Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Ребенок классифицирует растения по видам, знает их характерные  признаки. Называет условия, необходимые  для жизни, роста и развития комнатных  растений. Знает, как правильно нужно  ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Ребенок знает объекты  неживой природы и правильно  называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут  быть использованы. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

 

Средний уровень

(8 – 12 баллов)

Ребенок в основном знает  представителей животного мира и  разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать  их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые  для жизни, роста и развития комнатных  растений. Знает, как правильно ухаживать  за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой  природы  и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для  чего они могут использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

 

Уровень ниже  среднего

(5 – 7 баллов)

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1

 

Ребенок часто допускает  ошибки, называя представителей животного  мира и разделяя их по видам. Не может  аргументировать свой выбор. Не соотносит  представителей животного маара  со средой обитания. Затрудняется назвать  их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать  их характерные признаки. Не знает  условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно  назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут  быть использованы объекты неживой  природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 3

 

Результаты  диагностики  экологических знаний  детей среднего дошкольного возраста на констатирующем  этапе эксперимента

 

 

 

Имя, фамилия ребенка

 

Знания о животных птицах и насекомых

 

Знания о раститель-ном мире

 

Знания о неживой природе

 

Знания о временах года

 

Отношение к миру природы

 

Общее

коли-чество

баллов

 

1

 

Саша П.

 

      1

 

     1

 

     1

 

      1

 

      1

 

  5

 

2

 

Маша М.

 

      2

 

      1

 

     2

 

      2

 

      2

 

    9

 

3

 

Костя Е.

 

      1

 

      1

 

     2

 

      1

 

      1

 

    6

 

4

 

Даша Ф.

 

      2

 

      2

 

     2

 

      2

 

      2

 

  10

 

5

 

Яна Н.

 

      1

 

      1

 

     2

 

      1

 

      1

 

  6

 

6

Ярослав М.

 

      2

 

      3

 

     2

 

      3

 

      3

 

  13

 

7

 

Настя Ш.

 

     1

 

      1

 

     1

 

     1

 

      1

 

    5

 

8

 

Влад Б.

 

     2

 

      1

 

     2

 

     2

 

      1

 

     8

 

9

 

Миша Л.

 

     2

 

      1

 

     1

 

     1

 

      1

 

   6

10

 

Оля Н.

 

     1

 

      2

 

     2

 

     1

 

      2

 

    8

11

 

Женя Б.

 

     3

 

      2

 

     3

 

     3

 

      2

 

    13

12

 

Лена Р.

 

     2

 

      1

 

      1

 

      2

 

       1

 

     7  

 

13

 

Дима П.

 

     3

 

      2

 

      3

 

      3

 

       2

 

    13

 

14

 

Маша К.

 

     1

 

       1

 

      1

 

      1

 

       1

 

     5

 

15

 

Ваня К.

    

      1

      

       2

     

      1

    

      2

      

       1

     

     7

 

16

 

Данил М.

    

      2

      

       2

    

      1

    

      2

     

       2

  

    9


 

 

Таблица 4

 

Уровни сформированности экологических знаний  детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

 

 

 

Имя, фамилия

ребенка

 

Средний

балл

 

Уровень сформированности экологических знаний

  1

 Саша П.

     5 баллов

        низкий  уровень

  2

 Маша М.

     9  баллов

        средний  уровень

  3

 Костя  Е.

     6 баллов

        низкий  уровень

  4

 Даша Ф.

    10  баллов

        средний  уровень

  5

 Яна Н.

     6 баллов

        низкий  уровень

  6

 Ярослав М.

    13 баллов

        высокий  уровень

  7

 Настя  Ш.

     5 баллов

        низкий  уровень

  8

 Влад Б.

     8 баллов

        средний  уровень

  9

 Миша Л.

6 баллов

        низкий  уровень      

10

 Оля Н.

    8 баллов

       средний уровень        

11

 Женя Б.

    13 баллов

        высокий уровень

12

Лена Р.

    7 баллов

        низкий  уровень      

13

Дима П.

    13 баллов

        высокий уровень

14

Маша К.

    5 баллов

        низкий  уровень      

15

Ваня К.

    7 баллов

        низкий  уровень      

16

 Данил М.

     9 баллов

        средний уровень


 

 

Таблица  5

 

Результаты  диагностики  экологических знаний  детей среднего дошкольного возраста на контрольном  этапе эксперимента

 

 

 

Имя, фамилия ребенка

 

Знания о животных, птицах и насекомых

 

Знания о раститель-ном мире

 

Знания о неживой природе

 

Знания о временах года

 

Отношение к миру природы

 

Общее

коли-чество

баллов

 

1

 

Саша П.

 

      2

 

     2

 

     1

 

      1

 

      1

 

  7

 

2

 

Маша М.

 

      3

 

      2

 

     3

 

      3

 

      3

 

  14

 

3

 

Костя Е.

 

      2

 

      1

 

     2

 

      2

 

      2

 

    9

 

4

 

Даша Ф.

 

      3

 

      3

 

     2

 

      3

 

      2

 

  13

 

5

 

Яна Н.

 

      2

 

      3

 

     2

 

      1

 

      2

 

    10

 

6

Ярослав М.

 

      3

 

      3

 

     2

 

      3

 

      3

 

  14

 

7

 

Настя Ш.

 

     2

 

      1

 

     1

 

     2

 

      1

 

    7

 

8

 

Влад Б.

 

     3 

 

      2

 

     3  

 

     2

 

      2

 

  12

 

9

 

Миша Л.

 

     3

 

      2

 

     2

 

     2

 

      2

 

   11

10

 

Оля Н.

 

     2

 

      3

 

     2

 

     3

 

      2

 

  12

11

 

Женя Б.

 

     3

 

      3

 

     3

 

     3

 

      3

 

  15

12

 

Лена Р.

 

     3

 

      2

 

      2

 

      2

 

       2

 

    11

13

 

Дима П.

 

     3

 

      3

 

      3

 

      3

  

       2

 

    14

14

 

Маша К.

 

    1

 

      2

 

      1

 

       2

 

       1

 

    7

15

 

Ваня К.

 

     2

 

      2

 

      1

 

       2

 

        2

 

     9

 

16

 

Данил М.

    

     3

   

      

      3

    

     

     2

   

     

      3

     

     

       3

    

  

  14


 

 

Таблица 6

 

Уровни сформированности экологических знаний  детей среднего дошкольного возраста на контрольном  этапе эксперимента

 

 

 

Имя, фамилия

ребенка

 

Средний

балл

 

Уровень сформированности экологических знаний

  1

 Саша П.

     7 баллов

        низкий  уровень

  2

 Маша М.

     14 баллов

        высокий  уровень

  3

 Костя  Е.

     9 баллов

        средний уровень

  4

 Даша Ф.

    13 баллов

        высокий  уровень

  5

 Яна Н.

    10 баллов

        средний  уровень

  6

 Ярослав М.

    14 баллов

        высокий  уровень

  7

 Настя  Ш.

     7 баллов

        низкий  уровень

  8

 Влад Б.

     12 баллов

        средний  уровень

  9

 Миша Л.

11  баллов

        средний  уровень      

10

 Оля Н.

    12 баллов

        средний уровень        

11

 Женя Б.

    15 баллов

        высокий уровень

12

Лена Р.

    11 баллов

        средний  уровень      

13

Дима П.

    14 баллов

        высокий уровень

14

Маша К.

    7 баллов

        низкий  уровень      

15

Ваня К.

    9 баллов

       средний  уровень      

16

 Данил М.

   14 баллов

        высокий уровень

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы