рыбки»

Детям предлагается взять  лоскуты тонкой ткани и имитировать  движение плавников.

 

Пальчиковая гимнастика

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, то разожмутся,

 То зароются в песке.

Голова рыбки –  основание ладони (можно нарисовать фломастером на ладони рыбий нос, глаз и жабры); хвостик – пальчики, они расслаблены и легко извиваются. Отступая назад, разворачиваясь, позволяем  рыбке поплавать по всей комнате. Рыбки могут:

- собираться в стаи;

- расплываться в стороны;

- спасаться от большой  хищной рыбы.

 

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками

 

Наблюдение 1. «Кто живет в аквариуме»?

 

Цель: уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбки (даются названия), улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут, все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть.

 

Наблюдение 2. «В каких условиях живут рыбки»?

 

Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, значит, им просторно плавать, вода прозрачная, необходимой для них комнатной температуры (не холодной и не горячей); в аквариуме много света, так как он прозрачный; на дне лежат песок и камни, в которых хорошо растут растения, рыбки не голодают, потому что  их каждый день кормят дети и воспитатель, в этих условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют.

Организуя наблюдения, воспитатель  дает детям возможность потрогать  воду в аквариуме, сравнить ее с горячей  и холодной. Объяснить, что в плохих условиях рыбки могут заболеть – тогда они будут лежать на дне, плохо плавать (заваливаться на бок). Демонстрирует мутную воду в банке, совсем не подходящую для рыб.

 

Наблюдение 3. «Как можно улучшить условия жизни  рыбок?»

 

Цель: показать детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и ухаживать: доливать воду, включать рефлектор, протирать и очищать стекла, собирать грязь со дна; чистый аквариум, освещенный рефлектором, очень красиво выглядит, рыбки в нем хорошо себя чувствуют, не болеют, а дети и взрослые около аквариума могут отдыхать.

Воспитатель предлагает детям смотреть, как он чистит стекла, доливает воду. Просит оценить, как  лучше выглядит аквариум – когда  лампа включена или когда выключена. При этом дети помогают воспитателю.

 

Наблюдение 4. «Какое тело у рыбки?»

 

Цель: уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела.

Организуя наблюдение, воспитатель  задает детям вопросы: что есть у  рыбки? Что у нее впереди, а что сзади? Где у рыбки спинка, а где брюшко? Что у рыбки на голове? Воспитатель движением рук показывает сам и просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных частей ее тела. Обращает их внимание на то, что у водной обитательницы нет рук, ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах ее тела – на спине, брюшке, на хвосте, вблизи головы. В завершение наблюдения декламирует шуточную считалку:

Ини, мини, майни, май,

Рыбку за ногу поймай.

Если рыбка «ой-ой-ой»,

Отпусти ее домой.

 

 

Наблюдение 5. «Для чего рыбкам глаза?»

 

Цель: уточнить с детьми представление о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.

Организуя наблюдение, воспитатель  спрашивает, что делают рыбки в  аквариуме, что у них на голове, зачем им глаза, сколько глаз у каждой рыбки, где глаза расположены на голове (по бокам головы – с одной стороны и с другой). Затем предлагает детям вообразить, что они рыбки и находятся в аквариуме, и рассказать, что они видят.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки видят все предметы не только в аквариуме, но и за его стенками, так как они стеклянные и прозрачные. Значит, рыбки видят и ребят, которые подошли к аквариуму и наблюдают за ними. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, повернуть голову влево, вправо. Затем поясняет: «Глаза очень важны: с их помощью можно видеть все, что нас окружает. Для рыб глаза тоже важны: они видят корм, друг друга, тех, кто их кормит».

 

Наблюдение 6. «Как рыбки отдыхают?»

 

Цель: дать детям представление о том, что рыбки, как и все живые существа, отдыхают и спят, при этом они неподвижно стоят в траве, возле дна, глаза у них остаются открытыми, так как у рыбок нет век, но при этом рыбки спят и нечего не видят; когда рыбки спят, им не надо мешать – шуметь возле аквариума.

Воспитатель, собрав детей  в вечернее время возле аквариума  с включенным рефлектором, предлагает понаблюдать и сказать, что делают водные обитательницы. Затем выразительно читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень. Ночью тишь.                    Жаль, что в речке, на воде,

Рыбка, Рыбка, где ты спишь?                   Нет следов твоих нигде.

 Лисий след ведет  к норе,                     Только темень, только тишь.

След собачий –  к конуре.                      Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Белкин след ведет  к дуплу.

Мышкин – к дырочке  в полу.

Затем воспитатель говорит: «Мы сейчас устроим темноту и  тишину, рыбку успокоятся и будут  спать. А вы тихонько, по одному, будете подходить к аквариуму, и смотреть, где спят рыбки. Это очень интересно узнать!» Воспитатель выключает рефлектор и свет в этой части помещения, уводит детей подальше, предлагает им тихонько играть и шепотом разговаривать. Через 20 мин он предлагает детям тихо подойти к аквариуму. Затем они все вместе обсуждают то, что заметили. Воспитатель говорит, что рыбки тоже спят, как и люди, только с открытыми глазами, потому что у них нет век. Иногда рыбки отдыхают и днем, в это время им не следует мешать, не надо шуметь вблизи аквариума.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы