Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Оборудование: картинки с изображением животных.

Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры

Воспитатель прикрепляет  на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания.  
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры.

Игры с карточками зоологического лото

Цель игр: зоологическое лото может способствовать усвоению темы «Домашние и дикие животные» и теме «Детеныши животных».

Наборы карт

Лото может состоять из 5–10 больших карт и соответствующих наборов маленьких карточек.

Карта «Домашние животные» (Звери)

В центре карты нарисован  деревенский дворик. Вокруг — клеточки с изображением собаки, кошки, лошади, свиньи, коровы.

Карта «Домашние животные» (Звери, более сложный уровень)

В центре карты нарисован  деревенский дворик. Вокруг — клеточки с изображением козы, овцы, барана, верблюда, осла.

Карта «Домашние животные» (Птицы)

В центре нарисован деревенский  дворик. Вокруг — клеточки с изображением курицы (белой), петуха, утки, селезня, гуся.

Карта «Домашние  животные» Птицы

Карта «Домашние животные» (Птицы, более сложный уровень)

В центре нарисован деревенский  дворик. Вокруг — клеточки с изображением индюка, страуса, перепелки, цесарки (маленькая разноцветная курочка), курицы (пестрой).

Карта «Дикие животные» (Звери)

В центре — смешанный  лес. Вокруг — клеточки с изображением волка, лисы, зайца, белки, ежа.

Карта «Дикие животные» (Птицы)

В центре — смешанный  лес. Вокруг — клеточки с изображением кукушки, дятла, филина, синицы, зяблика.

Карта «Детеныши домашних животных»

В центре карты — картина  «семейной жизни» домашних животных. Маленькие карточки с изображением щенка, котенка, жеребенка, поросенка, теленка. В центре карты — картина «семейной жизни» домашних животных.

Карта «Детеныши домашних животных»

В центре карты — картина  «семейной жизни» домашних животных. Маленькие карточки с изображением козленка, ягненка, верблюжонка, осленка, щенка (другой породы, чем на предыдущей карте).

Карта «Детеныши домашних животных»

В центре карты — картина  «семейной жизни» домашних животных. Маленькие карточки с изображением цыплят, утят, гусят, индюшат, страусят.

Карта «Детеныши диких  животных»

В центре карты — картина  «семейной жизни» диких животных. Маленькие карточки с изображением волчат, лисят, зайчат, бельчат, ежат. Соответственно, каждый играющий может брать себе одну или две карты, по выбору или  по жребию.

Усложнение  игры за счет новых правил и речевых задач

Обычно во время игры в лото ведущий задает вопрос «У кого… (название животного)?»

Но игру можно усложнить  за счет введения новых правил. 
Вместо традиционного вопроса ведущий может давать краткую характеристику животного, основанную на знакомых детям признаках: «Серый мохнатый зверь, похож на собаку, живет в лесу, питается другими животными (хищник)», «Птенец домашней птицы, серого цвета, крупнее утенка, умеет плавать с рождения», «Лесная птица, пестрая, крупная, подкидывает свои яйца в гнезда других птиц».

Чтобы заполнивший карту  получил звание победителя, он должен пройти «решающее испытание». Например, продолжить предложение: «Волк, лиса, белка, заяц, еж — это…».В испытании могут участвовать остальные игроки. Тогда каждый из них составляет предложение по своей карте, которое потенциальный победитель должен продолжить. Задача может быть сформулирована и наоборот. Каждый играющий называет обобщающее слово, а потенциальный победитель должен его расшифровать: «Домашние животные (звери) — это…».

Другой вид испытаний — игра «Что изменилось?». Победитель может сам выбрать себе «задающего задачки» («мастера загадок», «проверяльщика»). 
Мастер загадок выкладывает перед победившим свои маленькие карточки. Затем испытуемый закрывает глаза, а мастер убирает одну карточку. Нужно догадаться, какая карточка исчезла.

Второй вариант более  сложный. Мастер показывает испытуемому  свою большую карту. Затем испытуемый закрывает глаза. В это время большая карта переворачивается, а из маленьких карточек выкладывается ряд, в котором не хватает одной или двух карточек. Нужно назвать эти карточки.

Как видим, обычная игра в лото может перерастать в  целый ряд сменяющих друг друга  игр и с разными задачами и разной степени сложности. Для усложнения стартового варианта игры можно добавить к большим картам более сложные с изображением животных, которые, к примеру, не встречаются в народных сказках.

Для детей пяти лет  можно сделать карты, в которых  сочетание «домашние животные»  заменено на «животные, полезные в хозяйстве», и добавить туда новых «полезных» животных — индийского буйвола, яка, северного оленя, питона, мангуста. Может появиться и карта с названием «Домашние любимцы» с изображением декоративных животных, которые выведены специально для содержания дома: хомячок, карликовый кролик, комнатная собачка (указать породу), аквариумные рыбки, волнистые попугайчики (морские свинки).

Животные одной биоты

  Карта «В лесу» (первый вариант)

В центре карты нарисован  смешанный лес. На маленьких карточках  изображены: волк, лисица, ласка, хорек, барсук, белка, заяц-русак, кабан.

Карта «В лесу» (второй вариант)

В центре карты нарисован  смешанный лес. На маленьких карточках  изображены: бурый медведь, рысь, олень, косуля, куница, заяц-беляк, еж, выдра.  

Карта «В тайге» (первый вариант)

В центре карты нарисован  хвойный лес (тайга). На маленьких  карточках изображены: бурый медведь, землеройка, летучая мышь, росомаха, рысь, лось, косуля.

Карта «В тайге» (второй вариант)

В центре карты нарисован  хвойный лес (тайга). На маленьких  карточках изображены: белка, кабан, заяц, волк, лисица, горностай, комары, клещи.

Примечание. Животные, обитающие в смешанном лесу, по большей части, водятся и в тайге. В игре можно одновременно использовать первый вариант карты смешанного леса и первый вариант карты тайги или вторые варианты обеих карт.

 Игры с рыбками

Дидактическая задача. В ходе игры дети учатся собирать разрезные картинки с изображением фрагментов рыб и продолжать предложение «У рыбки есть… (голова, глаза, рот, чешуя, плавники, хвост, жабры и т.д.)», находить картинки с изображением различных водоемов (пруд, река, море), с помощью вопросов составлять коротенькие рассказы о рыбках.

Оборудование. В игровой набор входят разрезные картинки с изображением разных рыбок и вырезанные по контуру изображения рыбок-образцов, контурные нераскрашенные рыбки, карточки с загадками, карточки с изображением пейзажей (горы, лес, пустыня, пруд, река, море).

Игровые действия. Педагог выкладывает перед детьми части двух разных картинок, показывает рыбку-образец и предлагает собрать картинку, выбрав нужные части, и продолжить предложение «У рыбки есть…». Каждый играющий называет один признак.

Собери рыбку

Первый вариант

Фрагменты, из которых складывается контурное изображение рыбки

Второй вариант

Игровые действия. Педагог выкладывает перед детьми части трех (и более) разных картинок и предлагает без опоры на образец собрать из них картинки.

Затем можно спросить детей, знают ли они названия этих рыб. 
Каждый, правильно назвавший рыбку, получает рыбку-образец.  
Старшим дошкольникам, как и малышам, можно предложить продолжить предложение «У рыбки есть…». Но в отличие от малышей каждый следующий игрок должен сначала воспроизвести признаки, названные перед ним, а затем дополнить словесную цепочку: «У рыбки есть голова, глаза — и плавники»;  
«У рыбки есть голова, глаза, плавники — и чешуя» и т.д.  
Этот вариант игры может служить введением к другим играм с рыбками.

Фрагменты, из которых складывается контурное  изображение рыбки

Где живет рыбка?

Первый вариант

Игровые действия. Ведущий раскладывает перед детьми небольшие картинки с изображением леса, луга, реки, пруда, горы и предлагает выбрать те изображения, которые могут служить «домом» для рыбки. Играющим предлагается продолжить предложение: «Рыбка живет в… (реке, пруду, море)». Каждый раз педагог подчеркивает: рыбке для жизни нужна вода. Вода есть в реке, в пруду, в море.

Второй вариант

Игровые действия. Педагог показывает детям рыбку, предлагает сказать, как она называется, и выбрать картинку, на которой может находиться рыбкин «дом». Это должен быть водоем. Когда дети освоят этот уровень игры, можно давать короткую справку: окунь — морская рыба. Он живет в море. Акула — тоже морская рыба. Где она живет? Морские рыбы не боятся соленой морской воды.

Но есть рыбы, которые  любят воду без соли, или пресную  воду. Такие рыбы называются пресноводными. Они живут в реках, озерах, прудах. 
Щука — пресноводная рыба. Где она может жить? Может она жить в море? 
Для «опознания» рыб и запоминания их названий можно использовать загадки.

Третий вариант

На предшествующих этапах дети должны познакомиться с названиями рыб и их внешним видом. Перед детьми раскладываются карты с изображением водных бассейнов: на одной нарисовано море, на другой — река (озеро). Каждый играющий получает по три-четыре рыбки. (Рыбок можно брать самостоятельно, но, к примеру, с закрытыми глазами.)

Играют парами или  мини-командами. По жребию определяют игрока (команду), делающего первый ход. Он говорит: «Это такая-то рыбка. Она любит соленую морскую воду и живет в море». Или: «Это такая-то рыбка. Она не любит соленую воду. Она любит пресную воду и живет в реке или в озере». Если утверждение верно, ведущий (взрослый или ребенок-«знаток») разрешает поселить рыбку в подходящий водный бассейн и дает за это игроку бумажную фишку.

Затем ход делает другой игрок. В конце игры подсчитывают количество полученных очков. Если ошибок в ходе игры не было, игрокам (командам) можно предложить дополнительное соревнование — отгадать загадки. Можно предложить играющим загадать загадки о водных обитателях. (Если дети не первый раз играют в игру, они рано или поздно эти загадки запомнят.)  
Эту игру (при наличии больших карт и крупных контурных изображений) можно использовать во время экологических праздников и досугов по природоведению.

В сложных или спорных  случаях можно просить «помощь  зала»: загадки могут загадывать присутствующие в зале взрослые, отдавая свои голоса той или иной команде.

В качестве решающего  тура игры можно предложить командам составить короткий рассказ по своей «заселенной» картинке.

Для выявления победителей  можно задать командам дополнительные вопросы.

1. Какие еще животные живут в морях?

2. Какие еще животные живут в реках и озерах?

3. Что значит выражение «рыба-хищник»?

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3

4. Что значит выражение «нехищная рыба»? Можно ли сказать, что такая рыба — травоядная? Разве в море или в озере есть трава?

Подсказки

  • Треска, тунец, форель (лосось), камбала, акула — морские рыбы.
  • Щука, речной окунь, красноперка, карась — рыбы пресноводных водоемов.
  • Из перечисленных рыб нехищными являются сазан, красноперка, карась.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы