Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
Игра «Собери картинку»
Каждый ребенок собирает из частей одну картинку с изображением животного.
- Кто у тебя получился? Это дикое или домашнее животное? ( Если ребенок затрудняется ответить, ему помогают дети или воспитатель).
3. Итог занятия.
- Каких животные называют дикими? (Животные, которые живут в лесу, сами находят себе корм, сами делают норки, называются дикими).
- Каких животных называют домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек, называются домашними).
Занятие «Посещение зоопарка»
Задачи: Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль; обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»; расширять кругозор детей.
Оборудование: кукла почтальон Печкин; письмо; макет-схема зоопарка: клетки, где размещены картинки с изображением зверей или игрушки-животные; схемы-модели «Животные»; игрушки детеныши; иллюстраций, фотографий с изображением животных; загадки.
Ход занятия
1. Игровой сюрпризный момент.
Детям почтальон Печкин вручает письмо, в котором их приглашают посетить зоопарк.
2. Экскурсия в зоопарк.
Оформление. В группе заранее строится макет-схема зоопарка: клетки, где размещены картинки с изображением зверей или игрушки-животные. Воспитатель – экскурсовод, а дети – посетители.
Воспитатель по очереди подводит детей к клеткам и рассказывает им о животном; дети добавляют рассказ воспитателя описанием животного с помощью схемы-модели «Животные» (внешний вид, где живут в природе), стихотворениями, которые они знают о животных. Отдельно находятся детеныши. Дети рассматривают, помогают кормить их.
Предварительная работа.
- Постройка зоопарка.
- Рассматривание
иллюстраций, фотографий с
-Чтение познавательной и художественной литературы об изучаемой группе животных.
- Отгадывание загадок.
1) Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы. (Зебры.)
С. Маршак
2) Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Жирафы)
3) Послушайте
стихотворение С. Маршака
-Где обедал, воробей?
-В зоопарке у зверей…
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Побывал у носорога,
Отрубей поел немного.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил!
- Теперь скажите,
кого увидел воробей в
Наблюдения за котенком
Цель наблюдения. Учить детей узнавать котенка, отличать от кошки, выделять некоторые особенности внешнего вида (маленький, серый или белый, с пушистой шерсткой, есть голова, ноги, хвостик, глаза, язычок); познакомить с особенностями поведения (бегает, играет, прыгает, лакает молоко, мяукает); дать знания о том, как и чем кормить котенка; ввести в активный словарь слова: пушистый; шерстка, лакает, играет и др. Воспитывать бережное отношение к животным.
Организация наблюдения. Посадить детей полукругом. Приготовить молоко, бумажный бантик на нитке.
Ход наблюдения
Воспитатель приносит котенка. Держа его в руках, обращается к детям: «Посмотрите, кого я вам принесла».
Варианты вопросов:
«Кто это? Кто пришел к нам
в гости?». Воспитатель
Затем воспитатель организует игру с котенком: берет ниточку с бантиком, показывает, как надо играть с котенком, предлагает 1 – 2 детям поиграть так же. Спрашивает: «Что делает котенок? Чем хватает бантик?» Поясняет, что на лапках у котенка когти. Далее предлагает покормить котенка и спрашивает, чем его можно кормить. Предлагает поочередно дать котенку молоко, мясо. Спрашивает: «Что делает котенок? Чем ест?» В конце занятия можно спеть песенку «Серенькая кошечка» В. Витлина.
Занятие «Посадим фасоль»
Задачи: Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».
Оборудование: картинка с изображением фасоли-растение с цветками и плодами; семена разных растений; семена фасоли; фартуки, стеки или палочки, емкости для посадки (на каждого ребенка); трафарет стручка фасоли.
Ход занятия
1. Беседа о фасоли.
Воспитатель показывает картинку с изображением фасоли-растение с цветками и плодами.
- Что это за растение?
- Рассмотрите
семена разных растений и
Дети среди разных семян находят семена фасоли, рассматривают ее, обследуют на ощупь.
- Где используется фасоль?
Воспитатель. Хотите, чтобы у нас выросла такая же? А что для этого нужно? (Земля, емкости, инструменты, вода, семена…)
2. Подготовка к трудовому
Дети готовят необходимое оборудование и материалы для труда: ставят столы, надевают фартуки, берут стеки или палочки, семена, емкости для посадки (на каждого ребенка), объясняют, что и для чего взяли.
3. Работа по схеме «Компоненты труда».
С помощью схемы обговаривают последовательность действий: насыпают землю, полить, сделать углубление, опустить заранее замоченную фасолину (объясняют, зачем замочили), присыпать землей, поставить в тепло, светлое место.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать условный знак (заранее приготовленный или нарисовать на занятии) и наклеить на свою емкость.
4. Изготовление дневников наблюдений в виде стручка фасоли (по трафарету).
Занятие «Весна в лесу»
Задачи: продолжать расширять представления о жизни диких животных весной; учить узнавать и называть дикое животное и его детеныша, используя метод символической аналогии; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем; воспитывать интерес к жизни диких животных.
Оборудование: картинки, изображающие весну, диких животных (лису, ежа, медведя), кукла Лесовичок.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных. Беседа: «Каких животных ты знаешь?». Дидактическая игра: «Угадай, какие дикие животные живут в лесу».
Словарная работа: время года, весенний лес, пешком.
Вводная беседа
Воспитатель обращает внимание на то, какое сейчас время года. (Дети называют время года и перечисляют приметы весны.)
- Почему в природе проходят изменения (тает снег, бегут ручейки…)? Да, все изменения связаны с тем, что солнышко стало светить ярче и греть теплее. Давайте проведем пальчиковую гимнастику «Солнечные лучи».
Путешествие в весенний лес
- А теперь давайте
совершим путешествие в
По ходу
игры происходит описание
Встреча с Лесовичком
В лесу происходит встреча
с Лесовичком (кукла), который приглашает
детей познакомиться с
Секрет №1. Встреча с лисой
На наборное полотно вывешивается картинка с изображением лисы. Дети описывают внешний вид лисы по следующему плану:
Лесовичок рассказывает о повадках лисы.
- Почему лисы
не было в норе? Что лиса
ест? Как нужно называть
Секрет №2. Встреча с ежом
На наборное полотно вывешивается картинка с изображением ежа.
- Что общего у лисы и ежа? (У каждого из них есть ушки, глазки, четыре лапки). Чем эти животные отличаются друг от друга? (Разные размеры, шерстка, хвостик.) Чем питается еж? Лесовичок рассказывает о повадках ежа.
Секрет №3. Встреча с медведем
На наборное полотно вывешивается картинка с изображением медведя. Лесовичок рассказывает о доме медведя – берлоге. Закрепление этого слова.
- Когда просыпается медведь? Как он ревет? Как называют детенышей медведя? Чем питается медведь, что он любит?
Имитация движений лисы, ежа, медведя.
Игра «Назови детеныша»:
У лисы - …, у ежа - …, у медведя - …
Игра «Отгадай»
Лесовичок раздает детям геометрические фигуры (большие и маленькие).
Лиса какая? (дети показывают большой кружок), а лисенок какой? (у детей в руках маленький кружок).
Аналогично: Еж (какой?), а ежонок (какой?).
Медведь (какой?), а медвежонок (какой?).
Составление символов на ковролине
Дети составляют символы лисы, ежа, медведя. Картинки вывешиваются на разной высоте.
Прощание с Лесовичком
Подведение итогов: животные в лесу – дикие.
- С какими животными
мы познакомились? А каких
При
проведении этого занятия
Наблюдения за цыплятами
Цель наблюдения. Познакомить детей с тем, что весной курица высиживает цыплят; формировать представление о цыпленке (маленький, пушистый, желтенький, беспомощный, пищит); познакомить с особенностями ухода за цыплятами (содержать в тепле, кормить кашей, рубленым яйцом); вызвать интерес к уходу за цыплятами.
Организация наблюдения. Дети сидят полукругом. На низком столе устроен загончик для цыплят. Рядом корм: каша, рубленные яйца, вода. Подготовлена картина «Наседка с цыплятами».
Ход наблюдения.
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки».
После того как дети отгадают загадку, выпускает 2 цыплят на стол, спрашивает, как дети угадали, что это загадка про цыплят; какие цыплята – маленькие или большие, какого они цвета.
Воспитатель предлагает послушать, как цыплята пищат, покормить их: сначала поставить корм, после этого воду.
Дети с интересом наблюдают за тем, как цыпленок пьет: он набирает воду в клюв, а затем поднимает головку, чтобы вода попадала в горлышко.
Далее воспитатель ставит вопросы:
- «Понравились ли цыплята? Какого они цвета? Маленькие они или большие? Короткие или длинные у них ноги?»
Одного цыпленка можно взять на руки и обойти детей, предлагая каждому осторожно подуть на него, спросить, чем он покрыт (мягким пухом).
Наблюдения дополняются рассказом воспитателя о том, как курица заботиться о своих цыплятах. Она прячет их под крыло во время дождя и опасности. Когда находим корм, подзывает к себе малышей.
Затем воспитатель вывешивает картину «Наседка с цыплятами».
Дети рассматривают изображения, по просьбе воспитателя находят цыплят и взрослый кур, сравнивают цыплят, изображенных на картине, с теми, которых только что видели.
Воспитатель спрашивает,
чем отличается курица от
Дидактические игры (настольно-печатные) по ознакомлению детей с животным миром
Игра «Угадай, какой ты зверь?»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.