Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

1. Глобальные проблемы современности  и пути их решения.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых  зависит дальнейшее существование  цивилизации. Эти проблемы затрагивают  жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают  жизненные интересы всего населения  планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности  относятся:

проблема Север-Юг;

проблема бедности;

продовольственная проблема;

энергетическая проблема;

проблема экологии и устойчивого  развития;

демографическая проблема;

проблема освоения Мирового океана.

Проблема Север-Юг — это  проблема экономических отношений  развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность  обеспечивать простейшие и доступные  для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся  странах, представляют серьезную опасность  не только для национального, но и  для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная  проблема заключается в неспособности  человечества до настоящего времени  полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как  проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения  человечества топливом и энергией в  настоящее время и в обозримом  будущем

Глобальная демографическая  проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста  и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а  следующие проблемы:

слаборазвитость — отсталость в развитии;

истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого  потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей  силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального  использования его пространств  и ресурсов. В настоящее время  Мировой океан как замкнутая  экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся  антропогенную нагрузку, и создается  реальная угроза его гибели. Поэтому  глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Решение названных проблем  является сегодня актуальной задачей  для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности:

Предотвращение мировой  войны с применением термоядерного  оружия и других средств массового  уничтожения, грозящих гибелью цивилизации.

Преодоление экономического и культурного неравенства между  народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния  взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими  последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и  истощения природных ресурсов.

Преодоление тенденции к  снижению социального здоровья, что  предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

2.Свобода в деятельности человека.

Свобода — это самостоятельность  социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности  делать собственный выбор и действовать  в соответствии со своими интересами и целями.

 К истории философской  мысли свобода традиционно рассматривается  в соотношении с необходимостью.

 Абсолютно свободным  человек быть не может. Нельзя  жить в обществе и быть абсолютно  свободным от него. Свобода каждого  члена общества ограничена уровнем  развития и характером общества, в котором он живет. Но главными  ограничителями его свободы являются  не внешние обстоятельства. Некоторые  современные философы утверждают, что человеческая деятельность  вообще не может получать цель  извне, в своей внутренней жизни  индивид абсолютно свободен. Он  сам не только выбирает вариант  деятельности, но и формулирует  общие принципы своего поведения,  ищет им основания. А потому  объективные условия существования  людей не играют такой большой  роли при выборе ими модели  действий. Цели человеческой деятельности  формулируются в соответствии  с внутренними побуждениями каждого  человека. Границей такой свободы  могут быть лишь права и  свободы других людей. Осознание  этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности,  от обязанностей перед обществом  и всеми его членами.

 Свобода человека во  всех ее проявлениях — это  основа современных демократических  режимов, главная ценность либерализма.  Она находит выражение в законодательном  закреплении фундаментальных прав  и свобод гражданина в конституциях  государств, в международных пактах  и декларациях. В современном  обществе все явственнее обнаруживается  тенденция к расширению свободы  человека.

3. Системное строение общества: элементы и подсистемы

общество -  динамическая система определяется как совокупность элементов, определенным образом связанных  между собой и образующих некую  целостность. Важнейшими элементами общества являются социальные институты —  устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения. К  фундаментальным институтам общества относят семью, школу, церковь, государство.

Подсистемами общества принято  считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами  которой являются материальное  производство и отношения, которые  возникают между людьми в процессе  производства, распределения, обмена  и потребления материальных благ и услуг;

2) социальная, состоящая  из таких структурных образований,  как классы, социальные слои, нации,  взятые в их взаимоотношении  и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая  весь комплекс отношений между  государствами, партиями, общественными  организациями, отдельными индивидами  по поводу осуществления власти;

4) духовная, охватывающая  различные формы и уровни общественного  сознания, которые, будучи воплощены  в реальном процессе жизни  общества, образуют то, что принято  называть духовной культурой.

4. Религия как феномен культуры.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с  наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной  науке популярно определение  религии, исходящее из признания  ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия — это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

 Ядром религии является  вера, именно в ней обнаруживаются  важнейшие особенности, определяющие  место религии в отношениях  человека и мира. Религиозная  вера складывается из:

1) собственно веры, т. е.  убеждения в истинности основ  религиозного учения;

2) знания наиболее существенных  положений вероучения;

3) признания и следования  нормам нравственности, содержащимся  в религиозных требованиях к  человеку;

4) соблюдения норм и  требований, предъявляемых к повседневной  жизни человека.

 Существуют различные  типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого  Бога) и политеистические (исповедующие  многобожие), ритуальные (с акцентом  на выполнение определенных культовых  действий) и религии спасения (признающие  главным вероучение, представления  о мире и человеке, их посмертной  судьбе).

 Мировых религий всего  три — христианство, буддизм и  ислам.

 Одним из основных  прав человека в современном  мире является право на свободу  совести. Согласно ст. 28 Конституции  РФ, «каждому гарантируется свобода  совести, свобода вероисповедания,  включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать  никакой, свободно выбирать, иметь  и распространять религиозные  и иные убеждения и действовать  в соответствии с ними».

 Таким образом, свобода  совести оставляет за человеком  выбор между религиозной верой  и атеизмом, который отрицает  существование Бога, каких-либо сверхъестественных  сил и религий.

5. Социальное взаимодействие и  общественные отношения.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие  между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Социальные отношения не только формируют внешний  образ общества и нации, но и в  существенной мере отражают их внутреннее строение, тип развития. Люди в своем  каждодневном, обыденном взаимодействии постоянно подтверждают сложившиеся  правила социальных отношений, которые  передаются от старших к младшим, зачастую без объяснений, почему это  делается так, а не иначе.

 Все общественные отношения  могут быть условно разделены  на две большие группы —  отношения материальные и духовные (или идеальные). Принципиальное  отличие их друг от друга  заключается в следующем. Материальные  отношения возникают и складываются  непосредственно в ходе практической  деятельности человека, вне сознания  человека и независимо от него, а духовные — формируются,  предварительно «проходя через  сознание» людей, детерминируются  их духовными ценностями. В свою  очередь материальные отношения  подразделяют на производственные, экологические и семейные отношения; духовные — на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные.

 Особым видом общественных  отношений являются межличностные,  под которыми понимают отношения  между отдельными индивидами.- При  этом индивиды, как правило, принадлежат  к разным социальным слоям,  имеют неодинаковый культурный  и образовательный уровень, но  их объединяют общие потребности  и интересы, лежащие в сфере  досуга или быта.

 Межличностные отношения  возникают и реализуются в  обществе.

В зависимости от наличия  или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные  отношения подразделяются на официальные и неофициальные. Они отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Так, официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных — решающую роль играет именно выбор личности. Он осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

 Официальные и неофициальные  межличностные отношения, в которые  люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременны ми (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).

 Кроме того, среди форм  межличностных отношений выделяют  такие, как знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

6. Потребности и интересы. качество жизни.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его  потребностей. Под потребностью в  обыденном смысле понимается нужда  или недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в  научной теории понятие «потребность»  обозначает не переживаемую человеком  нужду, а постоянное противоречие между  наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности  человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают  постоянным внутренним побудителем  всякой активности (в том числе  и человеческой деятельности).

Соответственно и потребности  человека можно условно разделить  на три группы: биологические (потребности  в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении  в обществе и др.) и духовные (потребности  в познании, знаниях, других элементах  духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"