Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету" Архитектура".
В проектах и постройках постмодернистов
историзм непрерывно нарастал и оказывал
возрастающее воздействие на стилевую
направленность архитектуры в целом,
а также используемых в архитектуре
произведений живописи, скульптуры и
прикладного искусства в
Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.
Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.
Использование готовых форм — основополагающий
признак такого искусства. Происхождение
этих готовых форм не имеет принципиального
значения: от утилитарных предметов быта,
выброшенных на помойку или купленных
в магазине, до шедевров мирового искусства
(всё равно,палеолитического ли, поз
По сути дела, постмодернизм обращается
к готовому, прошлому, уже состоявшемуся
с целью восполнить недостаток собственного
содержания. Постмодерн демонстрирует
свою крайнюю традиционность и противопоставляет
себя нетрадиционному искусству аван
Эпоха постмодерна опровергает
казавшиеся ещё недавно незыблемыми постул
При этом в постмодерне слегка видоизменяется
заимствованный материал, а чаще извлекается
из естественного окружения или
контекста, и помещается в новую
или несвойственную ему область.
В этом состоит его глубокая
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.
Таким образом, постмодерн наследует
из соцреализма синтетичность или
Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.
Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).
Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.
Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур»
№6. Философские концепции симулякра, складки, ризомы.
Симулякр (от лат. — образ, подобие) – одно из главных понятий в философско-культурологической мыслипостмодернизма. Широкое употребление слово обрело благодаря творчеству французского мыслителя-постмодерниста Жана Бодрийяра. Именно он дал ему наиболее приемлемое для современного (постмодернистского) сознания определение и применял для характеристики самого широкого круга явлений: от общефилософских проблем современного сознания до политики и литературы.
Подход Бодрийара заключается
в том, что он попытался объяснить
симулякры как результат
Чтобы стать законченным, или, как предпочитает его называть Бодрийяр, «чистым симулякром», образ проходит ряд последовательных стадий:
В итоге, симулякр – это эхо отсутствующего
звука, тень отсутствующей вещи и
даже рисунок не существующего рисунка.
Эпоха симулякров находит яркое
воплощение во многих социальных и
культурных феноменах постсовременности
(например, гипермаркет, который не
является “точкой продаж” старой
формации, а представляет собой особый
сплав поп-арт музея, религиозной
общины, “территории праздника” и
определённого стиля
В результате возникает особый мир, мир моделей и симулякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальнее, чем сама реальность, — этот мир, который основывается лишь только на самом себе, Бодрийяр и называет гиперреальностью. Гиперреальность – это и есть своего рода матрица, которая делает реальность проблематичной, ускользающей, исчезающей. Ничто не реально, ничто не может быть точкой опоры – ни внутри, ни снаружи. Всем этим процессом правит симуляция, которая выдает отсутствие за присутствие и смешивает всякое различие между реальным и воображаемым.
Складка.
Термин ‘С.’ оформляется в рамках постмодернистской концепции складки, однако идея интериоризации внешнего как необходимого условия возможности конституирования внутреннего является универсально значимой для философии постмодернизма. Так, фундаментальным основоположением постмодернистской текстологии выступает та презумпция, что, ‘мнимая внутренность смысла уже сплошь проработана его же собственным внешним. Она всегда уже выносит себя вовне себя’ (Деррида), снимая саму возможность различения имманентно-автохтонного и привнесенного (см. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ). Аналогично, по Фуко, ‘Внешнее’ есть ‘движущаяся материя, оживленная перистальтическими движениями, складками и извилинами, которые вместе образуют Внутреннее; они — внешнее, но внутреннее Внешнего’.
Открытость самоорганизующейся
системы мыслится в концепции
С. в качестве условия самой
возможности феномена
Вместе с тем концепция складки фиксирует и векторное (содержательное) тяготение самоорганизующейся субъективности к будущему, что семантически изоморфно синергетической установке на тяготение системы к будущим своим состояниям, выраженное в понятии аттрактора: по словам Делеза, ‘внутреннее конденсирует прошлое... но взамен сталкивает его с будущим, которое приходит из внешнего, меняет его и заново создает’. (В плане фиксации терминологических параллелей между философией постмодернизма и современным естествознанием может быть отмечено, что Г.Николис и Пригожин, анализируя феномены спирального и винтового хаоса в свете исследования влияния на них хаотического аттрактора, отмечают, что ‘важнейшая особенность, прослеживаемая на обоих... — образование складки на поверхности, вдоль которой происходит неустойчивое движение’.)
(франц. rhizome — корневище) Понятие,
введенное Ж. Делёзом и Ф.
Гваттари в книге «Ризома.