Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Занятие "Овощи и фрукты на нашем столе"
Задачи: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.
Оборудование: натуральные плоды овощей и фруктов, среди которых обязательны кочан капусты, по 4—5 штук моркови, свеклы, антоновских яблок; принадлежности для приготовления салата; картины «Сад», «Огород».
Организация: занятие проводится непосредственно перед обедом и заканчивается во время обеда, меню которого составлено специально (салат витаминный, овощной суп или щи, овощное рагу или солянка, компот из свежих фруктов).
Ход занятия
1-я часть. Дети вспоминают, как недавно собирали урожай на огороде. Затем рассматривают картины «Сад» и «Огород» (сначала одну, затем другую).
Воспитатель уточняет: сад — это место, где выращивают плодово-ягодные деревья и кустарники, а на огороде на грядках выращивают разные овощи. Дети рассказывают об изображенном на картинах, воспитатель помогает им вопросами, дает пояснения.
2-я часть. На столе педагога вперемешку разложены плоды овощей и фруктов.
Воспитатель организует игру в загадки: один ребенок уходит за дверь, все договариваются, какой плод загадают и что про него можно рассказать, не называя. Ребенок входит и выслушивает коллективный рассказ. Отгадав, находит плод на столе, показывает всем. Если дети затрудняются называть характерные признаки плодов, воспитатель помогает, дополняет описание.
В целом должно сложиться полное описание растения, например про грушу: «Мы загадали то, что растет в саду. Она растет на деревьях. Она большая, круглая и немного продолговатая, сладкая и очень вкусная. Бывает желтая или зеленая, бывает твердая или мягкая. Спелая, она всегда мягкая и сочная. Из нее можно сделать компот, ее можно сушить на зиму. Ее все любят».
Таким же образом загадывают еще несколько фруктов.
3-я часть. Приготовление витаминного салата.
Воспитатель сообщает, что из овощей и фруктов готовят разные блюда. Предлагает во время обеда внимательно посмотреть, что приготовили повара.
Рассказывает: «Из свежих плодов часто делают салаты. Вы уже знаете, что в них много витаминов, которые полезны для здоровья. Особенно полезны морковь, свекла, яблоки. Поэтому салат, который мы с вами будем сейчас готовить, называется «Витаминный».
Воспитатель напоминает, что при приготовлении еды нужна аккуратность: чистые руки, чистая посуда, овощи и фрукты моют и чистят. Грязные овощи и фрукты опасны, с ними в организм человека может попасть инфекция, которая вызовет серьезную болезнь.
Дети моют руки. Воспитатель распределяет работу: один ребенок режет капусту, другие трут морковь, свеклу, третьи режут (трут) яблоки. Измельченные продукты складывают в блюдо. Воспитатель добавляет подсолнечное масло, сахар, немного соли, перемешивает. Раскладывает салат на блюдца к обеду.
4-я часть. Во время обеда идет уточнение: из каких продуктов приготовлено каждое блюдо.
Воспитатель поясняет: «Салат — это холодное блюдо, его едят вначале. Овощи и фрукты в нем свежие, невареные. Овощной суп — горячее блюдо, его варят. Овощи в нем вареные. Овощное рагу тоже горячее блюдо, все овощи в нем тушеные. Рагу подают на второе. Компот варят из фруктов, добавляя сахар. Потом компот остужают. Его пьют на третье в завершение обеда».
В процессе обеда воспитатель уточняет, чем отличаются на вкус и цвет сырые капуста и морковь от вареных; одинаковые ли на вкус яблоки в компоте и яблоки свежие; из каких овощей приготовлены суп, рагу.
Вечером воспитатель дает детям задание: поговорить с мамами и выяснить, что они заготовили на зиму; рассмотреть эти заготовки; если можно, принести немного в детский сад, чтобы показать ребятам и угостить их.
На следующий день в свободное время воспитатель проводит разговор о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму. На накрытом столе выставляется все, что принесли дети. Все вместе пробуют и высказывают свое мнение о заготовках.
Занятие « Водное царство уголка природы»
Задачи: уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточник знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбки живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налита вода). Сформировать понятие «рыбы» (это животное, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнивать по памяти. Оживить интерес к аквариуму.
Оборудование: аквариум с рыбками; корм для рыбок; цветная бумага; ширма.
Ход занятия
Загадка
«Дом стеклянный, в нем жильцы – все отличные пловцы».
Игра «Хорошо – плохо»
Дети аргументируют, почему рыбкой быть хорошо или плохо.
Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель заранее подготавливает цветочную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.
Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известны детям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или: «Почему всех их называют одним словом – «рыбы»? При затруднении задает вопросы: «Где живут? Как передвигаются? Чем покрыто тело?»
Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб – под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб живет, в аквариуме?»
Беседа «Условия содержания аквариумных рыбок»
- Какая вода у нас в аквариуме? (Чистая, прозрачная).
- Рыбки любят чистую, прозрачную воду. Для этого за ней надо ухаживать. А как? Менять в аквариуме воду.
Обратите внимание на то, что в аквариуме имеются растения. Они нужны для питания рыбкам, они необходимы и для пополнения кислородного запаса в аквариуме, чтобы рыбки могли жить и дышать. Рыбки в зарослях водорослей любят отдыхать.
Рыбок необходимо правильно кормить. А что едят рыбки? Как вы думаете, где нужно брать корм для рыбок? Да, обитателям аквариума нужен специальный корм. Его продают в зоомагазине. Сами рыбешки маленькие, а много ли им требуется корма? Да, рыбок кормить нужно умеренно. Корма надо брать совсем немного и тщательно перетирать его, чтобы не было комочков. Корм насыпают в специальные кормушки. Он почти весь остается на поверхности, и рыбки подплывают к кормушке и начинают заглатывать крошечные частички корма (во время беседы и рассказа воспитатель демонстрирует процесс кормления рыбок).
- Давайте мы выберем
ребят, которые сегодня покормя
Игра-митация «Мы рыбки»
Детям предлагается взять лоскуты тонкой ткани и имитировать движение плавников.
Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, то разожмутся,
То зароются в песке.
Голова рыбки –
основание ладони (можно нарисовать
фломастером на ладони рыбий нос,
глаз и жабры); хвостик – пальчики,
они расслаблены и легко
- собираться в стаи;
- расплываться в стороны;
- спасаться от большой хищной рыбы.
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками
Наблюдение 1. «Кто живет в аквариуме»?
Цель: уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбки (даются названия), улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут, все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть.
Наблюдение 2. «В каких условиях живут рыбки»?
Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, значит, им просторно плавать, вода прозрачная, необходимой для них комнатной температуры (не холодной и не горячей); в аквариуме много света, так как он прозрачный; на дне лежат песок и камни, в которых хорошо растут растения, рыбки не голодают, потому что их каждый день кормят дети и воспитатель, в этих условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют.
Организуя наблюдения, воспитатель дает детям возможность потрогать воду в аквариуме, сравнить ее с горячей и холодной. Объяснить, что в плохих условиях рыбки могут заболеть – тогда они будут лежать на дне, плохо плавать (заваливаться на бок). Демонстрирует мутную воду в банке, совсем не подходящую для рыб.
Наблюдение 3. «Как можно улучшить условия жизни рыбок?»
Цель: показать детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и ухаживать: доливать воду, включать рефлектор, протирать и очищать стекла, собирать грязь со дна; чистый аквариум, освещенный рефлектором, очень красиво выглядит, рыбки в нем хорошо себя чувствуют, не болеют, а дети и взрослые около аквариума могут отдыхать.
Воспитатель предлагает детям смотреть, как он чистит стекла, доливает воду. Просит оценить, как лучше выглядит аквариум – когда лампа включена или когда выключена. При этом дети помогают воспитателю.
Наблюдение 4. «Какое тело у рыбки?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела.
Организуя наблюдение, воспитатель задает детям вопросы: что есть у рыбки? Что у нее впереди, а что сзади? Где у рыбки спинка, а где брюшко? Что у рыбки на голове? Воспитатель движением рук показывает сам и просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных частей ее тела. Обращает их внимание на то, что у водной обитательницы нет рук, ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах ее тела – на спине, брюшке, на хвосте, вблизи головы. В завершение наблюдения декламирует шуточную считалку:
Ини, мини, майни, май,
Рыбку за ногу поймай.
Если рыбка «ой-ой-ой»,
Отпусти ее домой.
Наблюдение 5. «Для чего рыбкам глаза?»
Цель: уточнить с детьми представление о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.
Организуя наблюдение, воспитатель спрашивает, что делают рыбки в аквариуме, что у них на голове, зачем им глаза, сколько глаз у каждой рыбки, где глаза расположены на голове (по бокам головы – с одной стороны и с другой). Затем предлагает детям вообразить, что они рыбки и находятся в аквариуме, и рассказать, что они видят.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки видят все предметы не только в аквариуме, но и за его стенками, так как они стеклянные и прозрачные. Значит, рыбки видят и ребят, которые подошли к аквариуму и наблюдают за ними. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, повернуть голову влево, вправо. Затем поясняет: «Глаза очень важны: с их помощью можно видеть все, что нас окружает. Для рыб глаза тоже важны: они видят корм, друг друга, тех, кто их кормит».
Наблюдение 6. «Как рыбки отдыхают?»
Цель: дать детям представление о том, что рыбки, как и все живые существа, отдыхают и спят, при этом они неподвижно стоят в траве, возле дна, глаза у них остаются открытыми, так как у рыбок нет век, но при этом рыбки спят и нечего не видят; когда рыбки спят, им не надо мешать – шуметь возле аквариума.
Воспитатель, собрав детей в вечернее время возле аквариума с включенным рефлектором, предлагает понаблюдать и сказать, что делают водные обитательницы. Затем выразительно читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка».
Ночью темень. Ночью тишь. Жаль, что в речке, на воде,
Рыбка, Рыбка, где ты спишь? Нет следов твоих нигде.
Лисий след ведет к норе, Только темень, только тишь.
След собачий – к конуре. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Белкин след ведет к дуплу.
Мышкин – к дырочке в полу.
Затем воспитатель говорит: «Мы сейчас устроим темноту и тишину, рыбку успокоятся и будут спать. А вы тихонько, по одному, будете подходить к аквариуму, и смотреть, где спят рыбки. Это очень интересно узнать!» Воспитатель выключает рефлектор и свет в этой части помещения, уводит детей подальше, предлагает им тихонько играть и шепотом разговаривать. Через 20 мин он предлагает детям тихо подойти к аквариуму. Затем они все вместе обсуждают то, что заметили. Воспитатель говорит, что рыбки тоже спят, как и люди, только с открытыми глазами, потому что у них нет век. Иногда рыбки отдыхают и днем, в это время им не следует мешать, не надо шуметь вблизи аквариума.