Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
3. Игра-имитация «Большой медведь и маленький медвежонок».
4.Беседа о белке.
На снегу разбросаны чешуйки и стерженьки шишек.
- Кто насорил в лесу?
- Кто любит лакомиться шишками? (На ветке сидит белка).
— Как она выглядит? (Поменяла шубку с рыже-золотой на серебристо-серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит.)
— Где живет? (В дупле).
Воспитатель читает стихотворение:
Скачет белка там и тут.
Белкин хвост— как парашют!
Управляя пм умело,
Белка вниз с сосны слетела.
5.Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю».
Ребенок описывает животное (ежа, белку, лису, зайца, медведя) не называя его, а остальные дети отгадывают.
6. Отгадывание загадок.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьев,
Отгадайте, кто таков? (Медведь.)
На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернется в клубок -
Ни головы нет, ни ног. (Еж.)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы …? (Лиса.)
Занятие «Ознакомление с новым комнатным растением»
Задачи: продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений. Познакомить детей с новым для них растением — бальзамином, дать его бытовое название (огонек). Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.
Предварительная работа.
- Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
- Рассматривание схемы-модели «Растение».
- Наблюдения за трудом
воспитателя по поливу растений
(знакомство с моделью
Подготовка к занятию. Отобрать растения для рассматривания; одни поставить на стол, другие на окна. Бальзамин в начале занятия убран.
Ход занятия
Дети сидят на своих местах.
Педагог просит их ответить на вопросы:
- Что стоит на моем столе?
- Как называются эти комнатные растения?
- Какова их величина?
- Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности?
- Есть ли у растений цветки?
- Какие они и сколько их?
Затем показывает фикус и просит рассмотреть его; спрашивает у детей, какого он размера. Дети отвечают: «Большой, похож на дерево». Отвечая на вопросы педагога, они устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно-зеленого цвета.
«Что можно еще сказать о листе? — спрашивает педагог, приглашая ребят потрогать листок.— Какой он на ощупь? Правильно, лист гладкий, блестящий».
После этого подводят итог: что сказал о растении каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.
Педагог предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.
Далее рассматривают огонек.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: дети, посмотрите на это новое растение. Оно называется огонек. Вы видите, что
у него много маленьких красных цветочков и поэтому его назвали огонек. Посмотрите на него внимательно и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают огонек, описывают его.)
- Нравится вам огонек?
Он остается у нас в группе. Какое место мы найдем для него? Правильно, огонек будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним огонек и другое растение — дружную семейку.
- Похожи они?
- Чем они не похожи?
- Какие они по размеру?
- Какие у них листья?»
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими дает возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения.
Проводится дидактическая игра «Узнай растение».
Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет водить: он отвернется, а мы спрячем какое-нибудь растение. Он должен узнать, какое растение мы убрали. (Игра повторяется З—4 раза, каждый раз—новый водящий.) Теперь поиграем по-другому: пока водящий не смотрит, мы переставим растения на столе, а он должен будет узнать, что изменилось. (Игра также повторяется несколько раз.)»
В конце занятия воспитатель дает оценку работы, дети ставят небольшие растения на свои места.
Наблюдения за новой рыбкой
Цель наблюдения: дать сведения новой для детей рыбке — комете. (Подчеркнуть, что она красная с белыми пятнами, красиво блестит.) Укреплять интерес к рыбке, наблюдению и уходу за ней. Уточнить и дополнить знания детей об уходе за рыбками (кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума только сачком, в аквариум доливать чистую воду). Ввести в словарь детей слова чешуя, прозрачная вода.
Подготовка к наблюдению. Приготовить таз с водой, сачок, кормушку-мотыльницу, живой корм. Рыбку поместить в банку с водой.
Ход наблюдения
(Дети сидят полукругом.)
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Кто живет у нас в аквариуме? (Золотая рыбка.) А сегодня я принесла другую рыбку, посмотрите на нее (достает банку с рыбкой и показывает каждому ребенку). Чтобы мы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку). Рыбка эта называется комета. Рассмотрите рыбку.
Какого цвета у нее глаза?
Какой они величины? Как они расположены: рыбка смотрит прямо перед собой или иначе? Да, они у нее находятся по бокам головы.
А что еще есть у рыбки?
Какой величины рот?
Какой формы тело у рыбки? (Овальное.)
Чем покрыто ее тело? Чешуей (закрепить это слово).
Какого цвета чешуя у рыбки? Правильно, она красная с белыми пятнами, красиво блестит.
У кометы чешуя такого же цвета, как у нашей золотой рыбки? Правильно, у золотой рыбки чешуя такого же цвета, но вся красная, без пятен. А что находится на спине и животе рыбки?
Да, это плавники, что рыбка ими делает? (Двигает когда плавает.)
Что у рыбки на
хвосте? Правильно, на хвосте у
рыбки тоже плавник, но
Что рыбка делает хвостом? (Двигает, изгибает его, он тоже помогает ей плавать.)
Как плавает рыбка? (Быстро, все время шевелит хвостом и плавничками.) Где живут у нас рыбки? В аквариуме. (Можно не добиваться от детей произнесения этого слова, они должны его слышать.)
Что есть в нашем аквариуме?
Какая вода в нем? Посмотрите, она чистая, прозрачная (закрепить слово). Что еще есть в аквариуме? (Зеленая травка, песок, камешки.)
Как мы ухаживаем за рыбками? (Кормим их, доливаем в аквариум чистой воды, протираем стекло.) Мы хорошо ухаживаем за своей рыбкой, поэтому она такая веселая, быстро плавает. Давайте мы к нашей золотой рыбке в аквариум пустим комету.
Чем мы ее поймаем из таза?
Можно ловить рыбку рукой? Нет, нельзя, ее можно повредить и она заболеет. Поймаем комету сачком. Сережа, возьми сачок и поймай рыбку в тазу (ребенок с помощью воспитателя ловит рыбку). Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла; аквариум у нас большой, ей будет свободно плавать. Теперь давайте покормим рыбок. Их можно кормить не только кормом из баночки, но и червячками — посмотрите (показывает). Я помещу в аквариум другую кормушку. Петя ложечкой положит в нее немного червячков (дети наблюдают за тем, как рыбки едят)».
Игра-имитация « Мы рыбки»
Детям предлагается взять лоскуты тонкой ткани и имитировать движение плавников.
Занятие « Кошка и собака – наши милые друзья»
Цель: Уточнить и расширить представление о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.
Материал: картинки «Кошка с котятами», «Собака со щенками». Куклы или рисунки «Кот Матроскин» и «Шарик».
Ход занятия
Встреча с Котом Матроскиным и Шариком
- Ребята, к нам в
группу на занятие пришли Кот
Матроскин и Шарик. По-моему,
они приготовили для вас что-
Загадки
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)
Мохнатенькая, усатенькая, ляжет – песенку поет. (Кошка)
Под полом таится – кошки боится. (Мышь)
Знакомство с кошкой и собакой
- А еще в конвертике
есть две картинки. Я их сейчас
на доску прикреплю, и мы
их внимательно рассмотрим. (По
картинкам происходит
- Кто нарисован на картинке? Что делает собака? А что кошка? Что делают щенята? Котята? Где живут собаки (кошки)?
После ответов на вопросы воспитатель предлагает узнать, какая из них больше всего нравиться Матроскину, а какая Шарику. Затем дети составляют для гостей рассказ по картинкам. Они учатся не только описывать, но и сравнивать, сопоставлять, подбирать слова, противоположные по смыслу.
Игра «Хорошо – плохо»
Если мы кормим кота рыбой, это хорошо или плохо?
Даем коту витамины?
Водим собаку на прогулку?
Привязали собаку?
Играем с котом до тех пор, пока он не начинает царапаться?
Пытаемся кота посадить в коробку и заклеить ее?
Пытаемся забрать маленьких щенят у собаки или котят у кошки, чтобы вволю с ними поиграть?
- Ребята, Матроскин и Шарик приготовили для вас стихотворение «Кто кем становиться?» А.Шибаева. Давайте его прочитаем.
Итог занятия
А еще у Матроскина есть к вам большая просьба. Расскажите ему своих четвероногих друзьях с помощью рисунка. (Дети рисуют кошек и собак, которые живут вместе с ними.)
Занятие « На птичьем дворе: домашние птицы»
Цели: уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Оборудование: макет «курятник», сарай, домашние птицы, пруд для водоплавающих птиц, курочка Ряба (игрушки).
Словарная работа: птенцы, курятники.
Ход занятия
Встреча с курочкой Рябой
Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла курочка Ряба (показывает игрушку-курочку), и что она познакомит их с обитателями птичьего двора. Вместе с курочкой Рябой дети рассматривают картины с изображением кур, гусей, уток на птичьем дворе.