Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

Рисование кролика  или изготовление поделки

Поделка «Кролик» делается из смятой в комок бумаги белого или серого цвета. Если воспитатель  с детьми выполняет объемную поделку «Кролик», то перед началом работы детям может быть предложено стихотворение О.Высотской «Снежный кролик»:

Мы слепили снежный  ком,

Ушки сделали потом,

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у  нас.

Кролик вышел как  живой!

Он с хвостом и  с головой!

За усы не тяни – 

Из соломинки они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

 

 

Занятие «Как помочь растению»

 

Задачи: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

 

Оборудование: кукла Карлосон; картинки с комнатными растениями; схема «Растение»; комнатные растения уголка природы; оборудование для полива

   

    Предварительная работа. 

-   Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

— Анализ схемы «Растения».

-  Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

— Работа в дневнике наблюдений.

— Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

 

Ход занятия

 

1. Игровой  сюрпризньнй момент.

В группу к  детям приходит грустный Карлсон. У  него в руках комнатное растение, которое завяло.

Карлсон. Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку),  а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?

Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.

Карлсон.  На крыше, под ведром...

   2. Исследование   «Что нужно  растению».

Воспитатель.   Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.

Дети  находят  и выставляют, З схемы: свет, вода, тепло.

По схемам  рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.

    Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?

Выставляет  схему и рисунки со стадиями роста  растения, с изображением ухода за ним человека.

Воспитатель.  А какое сейчас растение?

Находят и  выставляют схему  цветущего растения.

 

3. Беседа «Как нужно поливать?».

Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой, выставляют схему.

   Карлсон.  А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).

Дети находят  схему трудовых действий (полив). Воспитатель  предлагает детям найти в группе растения, нуждающиеся в поливе, и полить их.

Дети поливают растение в соответствии с действиями по схеме. Карлсон благодарит детей  за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.

 

Занятие « Красная Шапочка  рассказывает детям о жизни птиц зимой»

 

Задачи: учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

 

Оборудование : грамзапись с голосами птиц, предметные карточки с изображением птиц, картинки с изображением птиц.

 

Словарная работа: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелетные.

 

Ход занятия

 

Встреча с Красной Шапочкой

- К нам  пришла Красная Шапочка, и она  расскажет о разных птицах.

 

Беседа о зимующих птицах

Красная Шапочка: А каких птиц вы знаете, ребята? ( Ответы детей.)

- Правильно. (Выставляет карточки синицы, воробья,  вороны, снегиря.) Эти птицы зимуют вместе с человеком в городе.

- Что объединяет  этих птиц? Чем они похожи? (Ответы  детей.) Да, у всех птиц есть  туловище, голова, лапки, а тело  покрыто перьями.

-Чем отличаются  эти птички друг от друга?

-Правильно,  воробей маленький, ворона большая. И по окраске они разные: у снегиря грудка розовая, у синицы желтая. Все эти птицы живут рядом с человеком, только снегирь прилетает зимой из леса, так как ему в это время нечем там кормиться. У всех птиц в холодное время пух под перьями становится гуще. Повадки у всех птиц разные: зимой ворона любит находиться на ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ. Птички сидят, нахохлившись, прячут свой клюв, лапки, распушают перышки, и так спасаются от мороза. Но им голодно.

-А чем мы  можем помочь птицам зимой?  Какой корм для них можно  заготовить? (Ответы детей.) А куда  можно насыпать птичкам корм  на улице? Прямо на снег во  дворе или на улице?

  - Да, кормить  птиц лучше в их птичьей  «столовой». Надо вешать кормушки  с пшеном, хлебными корочками, крошками, салом, семечками. Посмотрите, какие кормушки сделали для птиц ребята из соседней школы. Какие материалы они использовали? Какая кормушка вам больше всего понравилась?

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов                          

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна  нужна.

Горсть зерна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

 

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно  забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

За одно с  людьми.

Приучите  птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без  песен не пришлось

Нам встречать  весну.

(А.  Яшин)

- О чем  это стихотворение, ребята?

- Да, надо заботиться о птицах, чтобы им было легче переносить холода.

 

Голоса птиц

- А хотите  очутиться в лесу и послушать  голоса птиц? (Прослушивание грамзаписи  с голосами птиц.)

Красная Шапочка: Узнали голоса птиц? Они, наверное, собрались у кормушки и кричат, щебечут, громко чирикают. Это они благодарят человека за корм.

Воспитатель предлагает послушать примету: «Если вороны не садятся на верхнюю ветку и нахохлились - это к морозу».

-Хотите, ребята, стать птичками?

 

Игра «Птички-невелички».

Дети имитируют действия.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе и  крошки

На моей ладошке.

 

 

Игра «Третий лишний».

-Продолжим  игру за столом (работа по парам  с предметными карточками).

 

 

Итог занятия

Воспитатель предлагает на прогулке покормить птиц.

 

Занятие « Наш  друг - хомячок»

 

Задачи: познакомить детей с внешним видом и особенностями поведения хомячка; расширению представлений о повадках хомячка; освоению детьми представлений о способах ухода за хомячком; дать знания, чем питается хомячок; учить детей вести наблюдение за животным, выделять характерные признаки; способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; установлению детьми связей между внешним строением и особенностями поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ним; учить пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного; развивать дальнейший интерес и заботливое отношение к животным.

Оборудование: клетка с хомячком; тряпочки, сено, лесенка для лазанья тазик с теплой водой, мочалка и полотенце; корм – овес, кусочки яблока, морковь.

Ход занятия

 

Игровой сюрпризный момент.

Воспитатель в группу приносит хомячка, предлагает понаблюдать  за ним и узнать, что ему нужно  для хорошего самочувствия. Дети наблюдают  за хомячком и обсуждают, как он себя ведет, что делает.

Воспитатель спрашивает:

- Кто знает, как  называется этот зверек?

- Где видели?»  

Сообщает, как называется животное. Дети узнают о том, что  хомячок будет жить в уголке природы, надо учиться за ним ухаживать.

- Как вы думаете,  что ему нужно, чтобы он чувствовал  себя хорошо?

- Зачем нужно ухаживать  за хомячком?

Воспитатель ставит в  клетку лесенку, дети наблюдают, что  будет делать хомячок, узнают о том, что он любит лазать.

 

Поисковая деятельность «Что любит хомячок?».

Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть различную пищу. В процессе беседы и наблюдения за хомячком выясняют, что любит есть хомячок, сколько корма ему нужно, как часто его следует кормить.

- Обратите внимание, как  он ест, куда спрятал часть  пищи.

Если хомячок набьет защечные мешки, объясняет, что за щеками у него есть мешки, он туда прячет пищу. Хомячку дают воду и смотрят, будет ли он пить.

- Хомячок – запасливый  зверек, он прячет пищу в защечные  мешочки, а затем относит в  «кладовочку». Не  нужно разорять  запасы хомячка.

 

Трудовая деятельность детей.

Дети определяют путем  обследования места обитания хомячка, нужно ли убирать клетку, как правильно  выполнять уборку, чистку клетки. Дети помогают воспитателю убрать клетку.

«Для того чтобы хомячок  хорошо себя чувствовал, надо каждый день мыть поилку и кормушку», - говорит воспитатель.  Показывает, как это делается: Моет кормушку и поилку в теплой воде мочалкой, вытирает полотенцем. Надо поупражнять детей в этих действиях. После этого кормушку и поилку дети ставят в клетку, кладут корм, наливают воду. «Каждый день будем кормить и поить хомячка по очереди», - сообщает воспитатель.

Воспитатель задает детям  вопросы:

- Чем понравился вам  хомячок?

- Какого цвета у  него шерсть?

- Короткие или длинные  ноги?

- Если ли хвост?

Рассказывает о других особенностях зверька.  «Чтобы хомячку хорошо у нас жилось, надо устроить ему гнездо, - говорит воспитатель и вмести с детьми ставит в клетку спальный домик. – Внутри домика хомячок устоит теплое гнездо, где будет спать. Положите сено, тряпочки и посмотрите, как хомячок будет из них устраивать себе гнездо».

 

Игра «Что любит  хомячок?»

Дети сидят по кругу  и передают друг другу мяч. Получивший мяч, должен назвать любимое лакомство  или повадку хомячка.

В конце занятия воспитатель спрашивает, что дети расскажут своим родителям о хомячке. Помещая клетку с животным в уголок природы, он дает задание понаблюдать, будет ли хомячок прятать корм в защечные мешки, любит ли умываться.

 

 

Занятие  «Дикие звери  зимой»

 

Задачи: способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.

 

Оборудование: схема-макет «Зимний лес»; картинка или игрушка заяц; картинки или игрушки медведя, ежа; игрушка белка; шишки.

 

Предварительная работа.

— Рассматривание иллюстраций.

— Чтение детской природоведческой литературы о диких зверях.

- Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.

— Рассказы воспитателя  о зверях.

-    Рассматривание  экологической схемы-модели «Звери».

 

Ход занятия

1.Заочная экскурсия зимний лес.

Детям предлагается экскурсия в зимний лес (схема-макет в группе). Дети вспоминают правила поведения в лесу.

По следам зайцев подходят к картинке или игрушке.

— Кто это? Как выглядит? (Уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее передних, острые зубы, которыми он, как ножом, срезает кору деревьев.)

- Почему его не заметно на снегу? (Поменял шубку).

Дети идут дальше. На пути два бугорка: один большой, другой маленький.

- Кто всю зиму спит? Кто спрятался? (Еж и медведь.)

— Вспомните, как выглядит еж. (Можно показать картинку, если дети затрудняются.)

Что в его в норке? (Корм на зиму не запасает, норка выстлана сухими листьями, спит всю зиму.) (Показать картинку.)

 

2. Беседа  о медведе.

Вопросы:

— Что за бугорок нам  встретился?

- Почему бугорок большой?

- Как выглядит медведь? (Большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)

— Как называется зимнее жилище медведя? (Берлога, которую он устилает листьями, хвоей). У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы