Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".
Иную классификацию
а) физиологические (в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);
б) экзистенциальные (в
безопасности своего
Вторичные потребности включают:
а) социальные (в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);
в) духовные (в самовыражении).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Психологи различают
также потребности подлинные
(разумные) и мнимые (неразумные, ложные).
Удовлетворение мнимых
От потребностей следует
отличать интересы людей.
7. Основные институты общества.
Важнейшими элементами общества являются социальные институты (лат. тегНийе — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.
К фундаментальным
институтам общества относят
семью, школу, производство, церковь
и государство. Это
1) в воспроизводстве рода;
2) в безопасности и социальном порядке;
3) в средствах существования;
4) в получении знаний,
социализации подрастающего
5) в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.
Каждый из этих институтов
объединяет большие массы
Характерными чертами
социальных институтов
1) объединение всех лиц,
занятых определенным видом
2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
3) наличие учреждений, снабженных
определенными материальными
4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;
5) интеграция в социально-
Помимо основных социальных
институтов существуют и
Социальный институт
делает связи между людьми
не случайными и не хаотичными,
а постоянными, надежными и
устойчивыми.
Поскольку в ходе
исторического процесса
8. Многовариантность общественного развития
Совершенно очевидно, что исторический процесс не только непрерывен и незавершен, но и многовариантен. В общественном развитии взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные факторы, в него вторгается множество случайностей, порожденных интересами, ожиданиями и волей множества людей и их объединений. С одной стороны, исторические события, цепь которых и составляет исторический процесс, уникальны и неповторимы. С другой — в историческом процессе имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов в различных странах и в различные эпохи. Таким образом, в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, так называемая историческая альтернатива.
Исторической альтернативой
является такая историческая ситуация,
которая характеризуется
В любой исторической
ситуации есть возможность
Однако сам факт
признания альтернативного
При анализе вариантов общественного развития нужно прежде всего установить реальность альтернативной ситуации, ее действительное наличие в историческом процессе. Это приходится подчеркивать потому, что существует опасность увидеть такую ситуацию там, где ее в самой исторической реальности не было. Необходимо также различать понятия «альтернатива» и «вариант». Понятие «альтернатива» обозначает возможность и (или) результат реализации качественно различных путей развития. Понятие «вариант» предполагает количественные различия при единой качественной основе. И хотя грань между этими понятиями относительна, не всякий выбор варианта поведения означает наличие альтернативной ситуации.
Условиями реализации
исторической альтернатив
Победа одной из
альтернативных возможностей
Ярким примером
9. Понятие общественного
Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию «прогресс» противоположно понятие «регресс», для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Некоторые социологи считали, что суть прогресса состоит в усложнении социальной структуры, росте социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. с переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Очевидно, что прогрессивное
развитие общества не
Различают две формы социального
прогресса — революция и
Революция — это полное, или комплексное, изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
2.Слово «политика» (греч. ро1Шка) означает «государственные дела», «искусство управления государством».
Политика существовала не всегда. Причинами ее ио.шикновения стали поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — это важнейшая предпосылка политики.
Наука предлагает различные
определения понятия «политика»
10. Экономика и экономическая наука.
Слово «экономика» в переводе с греческого буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства
Экономика играет огромную
роль в жизни общества. Во-первых,
она обеспечивает людей
Экономику изучают
многие науки, среди которых
важнейшими являются
Под экономикой в
широком смысле обычно
Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения поставленных целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.
Средства производства представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся материальные блага), орудий и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.
В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.). Под услугами подразумеваются целесообразпые виды труда, с помощью которых удовлетворяются те или иные потребности людей.