Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
- Кого из обитателей птичьего двора вы узнали? Опишите их. Кто из домашних птиц вам незнаком? (Воспитатель в случае необходимости рассказывает о незнакомцах с птичьего двора.)
- А еще
курочка Ряба приготовила вам
загадки. Послушайте их и
Загадки
Что за птица: людей не боится, не летает высоко, а кричит ко-ко-ко?
(Курица)
Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, может плавать и нырять. Кто его родная мать? (Утенок и утка)
Крылья с узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, на весь двор орет. (Петух)
У матери двадцать деток. Все детки-однолетки. (Курица-наседка с цыплятами)
Игра «Кто чей детеныш?»
- А теперь давай поиграем. (Дети сравнивают птиц, называют их детенышей.)
Кто как говорит?
- А знаком ли вам язык обитателей птичьего двора? Давайте встанем в круг и будем изображать песни домашних птиц.
Дети в кругу. Воспитатель произносит слова: «курица», «утка», «петух», «цыпленок», а дети изображают, как эти птицы кричат, поют.
Воспитатель знакомит детей с рассказом Е. Чарушина «Утка с утятами»:
«Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы как лодочки плывите!
Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте! А на дне в озерке-подводная трава, вкусная тина и живые червячки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!»
- Каждая мама
пытается научить своих
Итог занятия
Воспитатель может организовать чтение и прослушивание рассказа Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята». (См. Хрестоматия для маленьких.-М.: Просвящение, 1987.-С.339-340.)
Занятие «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем»
Задачи: создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.
Оборудование: кукла Мишка; живая черепаха; коробка с песком; лупы; корм для черепахи.
Ход занятия
1. Игровой сюрпризный момент.
В группу к детям приходит Мишка и приносит черепаху.
Мишка. Посмотрите, ребята, какой интересный камень я нашел на дороге, когда шел к вам в детский сад. Он мне так понравился, и я решил принести его вам.
2. Рассматривание черепахи и беседа.
— Кто это?
— Как вы догадались, что это не камень?
— Чем отличается черепаха от камня? (Живая.)
— Что умеет делать черепаха? (Ползает, ест, дышит, видит и т. п.).
— Что у нее есть?
— Какие ногти у черепахи на ногах? (Рассматривают.)
- Почему ползает?
— Где живет?
Мишка благодарит детей за интересный рассказ и предлагает детям побыть в роли исследователей.
З. Игра - обследование.
Дети обследуют панцирь черепахи (легонько постучать, погладить, слегка надавить на панцирь). Дети высказывают Мишке свои ощущения. Воспитатель предлагает пустить черепаху на песок и посмотреть на следы. Дети с помощью луп исследуют следы.
Мишка. А как вы думаете, черепаха видит или нет? (Варианты ответов детей.)
Мишка предлагает проверить версии детей. Он кладет черепахе корм. Дети наблюдают и делают выводы о ее поведении и о том, почему же Мишка перепутал черепаху с камнем.
4.Лепка или рисование «Черепаха».
Дети дарят свои работы Мишке.
Занятие «Хвойные деревья (ель, сосна)»
Задачи: Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.
Оборудование: кукла Лесовичок, картинки с изображением ели и сосны, картинки с изображением белки, лесных птиц, живые веточки ели и сосны, шишки.
Предварительная работа.
- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.
- Рассматривание иллюстраций.
- Разучивание стихов и чтение рассказов.
Ход занятия
1. Работа по картинкам.
Лесовичок приносит детям в группу картинки с изображением ели и сосны и веточки. Дети рассматривают. Называют деревья. С помощью воспитателя рассказывают, что иголки у ели и сосны - это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья. Почему?
2. Обследование иголок.
- Чем похожи? Чем отличаются? (Понюхать, сравнить.)
3. Игра «Найди по описанию».
Лесовичок описывает одно из деревьев, а дети отгадывают. Лесовичок благодарит детей и дарит им шишки: еловые и сосновые.
4. Игра «Кто больше соберет шишек».
5. Беседа «Кто кормится шишками?».
Лесовичок показывает сюжетные картинки.
- Кто любит шишки? (Дети называют и выставляют картинки с изображением белки, клеста и других птиц).
Занятие «Волнистый попугайчик»
Задачи: способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего поведения; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.
Оборудование: клетка с попугаем; салфетка; игрушечный попугай; корм для попугая; прозрачная коробочка; поилка; вода для поилки; перышки от попугая.
Ход занятия
Рассматривание картинки или игрушечного попугая.
- Что есть у попугая? (Голова, хвост, ноги, глаза, клюв).
Рассматривание попугая в клетке.
Что привлечь внимание детей, воспитатель начинает занятие с сюрпризного момента: вносит клетку, закрытую салфеткой, и предлагает детям угадать, кто там может быть. Затем ставит клетку на стол и снимает с нее салфетку, спрашивает:
- Кто это?
- Чем отличается от игрушки? (Живой.)
- Как определили? Как себя ведет? (Повадки – летает, прыгает, ходит, ест.)
- Что есть у попугая?
- А еще что?
- Что у попугая по бокам тела? Какого они цвета?
- Какого цвета грудка у попугая?
- Что у попугая еще есть? (Хвост). Какого он цвета? (Рассмотреть особенности внешнего вида).
Воспитатель предлагает рассмотреть корм.
- Что ест попугай?
Покормите и понаблюдайте за попугаем.
- Что любит больше всего?
Посмотрите, у меня в руках прозрачная коробочка, а в ней вода. Мы ее повесим на открытую дверцу клетки и посмотрим, что будет делать наш попугай.
- Что он делает? (Купается, брызгается водой). Эта коробочка так и называется – купалка, попугай в ней купается. Мы будем каждый день наливать в купалку чистую воду.
Беседа о том, как ухаживать за попугаем.
- Как нужно относиться к попугаю?
- Как следует вести себя с попугаем и почему?
- Слышит ли попугай?
- Позовите его по имени.
Мы с вами любим попугая и будем ухаживать за ним.
- А как мы за ним
будем ухаживать? Что мы
Мы будем чистить клетку, наливать ему воду.
- Куда мы будем наливать
воду? Правильно в баночку
с водой, она называется
-А еще что мы будем делать? Насыпать корм в кормушку.
- Чем мы будем кормить попугая?
Помнете дети, что попугая нельзя пугать, нельзя громко разговаривать рядом с клеткой и трогать клетку, а то он испугается и заболеет.
Игра с перышками.
Каждому ребенку раздаются перышки от попугая. Рассматривают, взвешивают на руке (тяжелые или легкие), дуют.
Игра «Что видит попугай?»
- Сосчитайте количество глаз.
- Какой они формы, размера, цвета?
- Что попугай видит в клетке, за ее пределами?
Цикл наблюдений за попугаем
Наблюдение 1. «Чем попугай отличается от воробьев?»
Цель: уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, учить приемам сравнения.
Воспитатель предлагает всем, кто захочет, рассмотреть попугая и сказать, какой он, что у него есть (голова, хвост, ноги, глаза, клюв). Затем просит вспомнить воробьев, прилетающих на кормушку, сказать, какие они, чем отличаются от попугая. Если дошкольники затрудняются с ответом, воспитатель показывает цветную картинку с изображением воробьев, предлагает посмотреть на нее и на попугая и сказать, чем птицы не похожи друг на друга.
В заключение воспитатель сам подводит итог: «Эти птицы не только различаются, но они и похожи друг на друга. И у воробьев, и у попугая одна голова, один хвост, две лапки, два крыла. Что еще у них одинаково? Конечно, и воробьи и попугаи — птицы, поэтому похожи друг на друга».
Наблюдение 2. «Что и как ест попугай?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм, показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя чувствовал.
Воспитатель сначала предлагает детям посмотреть на клюв попугая и сказать, какой он. Затем показывает блюдце, на котором заранее разложены небольшими порциями крошки яйца, творога, какой-либо каши, тертая морковь, кусочек белого размоченного хлеба, кусочки капусты или яблока. Дети рассматривают и называют корм, а воспитатель уточняет: «Попугаю нужно давать не только зерносмесь, но и самые разные корма, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Мы ведь все его любим, поэтому будем заботиться о нем. Я поставлю блюдце в клетку, отдельно помещу зерносмесь, посмотрите, какая она. Совсем не похожа на рыбий корм. А вы понаблюдайте, что попугай будет делать, с чего начнет, как он будет клевать».
Воспитатель ставит корм, вместе с детьми наблюдает за происходящим в клетке, тихо комментируя поведение птиц. Перед обедом следует снова подойти к клетке и посмотреть, что осталось на блюдце; что попугай съел полностью — что ему особенно понравилось, а что оставил. (В этот день попугая не следует кормить до начала наблюдения.)
Наблюдение 3. «Какой у попугая любимый корм?»
Цель: учить детей с любовью относиться к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше всего.
Воспитатель может по-разному организовать это наблюдение: предложить детям время то времени подходить к клетке, говорить попугаю хорошие слова и смотреть, какого корма становиться все меньше. Можно дать такое поручение ребенку, который ухаживает за попугаем, чтобы он потом рассказал всем о своих наблюдениях. Если дети не будут справляться с задачей, воспитатель может сам наблюдать за птицей и затем рассказывать о том, что он заметил.
Наблюдение 4. «Как попугай ест зелень?»
Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю, желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут болеть, зелень овса — это витаминный корм, который будет очень полезен птице.
Воспитатель ставит коробочку с зеленью овса в клетку, дети наблюдают за поведением птицы, комментируют его. Воспитатель рассказывает, что зимой всем не хватает витаминов и попугаю тоже. От этого организм становится слабым, возникают болезни. Чтобы попугай не заболел, надо обязательно угощать птицу зеленью, специально выращивая ее в коробочках.
Наблюдение 5. «Какие у попугая ноги?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях строения ног попугая (две ноги, короткие, голые: не покрыты перьями, на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, два пальца направлены вперед, два — назад, с помощью ног попугай ходит по дну клетки, по жердочке, лазает по сетке (прутьям), лазать с такими пальцами и когтями очень удобно — они легко цепляются за все, ногами попугай чешет тело, иногда удерживает пищу).
Рассматривая с детьми обитателя клетки, воспитатель предлагает им посмотреть на свои руки, посчитать пальцы, которые направлены все в одну сторону, кроме одного. Просит детей самостоятельно понаблюдать за действиями птицы и выяснить, зачем ей ноги, что она ими делает.
Наблюдение 6. «Как попугай купается?»
Цель: показать детям купание птицы в воде, своеобразие этой процедуры (птица залезает в воду ногами, приседает, хлопает крыльями по воде, встряхивается, после купания укладывает клювом перышки, чтобы они красиво и ровно лежали, купание полезно для птицы — она становится красивой и здоровой), воспитывать интерес к наблюдениям.