Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

 а) физиологические  (в воспроизводстве рода, пище, дыхании,  одежде, жилище, отдыхе и др.);

 б) экзистенциальные (в  безопасности своего существования,  комфорте, уверенности в завтрашнем  дне, в гарантии занятости и  т. д.).

 Вторичные потребности  включают:

 а) социальные (в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

 б) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

 в) духовные (в самовыражении).

 Потребности каждого  следующего уровня становятся, по  мнению Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

 Психологи различают  также потребности подлинные  (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей  ведет к физической и духовной  деградации личности, наносит ущерб  природе и обществу. Подлинные  потребности побуждают человека  к активной, благоразумной, общественно  полезной жизнедеятельности, способствуют  физическому и духовному совершенствованию  личности без нанесения ущерба  природе и другим людям.

 От потребностей следует  отличать интересы людей. Интерес  — это такая осознанная потребность,  которая характеризует отношение  людей к предметам и явлениям  действительности, имеющим для них  важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание  необходимости каких-либо действий  для достижения осознаваемой  цели, т. е. осознанная потребность.

7. Основные институты общества.

Важнейшими элементами общества являются социальные институты (лат. тегНийе — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

 К фундаментальным  институтам общества относят  семью, школу, производство, церковь  и государство. Это объясняется  наличием пяти видов важнейших  жизненных потребностей, на удовлетворение  которых направлена человеческая  деятельность:

1) в воспроизводстве рода;

2) в безопасности и  социальном порядке;

3) в средствах существования;

4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения,  подготовке кадров;

5) в решении духовных  проблем, поиске смысла жизни.

 Каждый из этих институтов  объединяет большие массы людей  для удовлетворения той или  иной потребности и достижения  определенной цели личного, группового  или общественного характера.  Возникновение социальных институтов  привело к закреплению конкретных  видов взаимодействия, сделало их  постоянными и обязательными  для всех членов данного общества.

 Характерными чертами  социальных институтов являются:

1) объединение всех лиц,  занятых определенным видом деятельности  и обеспечивающих в процессе  этой деятельности удовлетворение  определенной значимой для общества  потребности;

2) закрепление системой  социальных норм, регулирующих соответствующие  типы поведения;

3) наличие учреждений, снабженных  определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо  вида деятельности;

4) четкое разграничение  функций каждого из субъектов  взаимодействия, согласованность их  действий, высокий уровень регуляции  и контроля;

5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру  общества, что позволяет узаконить  деятельность данного института  и осуществлять контроль за ней.

 Помимо основных социальных  институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим  институтом является государство,  то неосновными — отдельные  государственные органы и должностные  лица.

 Социальный институт  делает связи между людьми  не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и  устойчивыми. Институциональное  взаимодействие — это хорошо  отлаженный порядок социальной  жизни в основных сферах жизнедеятельности  людей. Чем больше социальных  нужд удовлетворяется социальными  институтами, тем более развито  общество.

 Поскольку в ходе  исторического процесса возникают  новые потребности и условия,  постольку появляются новые виды  деятельности и соответствующие  связи. Общество заинтересовано  в придании им упорядоченности,  нормативного характера, т. е.  в их институциализации.

8. Многовариантность общественного развития

Совершенно очевидно, что  исторический процесс не только непрерывен и незавершен, но и многовариантен. В общественном развитии взаимодействуют  различные социальные силы, переплетаются  многообразные экономические, политические, духовные факторы, в него вторгается множество случайностей, порожденных  интересами, ожиданиями и волей множества  людей и их объединений. С одной  стороны, исторические события, цепь которых  и составляет исторический процесс, уникальны и неповторимы. С другой — в историческом процессе имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов в различных странах и в различные эпохи. Таким образом, в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, так называемая историческая альтернатива.

Исторической альтернативой  является такая историческая ситуация, которая характеризуется борьбой  общественных сил за реализацию существенно отличных возможностей общественного развития.

 В любой исторической  ситуации есть возможность выбора, и историческое развитие всегда  ставит перед человеком альтернативу  поведения. Это обусловлено тем,  что абсолютной неизбежности  именно данного хода событий,  исключающей какие бы то ни  было иные возможности развития, не существует: всегда имеется  множество тенденций, которые  при определенных условиях могут  осуществиться. Многозначность (случайность)  общественных явлений порождает  вероятностный характер их осуществления.  Игнорирование альтернативных ситуаций  обедняет представления об исторической  реальности. Изучение этих ситуаций  позволяет более широко и глубоко  охарактеризовать ход исторического  развития.

 Однако сам факт  признания альтернативного характера  развития многих исторических  явлений не нарушает закономерности  этого развития потому, что при  ведущей роли субъективного фактора  в складывании и разрешении  альтернатив действие данного  фактора ограничено объективными  условиями. Альтернатива — это  выбор из существующих возможностей  и борьба за реализацию выбора. Но возникновение разных возможностей  является объективным процессом.

 При анализе вариантов  общественного развития нужно прежде всего установить реальность альтернативной ситуации, ее действительное наличие в историческом процессе. Это приходится подчеркивать потому, что существует опасность увидеть такую ситуацию там, где ее в самой исторической реальности не было. Необходимо также различать понятия «альтернатива» и «вариант». Понятие «альтернатива» обозначает возможность и (или) результат реализации качественно различных путей развития. Понятие «вариант» предполагает количественные различия при единой качественной основе. И хотя грань между этими понятиями относительна, не всякий выбор варианта поведения означает наличие альтернативной ситуации.

 Условиями реализации  исторической альтернатив являются: 1) наличие в действительности (а  не и воображении субъектов  исторического процесса или его  исследователей) существенно различных возможностей (тенденций) последующего развития; 2) существование общественных сил, ведущих борьбу за реализацию этих возможностей.

 Победа одной из  альтернативных возможностей снимает  противостоящую ей возможность,  и альтернативная ситуация исчерпывает  себя. В какой мере это понятие» является окончательным, зависит от того, насколько победившим силам удалось подавить противостоящие силы и устранить возможности альтернативного развития. Это определяется тем, насколько глубоки объективные исторические корни этой возможности и как велики силы, борющиеся за нее. Но возможны и такие альтернативные ситуации, когда ни одна из противоборствующих тенденций развития и стоящие за ними общественные силы не могут взять верх. Если такое противостояние длительно, то ход исторического развития может снять эти альтернативы в результате возникновения новых возможностей.

 Ярким примером альтернативной  ситуации, имевшей судьбоносное  значение для нашей страны, являются  события 1917 г., когда различные  общественные силы вели борьбу  за реализацию существенно отличных друг от друга вариантов дальнейшего развития.

9. Понятие общественного прогресса.

Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии  непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление  развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию «прогресс» противоположно понятие «регресс», для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Некоторые социологи считали, что суть прогресса состоит в  усложнении социальной структуры, росте  социальной неоднородности. В современной  социологии исторический прогресс связывается  с процессом модернизации, т. е. с  переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

 Очевидно, что прогрессивное  развитие общества не исключает  возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов.. Более того прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркие свидетельства экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Различают две формы социального  прогресса — революция и реформа.

Революция — это полное, или комплексное, изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего  социального строя.

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

2.Слово «политика» (греч. ро1Шка) означает «государственные дела», «искусство управления государством».

 Политика существовала  не всегда. Причинами ее ио.шикновения стали поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — это важнейшая предпосылка политики.

 Наука предлагает различные  определения понятия «политика».

10. Экономика и экономическая  наука.

Слово «экономика» в переводе с греческого буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства

 Экономика играет огромную  роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными  условиями существования: продуктами  питания, одеждой, леи льем  и иными предметами потребления.  Во-вторых, экономическая сфера жизни  общества является системообразующим компонентом социума, решающим в его жизни, определяющим ход всех происходящих в обществе процессов.

 Экономику изучают  многие науки, среди которых  важнейшими являются экономическая  теория и социальная философия.  Можно выделить два уровня экономического знания (иногда говорят о двух разделах экономической теории): микроэкономику (исследует отдельные экономические единицы — рынки конкретных товаров и услуг, цены на них, экономику фирмы, семьи и т. д.) и макроэкономику (изучает фундаментальные проблемы экономической науки на уровне национального хозяйства в целом, например, экономический цикл, инфляцию, занятость и безработицу и т. д.). Следует также отметить и сравнительно новую науку — эргономику (изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

 Под экономикой в  широком смысле обычно понимают  систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных  благ, необходимых человеческому  обществу для его нормального  существования и развития. Иначе  говоря, экономика — это такая  сфера деятельности людей, в  которой создается богатство  для удовлетворения их разноообразных потребностей.

 Организуя свою экономическую  деятельность, люди преследуют определенные  цели, связанные с получением  необходимых им благ и услуг.  Для достижения поставленных  целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся материальные блага), орудий и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

 В непроизводственной  сфере создаются духовные, культурные  и иные ценности и оказываются  аналогичные услуги (образовательные,  медицинские и т. д.). Под услугами  подразумеваются целесообразпые виды труда, с помощью которых удовлетворяются те или иные потребности людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"