Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

3. Игра-имитация «Большой медведь и маленький медвежонок».

 

4.Беседа  о белке.

На снегу  разбросаны чешуйки и стерженьки шишек.

- Кто насорил в лесу?

-  Кто любит лакомиться шишками? (На ветке сидит белка).

— Как она выглядит? (Поменяла шубку с рыже-золотой на серебристо-серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит.)

— Где живет? (В дупле).

Воспитатель читает стихотворение:

Скачет белка там  и тут.

Белкин  хвост— как парашют!

Управляя пм умело,

Белка вниз с сосны  слетела.

                                                      Когда трескучие морозы

                                                      Ветки опушат,

                                                      Белка спрячется в дупло —

                                                      Там и сухо, и тепло!

 

5.Дидактическая  игра «Опиши, я отгадаю».

Ребенок описывает животное (ежа, белку, лису, зайца, медведя) не называя  его, а остальные дети отгадывают.

 

 

6. Отгадывание  загадок.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьев,

Отгадайте, кто таков?  (Медведь.)                            Хожу в пушистой шубе,

                                                                                     Живу в густом  лесу,

                                                                                      В дупле на старом дубе

                                                                                      Орешки я  грызу.(Белочка)   

На спинке иголки

Длинные и колкие.

А свернется в клубок -

Ни головы нет, ни ног.  (Еж.)

 

                                                                 Не барашек и не кот, 

                                                                 Носит шубу круглый год.

                                                                 Шуба серая - для лета,

                                                                 Для зимы – другого цвета.  (Заяц.)

 

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост  – 

Все знаем мы …?    (Лиса.)

 

Занятие «Ознакомление с новым комнатным растением»

 

    Задачи: продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений. Познакомить детей с новым для них растением — бальзамином, дать его бытовое название (огонек). Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.

 

    Предварительная работа.

- Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

- Рассматривание схемы-модели  «Растение».

- Наблюдения за трудом  воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового  процесса по схеме «Полив растения»).

 

    Подготовка к занятию. Отобрать растения для рассматривания; одни поставить на стол, другие на окна. Бальзамин в начале занятия убран.

 

Ход занятия

Дети сидят  на своих местах.

Педагог просит их ответить на вопросы:

- Что стоит на моем столе?

- Как называются эти комнатные растения?

- Какова их величина?

- Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности?

-  Есть ли у растений  цветки?

- Какие они и сколько  их?

Затем показывает фикус  и просит рассмотреть его; спрашивает у детей, какого он размера. Дети отвечают: «Большой, похож на дерево». Отвечая на вопросы педагога, они устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно-зеленого цвета.

«Что можно еще сказать  о листе? — спрашивает педагог, приглашая ребят потрогать листок.— Какой он на ощупь? Правильно, лист гладкий, блестящий».

 

    После этого подводят итог: что сказал о растении каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.

   Педагог предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

 

Далее рассматривают  огонек.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: дети, посмотрите на это новое растение.   Оно называется огонек.    Вы видите,     что

у него много маленьких  красных цветочков и поэтому его назвали огонек. Посмотрите на него внимательно и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают огонек, описывают его.)

- Нравится вам огонек?

 Он остается у  нас в группе. Какое место мы  найдем для него? Правильно, огонек будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним огонек и другое растение — дружную семейку.

- Похожи они?

- Чем они не похожи?

- Какие они по размеру?

-  Какие у них  листья?»

 Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими дает возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения.

 

Проводится дидактическая игра «Узнай растение».

Воспитатель говорит: «Сейчас  мы с вами поиграем. Один из вас будет  водить: он отвернется, а мы спрячем  какое-нибудь растение. Он должен узнать, какое растение мы убрали. (Игра повторяется З—4 раза, каждый раз—новый водящий.) Теперь поиграем по-другому: пока водящий не смотрит, мы переставим растения на столе, а он должен будет узнать, что изменилось. (Игра также повторяется несколько раз.)»

В конце занятия воспитатель  дает оценку работы, дети ставят небольшие  растения на свои места.

 

Наблюдения за новой рыбкой

 

Цель наблюдения: дать сведения новой для детей рыбке — комете. (Подчеркнуть, что она красная с белыми пятнами, красиво блестит.) Укреплять интерес к рыбке, наблюдению и уходу за ней. Уточнить и дополнить знания детей об уходе за рыбками (кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума только сачком, в аквариум доливать чистую воду). Ввести в словарь детей слова чешуя, прозрачная вода.

Подготовка  к наблюдению. Приготовить таз с водой, сачок, кормушку-мотыльницу, живой корм. Рыбку поместить в банку с водой.

 

Ход наблюдения

(Дети сидят  полукругом.)

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Кто живет у нас в аквариуме? (Золотая рыбка.) А сегодня я принесла другую рыбку, посмотрите на нее (достает банку с рыбкой и показывает каждому ребенку). Чтобы мы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку). Рыбка эта называется комета. Рассмотрите рыбку.

Какого цвета у нее  глаза?

Какой они величины? Как  они расположены: рыбка смотрит прямо перед собой или иначе? Да, они у нее находятся по бокам головы.

А что еще есть у  рыбки?

Какой величины рот?

Какой формы тело у  рыбки? (Овальное.)

Чем покрыто ее тело? Чешуей (закрепить это слово).

Какого цвета чешуя  у рыбки? Правильно, она красная с белыми пятнами, красиво блестит.

У кометы чешуя такого же цвета, как у нашей золотой рыбки? Правильно, у золотой рыбки чешуя такого же цвета, но вся красная, без пятен. А что находится на спине и животе рыбки?

Да, это плавники, что  рыбка ими делает? (Двигает когда плавает.)

 Что у рыбки на  хвосте? Правильно, на хвосте у  рыбки тоже плавник, но длиннее,  чем у золотой рыбки. 

Что рыбка делает хвостом? (Двигает, изгибает его, он тоже помогает ей плавать.)

Как плавает рыбка? (Быстро, все время шевелит хвостом и плавничками.) Где живут у нас рыбки? В аквариуме. (Можно не добиваться от детей произнесения этого слова, они должны его слышать.)

Что есть в нашем аквариуме?

Какая вода в нем? Посмотрите, она чистая, прозрачная (закрепить слово). Что еще есть в аквариуме? (Зеленая травка, песок, камешки.)

Как мы ухаживаем за рыбками? (Кормим их, доливаем в аквариум чистой воды, протираем стекло.) Мы хорошо ухаживаем за своей рыбкой, поэтому она такая веселая, быстро плавает. Давайте мы к нашей золотой рыбке в аквариум пустим комету.

Чем мы ее поймаем из таза?

Можно ловить рыбку рукой? Нет, нельзя, ее можно повредить и  она заболеет. Поймаем комету сачком. Сережа, возьми сачок и поймай рыбку  в тазу (ребенок с помощью воспитателя ловит рыбку). Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла; аквариум у нас большой, ей будет свободно плавать. Теперь давайте покормим рыбок. Их можно кормить не только кормом из баночки, но и червячками — посмотрите (показывает). Я помещу в аквариум другую кормушку. Петя ложечкой положит в нее немного червячков (дети наблюдают за тем, как рыбки едят)».

Игра-имитация « Мы рыбки»

Детям предлагается взять  лоскуты тонкой ткани и имитировать  движение плавников.

 

Занятие « Кошка и  собака – наши милые друзья»

 

Цель: Уточнить  и расширить представление  о кошке и собаке как домашних животных и  друзьях человека, об их детенышах; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.

Материал: картинки «Кошка с котятами», «Собака со щенками». Куклы или рисунки «Кот Матроскин» и «Шарик».

 

Ход занятия 

Встреча с Котом Матроскиным и Шариком

- Ребята, к нам в  группу на занятие пришли Кот  Матроскин и Шарик. По-моему,  они приготовили для вас что-то  любопытное. Да, вот тут у них  конвертик с интересной надписью: «Загадки для ребят». Попробуем  их разгадать?

Загадки

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

Мохнатенькая, усатенькая, ляжет – песенку поет. (Кошка)

Под полом таится –  кошки боится. (Мышь)

Знакомство  с кошкой и собакой

- А еще в конвертике  есть две картинки. Я их сейчас  на доску прикреплю, и мы  их внимательно рассмотрим. (По  картинкам происходит знакомство  с кошкой, собакой.) Дети рассматривают  картинки «Кошка с котятами»  и «Собака со щенками» и  отвечают на вопросы воспитателя:

- Кто нарисован на  картинке? Что делает собака? А  что кошка? Что делают щенята? Котята? Где живут собаки (кошки)?

После ответов на вопросы  воспитатель предлагает узнать, какая  из них больше всего нравиться  Матроскину, а какая Шарику. Затем  дети составляют  для гостей рассказ по картинкам. Они учатся не только описывать, но и сравнивать, сопоставлять, подбирать слова, противоположные по смыслу.

Игра  «Хорошо – плохо»

Если мы кормим кота рыбой, это хорошо или плохо?

Даем коту витамины?

Водим собаку на прогулку?

Привязали собаку?

Играем с котом до тех пор, пока он не начинает царапаться?

Пытаемся кота посадить в коробку и заклеить ее?

Пытаемся забрать маленьких  щенят у собаки или котят у  кошки, чтобы вволю с ними поиграть?

- Ребята, Матроскин и  Шарик приготовили для вас стихотворение «Кто кем становиться?» А.Шибаева. Давайте его прочитаем.

Итог  занятия 

А еще у Матроскина есть к вам большая просьба. Расскажите ему своих четвероногих друзьях  с помощью рисунка. (Дети рисуют кошек  и собак, которые живут вместе с ними.)

 

Занятие « На птичьем дворе: домашние птицы»

 

Цели: уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

 

Оборудование: макет «курятник», сарай, домашние птицы, пруд для водоплавающих птиц, курочка Ряба (игрушки).

 

Словарная работа: птенцы, курятники.

 

Ход занятия

Встреча с курочкой Рябой

Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла курочка Ряба (показывает игрушку-курочку), и что она познакомит их с обитателями птичьего двора. Вместе с курочкой Рябой дети рассматривают картины с изображением кур, гусей, уток на птичьем дворе.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы