Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
Ребенок классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Ребенок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень
(8 – 12 баллов)
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего
(5 – 7 баллов)
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного маара со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 3
Результаты диагностики экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Знания о животных птицах и насекомых |
Знания о раститель-ном мире |
Знания о неживой природе |
Знания о временах года |
Отношение к миру природы |
Общее коли-чество баллов |
1 |
Саша П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
Маша М. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
3 |
Костя Е. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
4 |
Даша Ф. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
5 |
Яна Н. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
6 |
Ярослав М. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
13 |
7 |
Настя Ш. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
8 |
Влад Б. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
8 |
9 |
Миша Л. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
10 |
Оля Н. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
11 |
Женя Б. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
12 |
Лена Р. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
13 |
Дима П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
14 |
Маша К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
15 |
Ваня К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
16 |
Данил М. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Таблица 4
Уровни сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Средний балл |
Уровень сформированности экологических знаний |
1 |
Саша П. |
5 баллов |
низкий уровень |
2 |
Маша М. |
9 баллов |
средний уровень |
3 |
Костя Е. |
6 баллов |
низкий уровень |
4 |
Даша Ф. |
10 баллов |
средний уровень |
5 |
Яна Н. |
6 баллов |
низкий уровень |
6 |
Ярослав М. |
13 баллов |
высокий уровень |
7 |
Настя Ш. |
5 баллов |
низкий уровень |
8 |
Влад Б. |
8 баллов |
средний уровень |
9 |
Миша Л. |
6 баллов |
низкий уровень |
10 |
Оля Н. |
8 баллов |
средний уровень |
11 |
Женя Б. |
13 баллов |
высокий уровень |
12 |
Лена Р. |
7 баллов |
низкий уровень |
13 |
Дима П. |
13 баллов |
высокий уровень |
14 |
Маша К. |
5 баллов |
низкий уровень |
15 |
Ваня К. |
7 баллов |
низкий уровень |
16 |
Данил М. |
9 баллов |
средний уровень |
Таблица 5
Результаты диагностики экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Знания о животных, птицах и насекомых |
Знания о раститель-ном мире |
Знания о неживой природе |
Знания о временах года |
Отношение к миру природы |
Общее коли-чество баллов |
1 |
Саша П. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
2 |
Маша М. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
14 |
3 |
Костя Е. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
4 |
Даша Ф. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
13 |
5 |
Яна Н. |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
10 |
6 |
Ярослав М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
7 |
Настя Ш. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
8 |
Влад Б. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
12 |
9 |
Миша Л. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
10 |
Оля Н. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
11 |
Женя Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
12 |
Лена Р. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
13 |
Дима П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
14 |
Маша К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
15 |
Ваня К. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
16 |
Данил М. |
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
14 |
Таблица 6
Уровни сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Средний балл |
Уровень сформированности экологических знаний |
1 |
Саша П. |
7 баллов |
низкий уровень |
2 |
Маша М. |
14 баллов |
высокий уровень |
3 |
Костя Е. |
9 баллов |
средний уровень |
4 |
Даша Ф. |
13 баллов |
высокий уровень |
5 |
Яна Н. |
10 баллов |
средний уровень |
6 |
Ярослав М. |
14 баллов |
высокий уровень |
7 |
Настя Ш. |
7 баллов |
низкий уровень |
8 |
Влад Б. |
12 баллов |
средний уровень |
9 |
Миша Л. |
11 баллов |
средний уровень |
10 |
Оля Н. |
12 баллов |
средний уровень |
11 |
Женя Б. |
15 баллов |
высокий уровень |
12 |
Лена Р. |
11 баллов |
средний уровень |
13 |
Дима П. |
14 баллов |
высокий уровень |
14 |
Маша К. |
7 баллов |
низкий уровень |
15 |
Ваня К. |
9 баллов |
средний уровень |
16 |
Данил М. |
14 баллов |
высокий уровень |