Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

- Кого из  обитателей птичьего двора вы узнали? Опишите их. Кто из домашних птиц вам незнаком? (Воспитатель в случае необходимости рассказывает о незнакомцах с птичьего двора.)

- А еще  курочка Ряба приготовила вам  загадки. Послушайте их и попытайтесь  узнать в них обитателей птичьего двора.

Загадки

Что за птица: людей не боится, не летает высоко, а кричит ко-ко-ко?

(Курица)

Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без  оглядки. (Гусь)

Удивительный  ребенок: только вышел из пеленок, может плавать и нырять. Кто его родная мать? (Утенок и утка)

Крылья с  узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, на весь двор орет. (Петух)

У матери двадцать деток. Все детки-однолетки. (Курица-наседка с цыплятами)

 

Игра «Кто чей детеныш?»

- А теперь  давай поиграем. (Дети сравнивают  птиц, называют их детенышей.)

 

Кто как говорит?

- А знаком ли вам язык обитателей птичьего двора? Давайте встанем в круг и будем изображать песни домашних птиц.

Дети в  кругу. Воспитатель произносит слова: «курица», «утка», «петух», «цыпленок», а дети изображают, как эти птицы кричат, поют.

Воспитатель знакомит детей с рассказом Е. Чарушина «Утка с утятами»:

«Кря, кря, утятки!

Кря, кря, маленькие!

Вы как  лодочки плывите!

Ногами, как  веслами, воду загребайте! Ныряйте и  до самого дна доставайте! А на дне  в озерке-подводная трава, вкусная тина и живые червячки.

Ешьте побольше! Растите побыстрее!»

- Каждая мама  пытается научить своих малышей  всему, что умеет. Чему учит  мама-утка своих утят? Зачем им  нужно уметь плавать и нырять? А чему, по вашему мнению, учит  курочка-наседка своих цыплят?

  Итог занятия

Воспитатель может организовать чтение и прослушивание  рассказа Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята  и цыплята». (См. Хрестоматия для  маленьких.-М.: Просвящение, 1987.-С.339-340.)

 

Занятие  «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем»

 

Задачи: создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

 

Оборудование: кукла Мишка; живая черепаха; коробка с песком; лупы; корм для черепахи.

            

Ход занятия

 

1. Игровой  сюрпризный момент.

В  группу к  детям приходит Мишка и приносит черепаху.

      Мишка. Посмотрите, ребята, какой интересный камень я нашел на дороге, когда шел к вам в детский сад. Он мне так понравился, и я решил принести его вам.

 

2. Рассматривание черепахи и беседа.

— Кто это?

— Как вы догадались, что это не камень?

— Чем отличается черепаха от камня? (Живая.)

— Что умеет делать черепаха? (Ползает, ест, дышит, видит и т. п.).

— Что у нее есть?

— Какие ногти у  черепахи на ногах? (Рассматривают.)

   - Почему ползает?

— Где живет?

Мишка благодарит детей  за интересный рассказ и предлагает детям побыть в роли исследователей.

 

З. Игра - обследование.

Дети обследуют панцирь черепахи (легонько постучать, погладить, слегка надавить на панцирь). Дети высказывают Мишке свои ощущения. Воспитатель предлагает пустить черепаху на песок и посмотреть на следы. Дети с помощью луп исследуют следы.

   Мишка. А как вы думаете, черепаха видит или нет? (Варианты ответов детей.)

Мишка предлагает проверить  версии детей. Он кладет черепахе корм. Дети наблюдают и делают выводы о  ее поведении и о том, почему же Мишка перепутал черепаху с камнем.

 

4.Лепка или рисование «Черепаха».

Дети дарят  свои работы Мишке.

 

Занятие «Хвойные деревья (ель, сосна)»

 

 

Задачи: Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

 

Оборудование: кукла Лесовичок, картинки с изображением ели и сосны, картинки с изображением белки, лесных птиц, живые веточки ели и сосны, шишки.

 

Предварительная работа.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

- Рассматривание  иллюстраций.

- Разучивание  стихов и чтение рассказов.

 

Ход занятия

1. Работа по картинкам.

Лесовичок приносит детям в группу картинки с изображением ели и сосны и веточки. Дети рассматривают. Называют деревья. С помощью воспитателя рассказывают, что иголки у ели и сосны - это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья. Почему?

2. Обследование иголок.

- Чем похожи? Чем отличаются? (Понюхать, сравнить.)

 

3. Игра «Найди по описанию».

Лесовичок описывает  одно из деревьев, а дети отгадывают. Лесовичок благодарит детей и  дарит им шишки: еловые и сосновые.

 

4. Игра «Кто больше соберет шишек».

5. Беседа «Кто кормится шишками?».

Лесовичок показывает сюжетные картинки.

- Кто любит  шишки? (Дети называют и выставляют картинки с изображением белки, клеста и других птиц).

 

Занятие «Волнистый попугайчик»

Задачи: способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего поведения; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.

 

Оборудование: клетка с попугаем; салфетка; игрушечный попугай; корм для попугая; прозрачная коробочка; поилка; вода для поилки; перышки от попугая.

 

Ход занятия

 

Рассматривание  картинки или игрушечного попугая.

- Что есть у  попугая? (Голова, хвост, ноги, глаза, клюв).

 

Рассматривание  попугая в клетке.

Что привлечь внимание детей, воспитатель начинает занятие с сюрпризного момента: вносит клетку, закрытую салфеткой, и предлагает детям угадать, кто там может быть. Затем ставит клетку на стол и снимает с нее салфетку, спрашивает:

-  Кто это?

- Чем отличается от  игрушки? (Живой.)

- Как определили? Как  себя ведет? (Повадки – летает, прыгает, ходит, ест.)

- Что есть у попугая?

- А еще что?

- Что у попугая по  бокам тела? Какого они цвета?

- Какого цвета грудка  у попугая?

- Что у попугая еще  есть? (Хвост). Какого он цвета? (Рассмотреть особенности внешнего вида).

Воспитатель предлагает рассмотреть корм.

- Что ест попугай?

Покормите и понаблюдайте за попугаем.

- Что любит больше  всего?

Посмотрите, у меня в  руках прозрачная коробочка, а в  ней вода. Мы ее повесим на открытую дверцу клетки и посмотрим, что будет делать наш попугай.

- Что он делает? (Купается, брызгается водой). Эта коробочка  так и называется – купалка,  попугай в ней купается. Мы  будем каждый день наливать  в купалку чистую воду.

 

Беседа о  том, как ухаживать за попугаем.

- Как нужно относиться  к попугаю?

- Как следует вести  себя с попугаем и почему?

- Слышит ли попугай?

- Позовите его по  имени.

Мы с вами любим  попугая и будем ухаживать  за ним.

- А как мы за ним  будем ухаживать? Что мы делаем?

Мы будем чистить  клетку, наливать ему воду.

- Куда мы будем наливать  воду?  Правильно в баночку  с водой, она называется поилка, попугай из нее пьет воду, и в коробочку-купалку.

-А еще что мы  будем делать?  Насыпать корм  в кормушку.

- Чем мы будем кормить  попугая? 

Помнете дети, что попугая  нельзя пугать, нельзя громко разговаривать  рядом с клеткой и трогать  клетку, а то он испугается и заболеет.

 

Игра с перышками.

Каждому ребенку раздаются  перышки от попугая. Рассматривают, взвешивают на руке (тяжелые или  легкие), дуют.

 

Игра «Что видит  попугай?»

- Сосчитайте количество глаз.

- Какой они формы,  размера, цвета?

- Что попугай видит  в клетке, за ее пределами?

 

Цикл наблюдений за попугаем

Наблюдение 1. «Чем попугай отличается от воробьев?»

Цель: уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, учить приемам сравнения.

Воспитатель предлагает всем, кто захочет, рассмотреть попугая и сказать, какой он, что у него есть (голова, хвост, ноги, глаза, клюв). Затем просит вспомнить воробьев, прилетающих на кормушку, сказать, какие они, чем отличаются от попугая. Если дошкольники затрудняются с ответом, воспитатель показывает цветную картинку с изображением воробьев, предлагает посмотреть на нее и на попугая и сказать, чем птицы не похожи друг на друга.

В заключение воспитатель  сам подводит итог: «Эти птицы не только различаются, но они и похожи друг на друга. И у воробьев, и у попугая одна голова, один хвост, две лапки, два крыла. Что еще у них одинаково? Конечно, и воробьи и попугаи — птицы, поэтому похожи друг на друга».

Наблюдение 2. «Что и как ест попугай?»

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм, показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя чувствовал.

Воспитатель сначала  предлагает детям посмотреть на клюв попугая и сказать, какой он. Затем показывает блюдце, на котором заранее разложены небольшими порциями крошки яйца, творога, какой-либо каши, тертая морковь, кусочек белого размоченного хлеба, кусочки капусты или яблока. Дети рассматривают и называют корм, а воспитатель уточняет: «Попугаю нужно давать не только зерносмесь, но и самые разные корма, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Мы ведь все его любим, поэтому будем заботиться о нем. Я поставлю блюдце в клетку, отдельно помещу зерносмесь, посмотрите, какая она. Совсем не похожа на рыбий корм. А вы понаблюдайте, что попугай будет делать, с чего начнет, как он будет клевать».

Воспитатель ставит корм, вместе с детьми наблюдает за происходящим в клетке, тихо комментируя поведение  птиц. Перед обедом следует снова  подойти к клетке и посмотреть, что осталось на блюдце; что попугай съел полностью — что ему особенно понравилось, а что оставил. (В этот день попугая не следует кормить до начала наблюдения.)

Наблюдение 3. «Какой у попугая любимый корм?»

Цель: учить детей с любовью относиться к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше всего.

Воспитатель может по-разному  организовать это наблюдение: предложить детям время то времени подходить  к клетке, говорить попугаю хорошие  слова и смотреть, какого корма становиться все меньше. Можно дать такое поручение ребенку, который ухаживает за попугаем, чтобы он потом рассказал всем о своих наблюдениях. Если дети не будут справляться с задачей, воспитатель может сам наблюдать за птицей и затем рассказывать о том, что он заметил.

Наблюдение 4. «Как попугай ест зелень?»

Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю, желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут болеть, зелень овса — это витаминный корм, который будет очень полезен птице.

Воспитатель ставит коробочку  с зеленью овса в клетку, дети наблюдают за поведением птицы, комментируют его. Воспитатель рассказывает, что зимой всем не хватает витаминов и попугаю тоже. От этого организм становится слабым, возникают болезни. Чтобы попугай не заболел, надо обязательно угощать птицу зеленью, специально выращивая ее в коробочках.

Наблюдение 5. «Какие у попугая ноги?»

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения ног попугая (две ноги, короткие, голые: не покрыты перьями, на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, два пальца направлены вперед, два — назад, с помощью ног попугай ходит по дну клетки, по жердочке, лазает по сетке (прутьям), лазать с такими пальцами и когтями очень удобно — они легко цепляются за все, ногами попугай чешет тело, иногда удерживает пищу).

Рассматривая с детьми обитателя клетки, воспитатель предлагает им посмотреть на свои руки, посчитать  пальцы, которые направлены все в одну сторону, кроме одного. Просит детей самостоятельно понаблюдать за действиями птицы и выяснить, зачем ей ноги, что она ими делает.

Наблюдение 6. «Как попугай купается?»

Цель: показать детям купание птицы в воде, своеобразие этой процедуры (птица залезает в воду ногами, приседает, хлопает крыльями по воде, встряхивается, после купания укладывает клювом перышки, чтобы они красиво и ровно лежали, купание полезно для птицы — она становится красивой и здоровой), воспитывать интерес к наблюдениям.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы