Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

Игра «Собери  картинку»

Каждый ребенок собирает из частей одну картинку с изображением животного.

- Кто у тебя получился? Это дикое или домашнее животное? ( Если ребенок затрудняется ответить, ему помогают дети или воспитатель).

 

3.  Итог занятия.

- Каких животные называют  дикими? (Животные, которые живут в лесу, сами находят себе корм, сами делают норки, называются дикими).

- Каких животных называют  домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек, называются домашними).

 

Занятие «Посещение зоопарка»

 

Задачи: Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль; обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»; расширять кругозор детей.

 

Оборудование: кукла почтальон Печкин; письмо; макет-схема зоопарка: клетки, где размещены картинки с изображением зверей или игрушки-животные; схемы-модели «Животные»; игрушки детеныши; иллюстраций, фотографий с изображением животных; загадки.

 

Ход занятия

 

1. Игровой сюрпризный момент.

Детям почтальон Печкин вручает письмо, в котором их приглашают посетить зоопарк.

 

2. Экскурсия в зоопарк.

Оформление. В группе заранее строится макет-схема зоопарка: клетки, где размещены картинки с изображением зверей или игрушки-животные. Воспитатель – экскурсовод, а дети – посетители.

Воспитатель по очереди подводит детей к клеткам и рассказывает им о животном; дети добавляют рассказ воспитателя описанием животного с помощью схемы-модели «Животные» (внешний вид, где живут в природе), стихотворениями, которые они знают о животных. Отдельно находятся детеныши. Дети рассматривают, помогают кормить их.

 

Предварительная работа.

- Постройка  зоопарка.

- Рассматривание  иллюстраций, фотографий с изображением  животных и беседы с детьми.

-Чтение познавательной и художественной литературы об изучаемой группе животных.

- Отгадывание  загадок.

1)  Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт  до головы. (Зебры.)

С. Маршак

2)  Рвать  цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто  так высок,

Нелегко сорвать  цветок! (Жирафы)

3) Послушайте  стихотворение С. Маршака внимательно.

-Где обедал, воробей?

-В зоопарке  у зверей…

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Побывал у  носорога,

Отрубей поел немного.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил!

- Теперь скажите,  кого увидел воробей в зоопарке.

 

Наблюдения за котенком

 

Цель наблюдения. Учить детей узнавать  котенка, отличать от кошки, выделять некоторые особенности внешнего вида (маленький, серый или белый, с пушистой шерсткой, есть голова, ноги, хвостик, глаза, язычок); познакомить с особенностями поведения (бегает, играет, прыгает, лакает молоко, мяукает); дать знания о том, как и чем кормить котенка; ввести в активный  словарь слова: пушистый; шерстка, лакает, играет и др. Воспитывать бережное отношение к животным.

Организация наблюдения. Посадить детей полукругом. Приготовить молоко, бумажный бантик на нитке.

Ход наблюдения

Воспитатель приносит котенка. Держа его  в руках, обращается к детям: «Посмотрите, кого я вам  принесла».

 Варианты вопросов: «Кто это? Кто пришел к нам  в гости?». Воспитатель подносит  котенка поближе к детям и  спрашивает: « Какого он цвета? Большой или маленький?» Предлагает узнать, какая у него шерстка: «Погладьте его осторожно, вот так, от головки к хвостику (показывает), и скажите, какая шерстка: пушистая или гладкая, мягкая или жесткая?» Подтверждает правильность ответов. Затем сажает котенка на колени. «Котенку нравиться, когда его гладят, он доволен, смотрит на вас. Чем он смотрит?»

Затем воспитатель организует игру с котенком: берет ниточку  с бантиком, показывает, как  надо играть с котенком, предлагает 1 – 2 детям поиграть так же. Спрашивает: «Что делает котенок?  Чем хватает бантик?» Поясняет, что на лапках у котенка когти. Далее предлагает покормить котенка и спрашивает, чем его можно кормить. Предлагает поочередно дать котенку молоко, мясо. Спрашивает: «Что делает котенок? Чем ест?» В конце занятия  можно спеть песенку «Серенькая кошечка» В. Витлина.

 

 

Занятие  «Посадим фасоль»

 

Задачи: Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

Оборудование: картинка с изображением фасоли-растение с цветками и плодами; семена разных растений; семена фасоли; фартуки,  стеки или палочки, емкости для посадки (на каждого ребенка); трафарет стручка фасоли.

 

Ход занятия

 

1. Беседа о фасоли.

Воспитатель показывает картинку с изображением фасоли-растение с цветками и плодами.

  - Что это  за растение?

- Рассмотрите  семена разных растений и найдите  среди них семена фасоли.

Дети  среди разных семян находят семена фасоли, рассматривают ее, обследуют на ощупь.

- Где используется  фасоль?

Воспитатель. Хотите, чтобы у нас выросла такая же? А что для этого нужно? (Земля, емкости, инструменты, вода, семена…)

 

2. Подготовка к трудовому процессу.

Дети готовят  необходимое оборудование и материалы  для труда: ставят столы, надевают фартуки, берут стеки или палочки, семена, емкости для посадки (на каждого ребенка), объясняют, что и для чего взяли.

 

3. Работа по схеме «Компоненты  труда».

С помощью  схемы обговаривают последовательность действий: насыпают землю, полить, сделать углубление, опустить заранее замоченную фасолину (объясняют, зачем замочили), присыпать землей, поставить в тепло, светлое место.

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать  условный знак (заранее приготовленный или нарисовать на занятии) и наклеить на свою емкость.

4. Изготовление дневников наблюдений в виде стручка фасоли (по трафарету).

 

Занятие «Весна в лесу»

 

Задачи: продолжать расширять представления о жизни диких животных весной; учить узнавать и называть дикое животное и его детеныша, используя метод символической аналогии; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем; воспитывать интерес к жизни диких животных.

 

Оборудование: картинки, изображающие весну, диких животных (лису, ежа, медведя), кукла Лесовичок.

 

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных. Беседа: «Каких животных ты знаешь?». Дидактическая игра: «Угадай, какие дикие животные живут в лесу».

Словарная работа: время года, весенний лес, пешком.

 

                                                    Ход занятия

  Вводная беседа

Воспитатель обращает внимание на то, какое сейчас время года. (Дети называют время года и перечисляют  приметы весны.)

    - Почему в  природе проходят изменения (тает снег, бегут ручейки…)? Да, все изменения связаны с тем, что солнышко стало светить ярче и греть теплее. Давайте проведем пальчиковую гимнастику «Солнечные лучи».

 

  Путешествие в весенний лес

- А теперь давайте  совершим путешествие в весенний  лес. Как нам туда добраться? (Дети выбирают транспорт или предлагают отправиться в лес пешком).

     По ходу  игры происходит описание весенних  картин, отображающих особенности  весны в лесу. Имитация (перепрыгивание  через ручеек, ходьба по камешкам, по узкой дорожке в лесу).

  

Встреча с Лесовичком

В лесу происходит встреча  с Лесовичком (кукла), который приглашает детей познакомиться с весенними  секретами.

Секрет №1. Встреча с лисой

На наборное полотно  вывешивается картинка с изображением лисы. Дети описывают внешний вид лисы по следующему плану:

  • внешний вид;
  • величина;
  • где обитает.

Лесовичок рассказывает о повадках лисы.

   - Почему лисы  не было в норе? Что лиса  ест? Как нужно называть детенышей  лисы? (Лисята.) А если один детеныш? (Лисенок).

Секрет №2. Встреча с ежом

На наборное полотно  вывешивается картинка с изображением ежа.

    - Что общего  у лисы и ежа? (У каждого из  них есть ушки, глазки, четыре  лапки). Чем эти животные отличаются  друг от друга? (Разные размеры,  шерстка, хвостик.) Чем питается  еж? Лесовичок рассказывает о повадках ежа.

Секрет №3. Встреча с медведем

На наборное полотно  вывешивается картинка с изображением медведя. Лесовичок рассказывает о  доме медведя – берлоге. Закрепление  этого слова.

     - Когда  просыпается медведь? Как он  ревет? Как называют детенышей медведя? Чем питается медведь, что он любит?

Имитация движений лисы, ежа, медведя.

 

Игра  «Назови детеныша»:

У лисы - …, у ежа - …, у  медведя - …

 

Игра  «Отгадай»

Лесовичок раздает детям  геометрические фигуры (большие и  маленькие).

    Лиса какая? (дети показывают большой кружок), а лисенок какой? (у детей в руках маленький кружок).

Аналогично: Еж (какой?), а  ежонок (какой?).

Медведь (какой?), а медвежонок (какой?).

 

Составление символов на ковролине

Дети составляют символы  лисы, ежа, медведя. Картинки вывешиваются на разной высоте.

 

Прощание  с Лесовичком

Подведение итогов: животные в лесу – дикие.

   - С какими животными  мы познакомились? А каких диких  животных мы уже знаем, но  еще не видели в лесу? (Волк, заяц.) В следующий раз мы пойдем к ним.

      При  проведении этого занятия воспитатель  может использовать материал  рассказов Е. Чарушина «Кто  как живет», В.Бианки «Лесная газета».

 

Наблюдения за цыплятами

 

Цель наблюдения. Познакомить детей с тем, что весной курица высиживает цыплят; формировать представление о цыпленке (маленький, пушистый, желтенький, беспомощный, пищит); познакомить с особенностями  ухода за цыплятами (содержать в тепле, кормить кашей, рубленым яйцом); вызвать интерес к уходу за цыплятами.

 

Организация наблюдения. Дети сидят полукругом. На  низком столе устроен загончик для цыплят. Рядом корм: каша, рубленные яйца, вода. Подготовлена картина «Наседка с цыплятами».

 

Ход наблюдения.

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Явился в  желтой шубке, прощайте, две скорлупки».

После  того как дети отгадают загадку,  выпускает 2 цыплят на стол, спрашивает, как дети угадали, что это загадка про цыплят; какие цыплята – маленькие  или большие, какого они цвета.

Воспитатель предлагает послушать, как цыплята пищат, покормить  их: сначала поставить корм, после этого воду.

Дети с интересом  наблюдают за тем, как цыпленок пьет: он набирает воду в клюв, а затем  поднимает головку, чтобы вода попадала в горлышко.

Далее воспитатель ставит вопросы:

- «Понравились ли цыплята?  Какого они цвета? Маленькие они или большие? Короткие или длинные у них ноги?»

Одного цыпленка можно  взять на руки и обойти детей, предлагая  каждому осторожно подуть на него, спросить, чем он покрыт (мягким пухом).

Наблюдения дополняются  рассказом воспитателя о том,  как курица заботиться о своих цыплятах. Она прячет их под крыло во время дождя и опасности. Когда находим корм, подзывает к себе малышей.

 

Затем воспитатель вывешивает картину «Наседка с цыплятами».

Дети рассматривают  изображения, по просьбе воспитателя  находят цыплят и взрослый кур, сравнивают цыплят, изображенных на картине, с теми, которых только что видели.

 Воспитатель спрашивает, чем отличается курица от цыплят.

 

Дидактические игры (настольно-печатные) по ознакомлению детей с животным миром

 

Игра «Угадай, какой ты зверь?»

Дидактическая  задача. Закрепить знания детей об особенностях внешнего  вида, повадках приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы