Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Воспитатель показывает детям, как он ставит блюдце с водой  в клетку попугая. Просит их тихо понаблюдать  за тем, что будет делать птица. Если попугай начнет купаться, воспитатель  шепотом комментирует его действия. Если купание не состоится, он рассказывает о том, как купаются другие птицы (канарейка в клетке, воробьи на улице).

Наблюдение 7. «Какие у попугая перышки?»

Цель: уточнить представления детей о том, что тело попугая покрыто перьями разной длины (длинные перья на хвосте и крыльях, короткие — на голове и груди), перья разные по окраске и рисунку, оперение у попугая очень красивое, птицей можно любоваться, перышки легкие.

К этому наблюдению воспитатель  заранее собирает перья, выпавшие у  попугая, чтобы их использовать как  раздаточный материал. Наблюдение начинается с того, что воспитатель предлагает детям полюбоваться птицей. Подчеркивает, что красоту создает ее оперение. Затем все рассматривают попугая и устанавливают, что перья разные. В конце наблюдения воспитатель раздает детям по перышку. Они рассматривают перо, «взвешивают» на руке (очень легкое). Воспитатель объясняет, почему необходимо, чтобы перья у птиц были легкими.

Наблюдение 8. «Что видит попугай?»

Цель: уточнить представления детей о том, что с помощью глаз попугай хорошо видит все окружающие предметы в клетке и за ее пределами, новых, незнакомых, крупных предметов он может пугаться, к попугаю надо относиться бережно: не бегать рядом с клеткой, не размахивать руками, не ставить возле клетки крупные игрушки.

Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько глаз у попугая, посмотреть, где они расположены (по бокам головы, что дает широкий обзор), какой они формы. Затем просит высказаться, что, по их мнению, птица видит в клетке и за ее пределами. Рассказывает, что попугай очень наблюдателен, видит все, что происходит в комнате: кто что делает, какие предметы берут и кладут, какие новые люди приходят. Затем предлагает провести опыт: один ребенок отходит от клетки подальше и светит фонариком (в солнечный день с помощью зеркала можно сделать бегающего «зайчика»). Дети тихо и внимательно наблюдают за попугаем (а не за фонариком) — заметит ли он фонарик.

В конце наблюдения делается вывод о том, как надо себя вести  возле клетки, чтобы отношение  к попугаю было бережным.

Наблюдение 9. «Слышит ли попугай?»

Цель: дать детям представления о том, что попугай хорошо слышит, потому что у него есть уши, но их не видно — они на голове под перьями, попугай не только слышит слова, но и может повторять некоторые из них; громких неожиданных звуков птица может испугаться; к попугаю надо относиться бережно — не кричать возле клетки.

Воспитатель, рассматривая с детьми попугая, спрашивает, есть ли у него уши. После отрицательных  ответов предлагает проверить, слышит ли птица. В полной тишине кто-то из ребят звонит в колокольчик (играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают за птицей. Обнаруживается, что попугай поворачивает голову на звук, прислушивается. Воспитатель рассказывает, где у попугая уши, почему их не видно. Объясняет, что он может пугаться резких звуков и к нему надо бережно относиться. Затем сообщает, что попугай слышит человеческую речь и может повторять те слова, которые часто и одинаково произносят. Предлагает сообща поучить попугая здороваться. Рассказывает и показывает, как надо учить попугая: накрыть клетку, чтобы он не отвлекался, затем четко, громко, всегда одинаково произносить: «Доброе утро, Гоша!», повторяя эту фразу 4—5 раз. Договаривается с ребятами, что каждое утро станет накрывать клетку, а они будут наговаривать приветствие. Объясняет, что когда попугай усвоит эти слова, то будет повторять их.

 

 

Занятие «Посадка лука»

 

 Задачи: учить детей ставить перед собой цель подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

 

Оборудование: луковицы; ящики с землей; банка для луковицы; оборудование для посадки лука.

 

 Предварительная  работа.

- Рассматривание луковицы.

- Рассказ воспитателя  о лечебных свойствах лука.

- Занятия по формированию  понятия «растение».

 

  Словарная работа: донце, чешуйки, верхушка.

 

Ход занятия

1. Беседа «Что за растение – лук?».

Воспитатель. Отгадайте  загадки.

1) Сидит дед, во сто шуб одет,

     Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

                     2) Сидит бабка на грядках

                          Вся в заплатках; 

                          Кто заплатку оторвет,

                           Тот заплачет и уйдет. (Лук.)

 — А почему говорят: »Лук — от семи недуг»? (Ответы детей.) Да, лук помогает лечить людей.

— А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (Показ стрелок лука. Ответы детей.) Чтобы получить такие стрелки (так они называются, потому что похожи на стрелки), надо лук прорастить.

— Что необходимо для  роста растения? (Ответы детей.) Нужны: земля, вода, свет, тепло.

 

2. Исследовательская  работа.

 Дети рассматривают лук, ведут обследовательские действия и комментируют их,   описывая цвет, форму,  пользу для человека, место, где

 растет лук.

 

3. Посадка  лука

- Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (Ответы детей.) Давайте его посадим.

— Что необходимо, чтобы  посадить растение? (Ответы детей.) Да, нужна земля, вода и во что сажать. Давайте все это принесем. (Дети приносят таз с водой, стаканчики, лопатки.)

— А чтобы не запачкаться  самим и не запачкать столы, что  нужно сделать? Надеть фартуки, застелить столы. (Дети надевают фартуки, накрывают столы клеенкой.)

— Как вы думаете, что  нужно сделать в самом начале? (Ответы детей.) Да, насыпать земли в стаканчики. Сколько земли насыпать? (Воспитатель демонстрирует дети насыпают землю в стаканчики.)

— Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать ее в землю? Донцем, где корешки.

Воспитатель предлагает сделать углубление в земле. Выбирают оптимальную глубину посадки, воспитатель комментирует: «Теперь посадим луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступила из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать. Нужно полить луковицу». (Если дети не отвечают, воспитатель им подсказывает. Дети поливают посаженную луковицу.)

Воспитатель предлагает выбрать место для посаженной луковицы. Дети вместе с воспитателем выбирают оптимальный световой режим для лука.

4. Рисование  луковицы

Воспитатель предлагает всем сесть вокруг стола, посередине ставит банку с луковицей: «Посмотрим и зарисуем луковицу. Она в прозрачной банке, ее хорошо видно».

 

Занятие «Дикие и домашние животные»

 

Задачи: овладение действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями, учить сравнивать, наблюдать, развивать мышление, речь, воображение, воспитывать любовь к животным.

Оборудование: плакаты «Дикие животные», «Домашние животные», мяч, предметные картинки с изображением диких и домашних животных (мелкие), силуэты домика и дерева, крупные предметные картинки с изображением зайца (белого и серого) и медведя (бурого), настольно-печатная игра «Собери картинку».

 

Предварительная работа:

- рассказы воспитателя о медведе и о зайце;

- индивидуальные беседы воспитателя с детьми «Мое домашнее животное»;

- рассматривание иллюстраций с изображением животных;

- разучивание пальчиковой игры «Пальчик-мальчик».

 

Перед занятием воспитатель вывешивает в уголке природы плакаты «Дикие животные», «Домашние животные». Важно, чтобы  этот наглядный материал дети не видели до начала занятия.

 

Ход занятия

1. Вводная  часть

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на уголок природы в группе, в котором перед занятием вывешиваются плакаты «Дикие животные» и «Домашние животные».

- Посмотрите, что новое  появилось в уголке природы? (В  уголке природы появились новые  картинки, на которых нарисованы  животные).

- Сегодня мы с вами будем говорить о животных.

 

2. Основная  часть:

- Давайте поиграем.

 

Игра с мячом  «Назови животное»

Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель  бросает мяч детям по очереди.  Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное (дикое или домашнее). Главное, чтобы названия животных не повторялись. (Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель предлагает ему посмотреть на плакаты в уголке природы).

- Молодцы, ребята, хорошо  знаете названия животных. А теперь  попробуйте отгадать загадки.

Дети стоят  врассыпную, воспитатель загадывает загадки.

 

Загадки

1.)  Кто в берлогу спать ложится –

Волк, медведь или лисица?

(Медведь)

Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.

- Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый).

- Покажите, как ходят  медведь. (Дети изображают, как ходят медведи).

- Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу).

 

2.)  Летом серый, а зимой белый.  (Заяц)

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.

- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый).

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.

- Какой заяц? (Маленький,  трусливый, пушистый, белый).

- Как белая шерсть  помогает зайцу зимой? (Белого  зайца не видно на снегу).

- Изобразите, как зайчик  прыгает? (Дети прыгают.)

- А как он прячется  от врагов? (Дети приседают, над  головой изображают ушки с  помощью рук).

- Что любит заяц? (Кору  деревьев, морковь, капусту).

- Чем похожи медведь  и заяц? ( У них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши).

- Чем отличаются? (Медведь  – большой, а заяц – маленький.  Медведь любит малину, мед, рыбу, а заяц – кору деревьев, траву,  морковь, капусту. Медведь зимой  спит, а заяц нет. Медведь умеет  лазать по деревьям, а заяц  не умеет).

 

- Вы хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем, сядем на стульчики.

Дети и воспитатель  садятся на стульчики перед фланелеграфом.

- Поиграем в пальчиковую  игру «Пальчик-мальчик».

 

Пальчиковая гимнастика

Пальчики обеих  рук – в кулачке.

- Мальчик-пальчик, где ты был?    Показывают большой палей правой руки.

- Долго по лесу ходил!                    Показывают большой палец левой руки.

Встретил я медведя, волка,          Дети соединяют по очереди указательный, средний,

Зайца, ёжика в иголках,                безымянный палец и мизинец правой руки с большим.

Встретил белочку, синичку,            Дети соединяют по очереди указательный, средний,

Встретил лося и лисичку.                безымянный палец и мизинец левой руки с большим.

Всем подарки подарил,                    Сжимают и разжимают все пальцы.

Всяк меня благодарил.                     Сжимают и разжимают все пальцы

 

- Где пальчик-мальчик  встретил животных? (В лесу).

Воспитатель прикрепляет  на фланелеграф силуэт дерева.

- А где еще могут  жить животные? (Дома у человека).

Воспитатель прикрепляет  на фланелеграф силуэт домика.

 

Игра «Кто, где живет»

Дети по очереди берут  маленькие предметные картинки с  изображением животных. Называют животное. Картинку прикрепляют на фланелеграф  к  силуэту дерева или  домика, в зависимости от места обитания изображенного животного. Важно, чтобы картинок хватило на каждого ребенка, присутствующего на занятии.

- Где же могут жить  животные? (В лесу и дома у  человека).

 

Вывод

-  Животные, которые  живут в лесу, называются дикими.

Дикие животные находят  сами себе корм, они делают себе норы и сами заботятся о своих детенышах.

Животные, за которыми ухаживает  человек, называются домашними.

 

- Поднимите руку, у  кого из вас есть домашнее  животное? (Дети поднимают руки).

 

- Я приготовила для вас интересную игру, давайте посмотрим.

Дети встают, идут  и  садятся за столы, где  разложены разрезные  картинки для  игры на каждого ребенка.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы