Шпаргалка по предмету" Архитектура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету" Архитектура".

Файлы: 1 файл

Архитектура.docx

— 5.88 Мб (Скачать файл)

 

ПО АРХИТЕКТУРЕ: 

 

  1. Влияние современных научных воззрений

 

Характеристика  постнеклассической науки

По  мнению большинства ученых-науковедов, будущая постнеклассическая наука  будет обладать следующими чертами:

1. Прежде всего наука будет должна осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, что является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет собственные задачи, но имеет свои границы применимости, которые необходимо осознавать и которые не могут быть нарушены. Именно это должна сделать постнеклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

2. Модернистская наука ставила  своей целью создание научной  картины мира, что вытекало из  представлений об интерсубъективности,  общеобязательности и незыблемости  научного знания. Постнеклассическая  наука должна будет осознать  невозможность построения полной  непротиворечивой научной картины  мира, поэтому она должна будет  включить в эту картину мира  человека, допустить элементы субъективности  в объективно истинном знании. Очевидно, это станет завершением  современной тенденции гуманизации  науки.

3. Важной чертой постнеклассической  науки должна будет стать комплексность  – стирание граней и перегородок  между традиционно обособленными  естественными, общественными и  техническими науками, интенсификация  междисциплинарных исследований, все  более полная интеграция наук, которая также приведет к распространению  методов естествознания на общественные  и гуманитарные науки, и наоборот.

4. Познание в модернистской науке  было монологическим – исследователь  изучал объект и высказывался  о нем. Сейчас и в будущем  исследователь все больше будет  осознавать себя частью исследуемого  мира, активно взаимодействующим  с наблюдателем через систему  обратных связей, что превращает  познание в диалог.

5. Модернистская наука, декларируя  необходимость своего развития  во имя удовлетворения растущих  человеческих потребностей, в основном  все же была ориентирована  на развитие производства. Но  настало время осознать невозможность  всеобщего материального изобилия, опасность безудержного развития  промышленности. Поэтому наука будущего  во главу угла должна поставить  производство, воспроизводство и,  может быть, изменение самого  человека как субъекта исторического  процесса, как личности, как индивидуальности. Это непременно приведет к  изменению представлений модернистской  науки о ценностно нейтральном  характере человеческого знания. Этика науки, моральная ответственность  ученых за сделанные открытия  перестанут быть пустой фразой.

6. Сами научные исследования, очевидно, будут основываться на системном  подходе и глобальном эволюционизме,  на представлении Вселенной как  иерархической соподчиненности  нелинейных, саморазвивающихся и  самоорганизующихся систем. Этот  мир, развитие которого идет  через точки бифуркации, вариативен  и случаен. Он состоит не  из кирпичиков – элементарных  частиц, а из совокупности процессов  – вихрей, волн, систем с обратной  связью. Этот мир – уже не  объект, а субъект, и мы –  люди – его часть.

 

 

№2. Архитектурные концепции тотального дизайна – причины возникновения, популярности и быстрого упадка.  

Тотальный дизайн — это вид проектной  деятельности, представляющий комплексную  разработку, включающую идеологически-насыщенную концепцию, направленную на преобразование окружающей действительности и гуманизацию общества посредством формирования идеальной среды и массового внедрения универсальных объектов и систем в жилое и рабочее пространство, и наглядное изображение, являющееся иллюстрацией теоретической модели построения совершенного общества, созданной на основе представлений об идеале и гармонии и рассчитанной, по своей сути, на будущее, так как в современном ей мире она выглядит как утопия.

Тотальный дизайн анализируется в историческом контексте. Зарождение и осознание  необходимости тотального преобразования действительности рассматриваются  в тесной взаимосвязи с древнейшей из наук — философией, дающей наиболее полное представление о предпосылках возникновения и задачах утопического проектирования. Становление тотального проектирования связано с более  поздними направлениями научного знания, а именно социологией, антропологией, психологией, глобалистикой и др.

Следует отметить, что споры о жизнеспособности тотального дизайна возникли с самого момента появления данного понятия, что объясняется тем, что при  высоком уровне теоретических и  проектных разработок практика реализации разработок тотального дизайна в  основном неуспешна и малопригодна для использования. Эти споры  не затихают до сих пор. В настоящее  время тотальный дизайн переживает второе рождение. Все чаще данное словосочетание можно услышать экранов и найти  в печатных изданиях. Тем не менее единое определение и представление о сущности тотального дизайна так и не сформировались.

История тотального проектирования традиционно  не вычленяется из истории дизайна, хотя имеет собственные законы развития и существования. Для дизайна  вообще, и тотального особенно, характерна высокая социальная и политическая значимость. Многие дизайнеры, создавая искусственную среду, задумывались о возможности ее совершенствования, о последствиях и влиянии, которые  может оказать новый дизайн на развитие и становление идеального общества. В таких работах с  особой силой проявлялась утопичность  тотального дизайна, характеризующаяся  стремлением создать индивидуальную, гармоничную, высококомфортную среду  обитания человека, благоприятную для  реализации общественных и личных потребностей, выражающую социальную значимость происходящих в ней процессов и дух времени. Однако тотальный дизайн преувеличивает масштаб изменений, предлагая переустройство всей жизни, отказ от традиционных, привычных объектов и их замену на универсальные, моделирующие среду и поведение тотальные дизайн-объекты. По силе воздействия и охвата тотальное проектирование стремится встать в один ряд с возможностями Творца, предполагает поглотить архитектуру, скульптуру, живопись и графику, все визуальные виды искусства. Как тенденция развития, тотальный дизайн занимает все больше места в жизни людей, превращая жизнь в зрелище, в спектакль, о чем предупреждал еще в 1967 г. французский писатель и философ Ги Дебор. В современных условиях тотальный дизайн становится могущественным инструментом в руках политических деятелей, руководителей могущественных экономических и информационных сфер, что приводит к значительным изменениям в понимании целей тотального дизайна, расширении его возможностей и связей.

Хронологические границы существования  тотального дизайна до сих пор  четко не определены. Тотальное проектирование, развиваясь параллельно с утопизмом, зарождается в эпоху Ренессанса. Однако полноценная реализация тотальных  проектов связана уже с началом XX века. Тотальный дизайн продолжает развитие на протяжении XX века и до наших дней. Социальные границы обусловлены  тем, что тотальный дизайн является признаком массовой культуры и соответственно может быть характерен для цивилизованной социальной структуры, перешедшей границы  кустарного производства. С точки  зрения географических и территориальных  границ тотальный дизайн — явление  межконтинентальное и характерно для  различных стран. 
1. Новое звучание тотального проектирования с 90-х годов XX века. Происходит смена приоритетов и задач тотального проектирования. Тотальный дизайн приобрел глобальные черты. Осуществляется реальная практика тотального дизайна, в соответствующих масштабах замыслов. Имеют место многочисленные диктаторские попытки реализовать тотальный дизайн на межконтинентальном уровне. Осуществляется невероятный по масштабу тотальный проект «Земля» по превращению всего населения земного шара в жителей проектной модели. Под лозунгом демократии, свободы слова и самовыражения происходит массовая стандартизация, усреднение социального положения, навязывание стереотипного поведения, тотальный контроль и отсутствие реального выбора. Ориентация на долгосрочную перспективу.

2. Изменились связи на всем  протяжении от проекта до реализации. Тотальный дизайн виртуализировался,  занял «место, которого нет». Произошло  снижение роли и значимости  дизайнера, как главного выразителя  гармонизирующих связей, за дизайнером  закрепилась только эстетическая  составляющая проекта. Институт  внедрения утопии в жизнь разросся  до небывалых размеров. Производитель,  Дизайнер и Потребитель раздавлены системой. Диктатура мегамонстров индустрии обеспечивает тотальное единство разнообразной продукции. Получают развитие оригинальные разработки небольших малоизвестных дизайн-бюро и дизайнеров. Растет число нереализованных и невостребованных проектов так же, как и число непрофессиональных и неглубоких проектов. Становится очевидным разделение тотального дизайна на два направления: проекты будущего и проекты настоящего.

3. Происходит обезличивание вещей  в дизайне, что является одним  из признаков тотального дизайна.  «Развеществление» продукта тотального  дизайна сопровождается переориентацией  с функции на идею. Коммерческий  дизайн оказался не в состоянии  предложить полноценный выбор.  Новые формы объектов вследствие  культивирования тотального вкуса  чрезвычайно похожи друг на  друга. Упор делается на технологию  и игру, форма отсутствует. Технический  прогресс, как панацея, последовательно  превращает жизнь не в самообеспечение,  а обеспечение обслуживающих  человека вещей.

4. Созданы идеальные условия  для диктатуры тотального дизайна.  Стирая различия между полами, тотальное проектирование создает  некого «среднего человека среднего  пола», «овеществляет» человека. Если в 60-70-е годы стиль unisex был новым модным течением, идеологией, то к 90-м годам он превратился  в общепринятый стиль жизни.  Реализуется установка на свободу  при отсутствии времени. Пропагандируется  регламентированный образ жизни.  Возрастают болезненное чувство  утерянной гармонии и жажда  ее обретения.

 

№3. Философские концепции последней трети XX века, повлиявшие на возникновение постмодернизма в архитектуре

 

Постмодернизм в архитектуре практически  с момента своего возникновения  в 70-е годы XX века проявил качества, демонстрировавшие отказ от композиционного  мышления как в его традиционном, классическом, так и в авангардно-модернистском  варианте.

Архитектурное мышление не только не утратило, но и своеобразно актуализировало  найденные в историческом развитии композиционные закономерности. Новая  стратегия, складывающаяся по отношению  к языкам исторических стилей, строилась  и продолжает строиться на аналитической  деконструкции их формально-смысловых  построений, что служит выработке  различных способов преломления  прежних правил ради бесконечной  дифференциации и порождения новых  формальных языков - видимого признака свободы рождаемого образа.

При всем том поэтика архитектуры  последнего тридцатилетия XX века практически  не допускала в состав своей категориальной парадигмы само понятие композиция и особенно теория композиции, так  как эти понятия как бы дозволяли  недозволенное - отвергнутый принцип нормирования композиционного мышления, или принцип выверенных приемов работы с формальными средствами выразительности. Понятие композиция, однако, всегда имело место в реальной профессиональной деятельности постмодернистской направленности хотя бы по той простой причине, что любой объект, вовлекаемый в постмодернистскую игру с формой, должен быть изучен, так сказать, в его собственном измерении, а значит, через познание композиционных закономерностей и авторской интуиции формы, в него заложенных.

Постмодернизм в широком культурном значении понятия, начиная с 70-80-х  годов XX столетия, выступал как концепция  духа времени. Современная философия  понимает постмодернизм как некий  эстетический феномен - явление, позволяющее  наблюдать себя и проявляющееся  в той или иной форме во всех видах художественного творчества. Эстетический феномен постмодернизма синтезировал, собрал воедино, с одной  стороны, теоретические концепции  постструктурализма, разрушающего скалу  позитивистского мышления и развитую на его основе деконструктивистскую практику критического анализа (в основном в литературоведении), с другой стороны, и это, по-видимому, главное, - значительную часть или почти всю художественную практику современного искусства.

Постмодернизм в искусстве и  архитектуре возник как бы спонтанно, непрограммно, без очевидной теоретической  подготовки явления, ярко заявив о себе в 70-е годы. Формальный эксперимент, глубоко индивидуализированный, предшествовал  программности. Программа поначалу никак не соответствовала духу времени. А к 80-м годам западные теоретики  уже предприняли попытку объединить в единое целое разрозненные явления  культуры и искусства, объявленные  различными сферами духовного производства как постмодернистские. Именно в 80-е  годы феномен постмодернизма в современном  искусстве предстал как теоретико-философская проблема. Постмодернистские параллели обнаружились в разных видах искусства. Архитектура уже имела солидный опыт саморефлексии по поводу эстетической практики первого этапа постмодернистского движения - постмодернистского историзма 70-х годов, представленного весьма пестро с точки зрения стилистики, но обнаруживающего единство, спрятанное где-то на уровне глубинной методологии. Первые работы Чарлза Дженкса о постмодернизме, как известно, появились на Западе уже в 1977 году8. В тот же период как бы прорастает и бумажный архитектурный деконструктивизм. В кратких эпатирующих заявлениях и в опытах нереализованных проектов деконструктивистов (в ранних работах группы «Кооп Химмельблау», например) можно обнаружить спонтанный выход к методу деконструкции архитектурного текста (аналогичному, по сути, методу, разрабатываемому одновременно в литературоведении применительно к литературным текстам).

Постструктурализм представляет интерес прежде всего как теория, зафиксировавшая качественные перемены ментальности, произошедшие в середине XX века, и отважившаяся на пересмотр отношения к классической западноевропейской метафизике, на утверждение конца царства монологизма, конца господства больших иерархизированных рациональных структур. Постструктурализм как философское течение, зародившееся еще в середине 60-х годов XX столетия и эволюционировавшее в течение четверти века, сегодня уже демонстрирует некоторые изменения первоначального канона. Эта теория, а также деконструктивистская эстетическая практика оказали большое влияние на формирование постмодернистского феномена. Философский метод Деррида построен на противопоставлении новых концептов (вводимых им понятий) концептам, бытовавшим прежде, привычно описывающим мир, и в особенности целому ряду теоретических концептов структурализма. Рассмотрим некоторые из новых концептов, предлагаемых лидером постструктуралистов Жаком Деррида. Но прежде приведем парадоксальную характеристику его философии, данную исследователем его творчества А. Гараджей: «...никакой текст о Деррида не возможен, потому что текст Деррида не излагает никакой системы, не выражает никаких идей, не имеет (страшно сказать) никакого смысла, поскольку ставит под вопрос как раз смысл»12.

Информация о работе Шпаргалка по предмету" Архитектура"