б) цена предложения
— минимальная цена, по которой
производитель готов продать
товар.
Рыночная же цена, т.
е. цена, при которой объем спроса
в точности равен объему предложения,
не может опускаться ниже цены
предложения (так как тогда
продавец разорится) и подниматься
выше цены спроса (в этом случае
покупатель не сможет купить
предлагаемый товар). В реальной
действительности она колеблется
в промежутке между этими двумя
величинами, стимулируя производителей
добиваться снижения затрат на
производство товаров и поощряя,
таким образом, повышение производительности
труда, внедрение новых технических
достижений и технологий, а также
способствуя перераспределению
ресурсов для производства тех
товаров, которые пользуются устойчивым
или повышенным спросом у потребителя.
Таким образом, цена, спрос и
предложение являются активными
регуляторами рыночного механизма
производства и обмена товаров.
14. мораль, ее категории.
Особую роль в регулировании
жизни общества и поведения его
членов играет мораль. Мораль (лат. тогаИе
— нравственный, относящийся к характеру,
складу души, привычкам) — это форма общественного
сознания, в которой находят свое отражение
взгляды и представления, нормы и оценки
поведения отдельных индивидов, социальных
групп и общества в целом.
Мораль регулирует
поведение человека во всех
сферах общественной жизни, поддерживая
и санкционируя определенные
общественные устои, строй жизни,
общение людей. Однако содействие
регуляции социального поведения
людей не является единственной
функцией морали. Мораль — это
прежде всего жизненный ориентир, в котором
выражается стремление человека к самосовершенствованию.
Ее основная функция — утверждение человеческого
в человеке.
При помощи морали общество
оценивает не только практические действия
людей, но и их мотивы, побуждения и
намерения. Особую роль в моральной
регуляции играет формирование в
каждом индивиде способности относительно
самостоятельно вырабатывать и направлять
свою линию поведения в обществе
без повседневного внешнего контроля.
Эта способность выражается в
таких понятиях, как совесть, честь
и чувство собственного достоинства.
Совесть — это этическая
категория, выражающая высшую форму
способности личности к моральному
самоконтролю.
Честь — это этическая
категория, включающая моменты осознания
индивидом своего общественного
значения и признания этого значения
со стороны общества.
Достоинство — самооценка
личности, осознание ею своих качеств,
способностей, мировоззрения, выполненного
долга и общественного значения.
Моральные требования
к человеку имеют в виду
не достижение каких-то частных
и ближайших результатов в
определенной ситуации, а следование
общим нормам и принципам поведения.
Мораль, выполняя наряду с появившимся
позднее правом роль регулятора
поведения людей, имеет с ним
общие черты, но в то же
время принципиально отличается
от него по ряду существенных
моментов. Единство между ними
выражается в следующем:
2) у норм морали и
права единый объект регулирования
— общественные отношения;
3) как нормы права, так
и нормы морали исходят от
общества;
4) нормы права и нормы
морали имеют сходную структуру;
5) нормы права и нормы
морали выделились из мононорм
первобытного общества.
15. Роль государства в экономики.
Современный рынок не регулируется
лишь с помощью механизма свободного
ценообразования. Действуя стихийно, законы
рынка не только дают положительный эффект,
но и порождают негативные тенденции в
экономике, такие как монополизм, безработицу
и др. Ограниченность возможностей рыночного
механизма регулирования экономики стала
особенно очевидна в конце XIX — начале
XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции
пришли монополии, захватившие производство
и рынок сбыта товаров.
Сегодня ведущие государства
мира становятся все более активными
участниками рыночных отношений. Они
используют различные методы регулирования
экономики.
^ 1. Правовые методы заключаются
в том, что государство принимает
законы, призванные упорядочить
взаимоотношения участников рыночной
игры. Особое место среди этих
законов занимает антимонопольное
законодательство, с помощью которого
государство препятствует появлению
в экономике предприятий-монополистов,
поскольку монополия, по своей
природе отрицая конкуренцию,
ведет экономику к застою и
загниванию. Правительства различных
стран принимают законы, направленные
на поддержку мелкого и среднего
бизнеса, поддерживая таким образом
разнообразную структуру производства.
2. К финансово-экономическим
методам относятся прежде всего налоги.
Увеличивая или уменьшая размер налогов,
государство либо способствует развитию
производства, либо тормозит его. Государство
оказывает определенное влияние на экономику
при проведении своей денежной политики.
Под денежной политикой понимают политику
государства по управлению денежной массой
и кредитами. Главную ответственность
за ее проведение, как правило, несет государственный
центральный банк страны, который регулирует
ставку банковского процента. С ее помощью
банк ограничивает или расширяет возможности
получения предпринимателями кредита
на развитие производства.
Государство также
может помочь товаропроизводителям,
вводя таможенные пошлины. Пошлина
— это специальный налог государства
на товары, покупаемые за границей.
Он вводится для того, чтобы
импортные товары были дороже
отечественных и потребители выбирали
последние. Тем самым государство, с одной
стороны, сдерживает импорт, а с другой
— защищает ответствующие отечественные
отрасли (так, например, поступает Правительство
РФ при защите отечественных производителей
автомобилей).
^ 3. Экономическое программирование
заключается в том, что государство
составляет примерные планы развития
экономики на некоторый период.
Но в отличие от командной
экономики, где подобные планы
являются обязательными и внедряются
при помощи приказов сверху, в
рыночной экономике они носят
рекомендательный характер и
на практике обычно оказывают
определенное влияние на частных
товаропроизводителей.
Таким образом, в
современных условиях государство
активно вмешивается в экономику,
стараясь воздействовать в зависимости
от необходимости на ситуацию
на том или ином рынке (производства,
обмена, труда и т. п.). Однако
опыт многих стран доказывает,
что подобное государственное
вмешательство не должно быть
тотальным — экономику нельзя
держать в полном подчинении
у государства. Вот почему основные
принципы государственного регулирования
экономики могут быть сформулированы
следующим образом: государство
должно экономике не мешать, а
помогать и лишь при необходимости
ее ограничивать.
16. Искусство, его формы, основные
направления.
Искусством принято называть
специфическую форму общественного
сознания и человеческой деятельности,
которая представляет собой отражение
окружающей действительности в художественных
образах. Посредством создания произведений
искусства происходит реализация такого
вида познавательной деятельности людей,
как художественное познание.
Искусство представляет
собой высшую форму эстетического
сознания. Оно является необходимым
элементом общественного сознания,
обеспечивающим его целостность,
мобильность, устойчивость в настоящем
и направленность в будущее.
Предмет искусства — человек,
его отношения с окружающим миром
и другими индивидами, а также
жизнь людей в определенных исторических
условиях. Искусство обусловлено
миром природы и общественных
отношений, которые окружают индивидов.
Формой бытия искусства
является художественное произведение,
имеющее видовую и жанровую определенность
и осуществляющееся в качестве материального
предмета — знака, который передает
людям определенную художественную
концепцию, обладающей эстетической ценностью.
Специфика искусства
как формы художественного познания
заключается в следующем. Во-первых,
оно является образным и наглядным.
Предмет искусства — жизнь
людей — чрезвычайно разнообразен
и отражается в искусстве во
всем своем многообразии в
форме художественных образов.
Последние, будучи результатом
вымысла, тем не менее представляют
собой отражение действительности и всегда
несут на себе отпечаток реально существующих
предметов, событий и явлений. Художественный
образ выполняет в искусстве те же функции,
что и понятие в науке: с помощью него происходит
процесс художественного обобщения, выделения
существенных признаков познаваемых предметов.
Созданные образы составляют культурное
наследие общества и, став символами своего
времени, способны оказывать серьезное
влияние на общественное сознание.
Во-вторых, для художественного
познания характерны специфические
способы воспроизведения окружающей
действительности, а также средства,
при помощи которых происходит
создание художественных образов.
В литературе таким средством
является слово, в живописи
— цвет, в музыке — звук, в
скульптуре — объемно-пространственные
формы и т. д.
В-третьих, огромную
роль в процессе познания мира
с помощью искусства играют
воображение и фантазия познающего
субъекта. Художественный вымысел,
допускаемый в искусстве, является
совершенно недопустимым, например,
в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных
наук (истории, философии, социологии
и т. д.), изучающих отдельные
стороны жизни людей, искусство
исследует человека в целом
и наряду с другими видами
познавательной деятельности является
особой формой познания окружающей
действительности. Искусство включено
в целостную систему форм общественного
сознания, куда наряду с ним входят философия,
политика, право, наука, мораль и религия.
Все они реализуют свои функции в едином
культурном контексте, возникающем благодаря
их взаимосвязям.
Искусство полифункционально:
оно выполняет в обществе множество разнообразных
функций.
• Общественно-преобразующая
функция искусства проявляется
в том, что оно, оказывая
идейно-эстетическое воздействие
на людей, включает их в направленную
и целостно ориентированную деятельность
по преобразованию общества.
• Утешительно-компенсаторная
функция заключается в восстановлении
в сфере духа гармонии, утраченной
человеком в реальной действительности.
Своей гармонией искусство влияет
на внутреннюю гармонию личности,
способствует сохранению и восстановлению
ее психического равновесия.
• Художественно-концептуальная
функция выражается в свойстве
искусства анализировать состояние
окружающего мира.
• Функция предвосхищения
характеризует способность искусства
предвосхищать будущее. На этой
способности основаны фантастические,
утопические и социально прогнозирующие
произведения искусства.
• Воспитательная функция
искусства отражает роль искусства
в формировании целостной человеческой
личности, чувств и мыслей людей.
• Внушающая функция
проявляется в воздействии искусства
на подсознание людей, на человеческую
психику. В напряженные периоды
истории она играет ведущую
роль в общей системе функций
искусства.
• Эстетическая функция
— это специфическая способность
искусства формировать эстетические
вкусы и потребности человека,
пробуждать в личности желание
и умение творить по законам
красоты.
• Гедонистическая
функция показывает особый, духовный
характер искусства, призванного
доставлять людям удовольствие.
Она опирается на идею самоценного
значения личности и осуществляет
ее, доставляя человеку бескорыстную
радость эстетического наслаждения.
• Познавательно-эвристическая
функция показывает познавательную
роль искусства и выражается
в его способности к отражению
и освоению тех сторон жизни,
которые труднодоступны науке.
Искусство, как и
духовная культура в целом,
развивается, с одной стороны,
на основе накопления культурных
ценностей, передачи их из поколения
в поколение, сохранения целостных
художественных произведений, а
с другой — в процессе создания
нового духовного богатства.
17. Государственный бюджет
Государственный бюджет —
это основной финансовый план государства
на текущий год, представляющии собой
роспись его денежных доходов иI расходов
и имеющий силу закона. Он утверждается
законодательным органом власти — парламентом;
в Российской Федерации — Федеральным
Собранием РФ.
Порядок составления, рассмотрения,
утвержде-Ш ния и исполнения бюджета называют
бюджетным процессом. Бюджетный процесс
в РФ регламенти- I рован Конституцией
и законодательством Российской Федерации.
Он состоит из пяти стадий:
I стадия — составление
проекта бюджета Правительством
РФ;
II стадия — рассмотрение
проекта бюджета Государственной
Думой и Советом Федерации
Федерального Собрания РФ, Счетной
палатой РФ;
III стадия — утверждение
бюджета, принятие за- I кона о
бюджете Федеральным Собранием
РФ, подписание его Президентом
РФ;